[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2011 АДАР 5771 – 3(227)

 

ДРЕСС-КОД ДОСТУПА В ПОЛИТИКУ

Борис Клин

В начале года российское общество взбудоражило предложение РПЦ по «разработке» общенационального дресс-кода. С незначительными замечаниями идею поддержали и другие общины. Помощник главного раввина России Андрей Глоцер, указывая на сложность решения задачи, заявил, что «в обществе должно быть негласное соглашение о скромности в одежде». Аналогичное мнение высказали и мусульмане. Российские общественные деятели и представители творческой интеллигенции новую инициативу приветствовали, а вот правозащитники отнеслись спокойно.

С инициативой по разработке всероссийского дресс-кода глава Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин выступил в ходе полемики с группой феминисток. Первоначально это предложение наблюдатели восприняли как полемический прием, ответ на явно абсурдные претензии дам к известному священнику. Но все оказалось серьезнее. Фраза из письма феминисткам была подхвачена СМИ и превратилась в предложение. Которое было подхвачено на полном серьезе.

— Предложение отца Чаплина по сути является напоминанием о том, что приличная женщина на улице не должна одеваться так, как одеваются шлюхи на панели, а если их нельзя различить по внешнему виду, то закрадывается сомнение, можно ли различить их по содержанию, — заявил писатель Михаил Веллер «Интерфаксу».

Одновременно Веллер с сожалением заметил, что из идеи всероссийского дресс-кода ничего не получится: речь идет о том, чтобы в радикальных исламских странах женщины перестали носить чадру, паранджу, хиджаб и тому подобное, а не о том, чтобы в странах условно христианских их, наоборот, начали надевать.

Член Общественной палаты, вице-президент «МедиаСоюза» Елена Зелинская на страницах «Известий» дала жесткую отповедь недовольным инициативой протоиерея Всеволода Чаплина. «Не будем спорить с юристами. Да, Конституция гарантирует право не слушать то, что говорит Церковь. Мы, кстати, делаем это последние восемьдесят лет. И хорошо ли нам живется, господа? Расхристанные, с голыми пупками, свободные не уважать себя, ни во что не верить и требовать извинения у тех, кто исполняет свой долг», — пишет Зелинская.

Глава Чечни Рамзан Кадыров поддержал призыв протоиерея Всеволода Чаплина к женщинам быть благопристойными. «С каких это пор призыв быть скромной, держаться с большим достоинством стал преступным посягательством на чьи-то права?! Наверное, надо россиянам просто свою историю вспомнить», — за­явил Кадыров в интервью «Комсомольской правде».

И даже глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов отреагировал крайне мягко. Нет, конечно, специального закона о дресс-коде навязывать не надо… Ведь и так уже… «У нас уже есть общероссийский официальный дресс-код: для мужчин это костюм и галстук, для женщин — брючный костюм, платье или юбка. Существует православный дресс-код. Мы все знаем, что мужчина, входя в церковь, должен снять головной убор, и он не должен туда идти в майке и шортах. Такой же дресс-код существует для женщин, она должна входить в церковь с покрытой головой. Существует мусульманский дресс-код, иудейский».

Мусульмане и иудеи по поводу дресс-кода вступили в полемику относительно шаровар. «В России живут представители разных культур и вероисповеданий, и то, что является обязательным дресс-кодом для одних, совершенно не обязательно является таковым для других. Например, ношение шаровар принято среди части мусульманских женщин, но запрещено для иудеек», — пояснил свою мысль Андрей Глоцер. А вот заместитель муфтия Татарстана Валиулла-хаз­рат Якупов утверждает, что это специальные шаровары, женские. К тому же в Татарстане женщины их носят под платьями. То есть иудеев это смущать вроде бы не должно. Свое мнение относительно женщин в штанах имеют и православные. Глава правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев напомнил, что в храмы не пускают непотребно одетых женщин. Но женщин в брюках, по его словам, пускают в храмы. «Понятно, что брюки сегодня не несут никакого скрытого смысла. Женщина не надевает их с целью, к примеру, усилить свою сексуальность или пытаясь выразить какой-то протест. Просто так ей удобнее», — говорит Силантьев. Но я не сомневаюсь, что религиозные деятели нашей страны найдут взаимоприемлемый компромисс в отношении женщин в штанах. По сути, штаны оказались единственной дискуссионной проблемой, связанной с инициативой дресс-кода.

Ну да, конечно, были еще всякие блогеры недовольные, да и Людмила Алексеева, правозащитница, высказалась против, ну так она же лидер горстки «несогласных», добивающихся права стоять под стрелой подъемного крана на Триумфальной площади, а также права переходить улицу в не разрешенных властями местах. А серьезные люди идею дресс-кода одобрили. И это, безусловно, свидетельствует о возросшем политическом авторитете религиозных организаций. И хотя у нас не Северная Корея, представить себе федеральный закон о единой форме одежды пока еще трудно… Но все-таки протоиерей Всеволод Чаплин считает, что недалек тот день, «когда из приличного места неприлично одетую особу будут выводить».

«Думаете — утопия? Да нет, скоро придется привыкать», — пишет представитель РПЦ. Вполне возможно, что он прав. Потому хочу напомнить о еврейском дресс-коде: мужчины должны носить скромную одежду темных тонов и светлую рубаху. Для женщин — платье или юбка ниже колен, руки должны быть прикрыты, волосы замужняя женщина тоже показывать не должна.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.