[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  МАРТ 2011 АДАР 5771 – 3(227)

 

Уже слушаем. Еще не слышим…

Михаил Гольд

Два монолога. В этой скептической редакционной формулировке вся суть современных украинско-ев­рей­ских отношений, которым посвящен тематический номер «Укра­їн­сь­кого журнала» — ежемесячника для украинцев в Польше, Чехии и Словакии. Поднимая столь «неудобную» тему, авторы откровенны, не стыдливы и при этом не приторно-пафосны в своих призывах к толерантности.

Гвоздем номера стало интервью с известным польским публицистом, основателем журнала «Мидраш» и постоянным автором «Газеты выборчей» Константи Гебертом, анализирующим сходство/различие поль­ско-еврейского и украинско-ев­рей­ского «диалога»: «Украинское государство создано недавно, поэтому то, в чем евреи обвиняют Польшу как страну, в случае с Украиной становится обвинением украинцев как народа». Пагубность споров, вписанных в матрицу «или-или», для Геберта очевидна. Ведь невозможно начать настоящий диалог, не признав, что взгляд противоположной стороны на совместную историю так же правомочен, как твой собственный. Это, говорит Геберт, требует от евреев невероятных усилий — например, понимания, что кто-то вступал в дивизию СС «Галичина» не потому, что хотел уничтожать евреев, а просто не видя другой силы, готовой бороться за независимость Украины.

О тех же двух монологах, не эволюционирующих в диалог, пишет и Иза­белла Хруслинская. Глава Ваада Иосиф Зисельс размышляет о матрице идентичности украинских евреев, а директор Центра исследований истории и культуры восточноевропейского еврейства Леонид Финберг знакомит читателя с еврейским наследием страны. Герой Украины, литературовед и экс-диссидент Иван Дзюба дает широкую картину укра­ин­ско-еврейских отношений, начиная с XVI века и рассуждая, вслед за Жаботинским, об украинском «антисемитизме обстоятельств».

Историк Ярослав Грицак подходит к проблеме глубже, полагая, что украинцам была в свое время присуща юдофобия, но не антисемитизм как сформулированная идеология и система взглядов. Ведь даже в наиболее ксенофобских работах украинских националистов евреи трактуются как «второстепенные враги». Касается Грицак и одной из наиболее острых тем в украинско-еврейских дискуссиях последних лет: участвовала ли Украинская повстанческая армия в погромах или спасала евреев? Львовский профессор констатирует: УПА принимала участие и в убийствах, и в спасении, и сложно сказать, в чем активнее. Да, не найдено ни одного документа, подтверждающего массовое целенаправленное уничтожение евреев отрядами УПА, однако руководство организации видело будущую украинскую державу Judenfrei.

Два взгляда на Холокост во Львове — еврейский и украинский — транслируются в мемуарах Курта Левина и Евгения Наконечного. Редакция и здесь верна своей концепции двух монологов, двух правд: еврейской — о бесчинствах обывателей, как «гончие псы» охотившихся на евреев, и украинской — из уст львовянина, 10-летним пацаном носившего бывшим соседям продукты в гетто.

Номер полон мнений и суждений, явно не вписывающихся в нынешний осторожный и во многом лицемерный контекст вялотекущего ук­ра­инско-еврейского диалога. Например, об уманском феномене как совместном украинско-израильском предприятии и, нередко, совместной афере или об истории Галиции как примере краха идей мультикультурности. Впрочем, один из авторов полагает, что, если бы в Галиции праведников, укрывавших евреев, карали не жестче, чем во Франции, Голландии или Норвегии, от немцев спрятали бы половину местного еврейского населения (в реальности, напомню, спаслось 3%).

О многом сказано в «еврейском» номере «Украинского журнала», и еще больше осталось за пределами журнальных полос. Поэтому главред Ленка Вих обещает чаще обращаться к этой теме. Не ради дружбы народов, говорит он, а, скорее, для собственной гигиены.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.