[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2011 АДАР 5771 – 3(227)
ВЛАДИМИР КУНИН. ОТ «СОВЕТСКОГО ЦИРКА» ДО «ИНТЕРДЕВОЧКИ»
4 февраля в Мюнхене после продолжительной болезни скончался Владимир Кунин (Фейнберг), автор романа «Интердевочка», публикация которого в конце 1980-х годов — наряду с романом «Дети Арбата» или фильмом «Маленькая Вера» — стала одним из знаковых событий начавшейся в СССР перестройки.
Владимир Владимирович Кунин — писатель, драматург, сценарист, член Союза кинематографистов России, Союза писателей России, почетный член Международной ассоциации писателей и публицистов — родился 19 июня 1927 года в Ленинграде. Будучи сыном кинорежиссера В.Б.Фейнберга и находясь в эвакуации вместе с семьей в Алма-Ате, был призван в конце войны в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков. Через два года за недисциплинированность он был отчислен из Московской военно-авиационной школы, находившейся в Серпухове. После демобилизации Владимир Кунин поступает в Институт физкультуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта, откуда тоже был отчислен, успев стать мастером спорта по акробатике. Несколько лет выступает на арене цирка акробатом-вольтижером. Получив травму во время представления, долго лечился и в больнице начал писать первые рассказы. Они были опубликованы в журнале «Советский цирк», где Кунин вскоре начал работать специальным корреспондентом. В 1962 году вышла его первая повесть — «Я работаю в такси». После успеха снятого по его повести фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика» (1967) Кунин полностью посвятил себя литературной деятельности. Всего по его сценариям было поставлено больше 30 фильмов, среди которых «Интердевочка», «Сволочи» и «Правосудие волков», — последний фильм вышел в России в прошлом году.
Настоящую славу принесла Кунину опубликованная в начале 1988 года в журнале «Аврора» повесть «Интердевочка», которая вышла отдельным изданием и была напечатана в 23 странах на 17 языках. В 1989 году «Интердевочку» экранизировал режиссер Петр Тодоровский. В 1990 году писатель переезжает в Мюнхен, где им написаны «Иванов и Рабинович, или “Ай гоу ту Хайфа!”», «Русские на Мариенплац», «Лицо одушевленное» и др.
Я помню пересказываемые из уст в уста истории о жизни валютных жриц любви, аристократически промышлявших в снесенном нынче «Интуристе»; об образованных и часто замужних красавицах, зарабатывавших на шикарную импортную жизнь в постели с иностранцами. Об их всевластии в номенклатурном мире и бессилии перед милиционерами-шантажистами, также желавшими урвать хоть пачку лезвий «Gillette» от залитого неоновыми огнями запретного капиталистического мира. Я не знаю ни одного другого современного писателя, чья повесть передавалась бы столь обширно в устном пересказе. Драматическая история «интердевочки» Тани, вышедшей замуж за иностранца, чтобы покинуть сумрачный мир социализма, не могла оставить равнодушным никого в те романтические времена, в которые все молодое и среднего возраста поколения были охвачены желанием вырваться из-за «железного занавеса» в будущее. В будущее время, которое тогда обрело на короткий срок свое существование. Я слышал множество пересказов и видел спектакль, поставленный по «Интердевочке», в 1989 году в Зеленом театре в Баку: накануне приехавшие актрисы уже успели побывать на пляже, и было видно как обгоревшая их кожа сковывает движения при обнажении. А еще тогда я первый раз в жизни услышал властное томящее nuevo tango Пьяццолы, которое сквозным мотивом сопровождало все действие...
Повесть Кунина с необходимостью войдет в любое изложение хроники падения советского колосса на территории шестой части суши. О такой судьбе своего произведения многие писатели могли бы только мечтать.
Александр Кузнецов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.