[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2011 НИСАН 5771 – 4(228)
Не «ОСКАРОМ» ЕДИНЫМ
Михаил Эдельштейн
Фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть» (см. Лехаим. 2011. № 2) потерпел на «Оскаре» чувствительное поражение, получив три второстепенные статуэтки — за саундтрек, сценарий и монтаж, — но проиграв при этом во всех основных номинациях. Академики предпочли ему трогательную ретродраму «Король говорит», сдобренную прекрасной игрой Колина Ферта. Обе ленты, кстати, во многом похожи — простенькие истории, сильно теряющие в пересказе, но перенесенные на экран с тем профессионализмом, от которого уже рукой подать до настоящего искусства. Правда, на мой вкус, Финчер эту грань переходит, а Том Хупер с историей про короля-заику и приставленного к нему не то логопеда, не то психотерапевта так и остается крепким ремесленником.
Джек Карпентер в роли Патрика Эдельштейна в сериале «Правильная жена». 2011 год
Зато не оцененная академиками «Социальная сеть» на глазах порождает новую мифологию. Цукерберг стремительно превращается в любимца американской массовой культуры — причем Цукерберг не реальный, а именно финчеровский, блестяще сыгранный Джесси Айзенбергом.
Началось это практически одновременно с выходом «Социальной сети» в прокат — уже в октябрьской серии «Симпсонов» рисованный Цукерберг собственным голосом учил жизни Лизу и Нельсона. Теперь наступил черед неанимированных фильмов. Первым обратил на это внимание Антон Носик, отметивший в своем блоге практически одновременное появление небольшого выводка прозрачно переименованных цукербергов в очередных эпизодах американских сериалов.
В начале февраля отличился популярный сериал «Обмани меня», идущий у нас по Первому каналу, — там возник создатель суперуспешной социальной сети Зак Морштейн, кинувший своих партнеров. За ним последовал сериал «The Good Wife» — в Америке он идет с 2009 года, а в январе 2011-го под названием «Правильная жена» был запущен на «Домашнем», но быстро выпал из сетки. Так что до 14-го эпизода второго сезона очередь у наших телевизионщиков в ближайшее время вряд ли дойдет. А именно в этом эпизоде в адвокатскую контору, где трудятся герои, обращается обиженный Голливудом гениальный компьютерщик Патрик Эдельштейн, который судится с опорочившей его киностудией. Как констатирует Носик, претензии Эдельштейна к воспевшим его голливудцам точь-в-точь повторяют реальные претензии Цукерберга к оскароносному сценарию Аарона Соркина.
Не могу не добавить, что Эдельштейн в последнее время стал универсальным эвфемизмом для еврея, чем-то вроде классического Рабиновича. Вот и в совершенно замечательном фильме 2009 года «Меня здесь нет» закадровый радиоголос, помнится, разоблачал главного героя (как-бы-Боба-Дилана): мол, наши журналисты выяснили, что настоящее имя этой рок-звезды — Дэвид Эдельштейн. Жаль, создатели «Правильной жены» не догадались на один эпизод потеснить исполнительницу главной роли Джулианну Маргулис и временно переманить на ее место Лизу Эдельштейн из «Доктора Хауса». То-то был бы постмодернизм — Эдельштейн киношный приходит за помощью к Эдельштейн реальной!
Что до создателя Facebook, то образ пошел в массы, и обратного хода, похоже, уже нет. Не удивлюсь, если в ближайшее время аутичный компьютерный гений с фамилией на -берг, -ман или -штейн облетит мир вместе с Суперменом, поможет Человеку-Пауку вскарабкаться на небоскреб и подскажет верный диагноз доктору Хаусу. Куда там застенчивому Георгу VI с его четырьмя статуэтками!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.