[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2011 ШВАТ 5771 – 2(226)

 

ПИСЬМА О ВОСПИТАНИИ

Составитель Ишайя Гиссер

Вопросы воспитания всегда были приоритетными в служении Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Задолго до принятия на себя руководства Хабадом, едва спасшись из охваченной пламенем Европы, по поручению своего тестя, ребе Йосефа-Ицхака (Раяца), он создал и возглавил «Центр по вопросам воспитания» («Меркоз ле-инъёней хинух») и не оставлял этой работы до конца жизни. Тысячам его эмиссаров – шлухим – во всем мире была поставлена задача: воспитывать и образовывать подрастающее поколение, спасать детей нашего народа от смуты и распада, охвативших еврейский мир в XX веке. Пытаясь спасти немногое из того, что осталось от традиционного еврейского общества, Любавичский Ребе первым из духовных лидеров нашего народа перешел от «глухой обороны» к широкому распространению знаний об иудаизме, к экспансии «наружу».

Ребе инициировал перемены, революционные по своему воздействию и грандиозные по результатам. Этим он снискал признание и уважение и в еврейской среде, и у руководителей нееврейского мира. Недаром день рождения Любавичского Ребе по решению конгресса с 1978 года ежегодно отмечается в США как День воспитания.

Советы и рекомендации, которые Ребе давал в посланиях частным лицам и общественным деятелям, остаются востребованными и актуальными поныне.

Заповедь о воспитании как обязанность каждого еврея

22 ияра 5726

<…> Наши мудрецы говорят: перед тем как даровать евреям Тору на горе Синай, Б-г потребовал гарантий того, что евреи будут изучать ее и соблюдать заповеди. Все предложенные гарантии были отклонены. Тогда наш учитель Моше произнес: «Наши дети будут нашими поручителями!» (Шир а-ширим раба, 1:4)[1]. Без этих гарантов даже Моше не получил бы Тору! С тех пор Моше и все евреи несут ответственность за то, чтобы наши дети изучали Тору и вели праведный образ жизни, то есть получали еврейское воспитание. Никто не освобожден от усилий, необходимых для этого.

<…> При получении Торы должен быть учтен каждый еврей, поскольку у каждого есть свой удел в святой Торе, дарованной Всевышним, и его душа связана с ней. Ни один еврей не должен быть забыт или «потерян». <…>

 

Рош ходеш хешвана 5732

<…> Пока есть хотя бы один еврейский ребенок (мальчик или девочка), не получающий настоящего еврейского воспитания, считается, что община не исполнила своего долга.

<…> Наша эпоха – самая благоприятная для еврейского образования. В современном мире, где царит хаос и утрачены традиционные ценности, родители все больше осознают насущную необходимость еврейского образования. Что касается еврейских детей и подростков, то они всегда восприимчивы к Торе и заповедям. Это подтверждает истинность Торы и учения любавичского хасидизма, согласно которому Тора и заповеди – неотъемлемая часть того, что составляет основу личности еврея. Поэтому нужно только одно – помочь еврею найти свое подлинное «я». Вкусив от Торы и ее заповедей, еврей преисполняется радостью и благодарностью и дальше двигается сам, от свершения к свершению (парафраза Теилим, 84:8), помогая при этом другим и инициируя своего рода цепную реакцию.

Существует обычай, говоря о каком-либо событии или торжестве, связывать происходящее с содержанием соответствующей недельной главы. Например: знаменательно, что этот банкет назначен на неделю, когда все евреи мира читают главу «Лех-леха», начинающуюся повелением Всевышнего Аврааму покинуть свое отечество и начать новую жизнь в Земле обетованной (Берешит, 12:1-2).

Символически эти слова можно интерпретировать как призыв к каждому еврею, во все времена и в любом месте. Призыв не потерять себя в окружающем мире, не мириться с врожденными недостатками или приобретенными [дурными] привычками, не утонуть в повседневной рутине. Еврей должен возвыситься над всем этим и последовать за Б-жественным зовом «в страну, которую Я покажу тебе» – к тому образу жизни, который Всевышний заповедал первому еврею Аврааму и всему еврейскому народу на горе Синай. Более того, в самом этом призыве содержится обещание Всевышнего, состоящее в том, что этот образ жизни будет по силам не только избранным личностям, но каждому еврею (Дварим, 30:11-14). Именно этот образ жизни станет и для него, и для всего человечества источником блага, как сказано: «И тобой будут благословляться все племена земли» (Берешит, 12:3).

 

II адар 5703[2]

<…> В эти трудные дни следует вспомнить о том, что произошло во времена первого Амана[3], который некогда намеревался уничтожить всех евреев. Только двое – мужчина и женщина, Мордехай и Эстер, – умолили Всевышнего спасти свой народ и расстроили планы Амана.

Эстер не остановило то, что сама она была вполне благополучна, что лично ей ничего не угрожало. Она рисковала жизнью, чтобы спасти своих братьев и сестер. Однако, прежде чем самой просить об отмене страшного указа Амана, она сказала Мордехаю: «Пойди, собери всех находящихся в Шушане иудеев» (Эстер, 4:16) для молитвы и поста. Мудрецы говорят, что Мордехай тогда собрал тысячи еврейских детей и обучал их Торе.

В наши дни, когда новый злодей Аман ополчился на нас, мы можем не сомневаться, что и его ждет неизбежный конец, а «у евреев будет свет и радость, веселье и торжество» (Эстер, 8:16). Но для того, чтобы все это произошло как можно скорее, всем нам необходимо приложить усилия.

Каждая еврейская женщина, [подобно Эстер], должна обратиться с призывом: «Пойди и собери!» Собирайте еврейских детей и подростков. Учите их, не жалея сил, еврейству и Торе. Женщины, следите за тем, чтобы всегда хватало средств, необходимых для поддержки еврейского образования. Сделайте все, чтобы ваши сыновья и дочери выросли настоящими евреями.

Эта решимость ускорит падение Амана нашего времени. <…> Следите, чтобы ваши дочери шли вашим путем, получив достойное религиозное образование и правильное воспитание. Следите, чтобы достойные учебные заведения продолжали работать и развиваться, увеличивая число своих учениц, чтобы ни одна еврейская девочка не осталась без еврейского образования. <…>.

13 нисана 5708

<…> Я просил Вас принять участие в деятельности «Меркоз ле-инъёней хинух». В ответ Вы пишете, что не готовы заниматься сбором денег. Таким образом, Вы проигнорировали главное и сосредоточились на второстепенном. Основная задача «Меркоз ле-инъёней хинух» – максимально расширить сферу подлинного еврейского образования, создать альтернативу неприемлемым подходам к образованию, готовя благочестивых учителей и издавая написанные в духе чистоты и святости учебники и пособия для чтения, учить родителей и учителей трепету перед Небесами посредством изучения Торы и, в частности, учения хасидизма.

В настоящий момент есть возможность дойти до людей, [к которым прежде не было доступа]. Теперь самое подходящее время обратиться к ним, поскольку у них появилось желание слушать. Однако у нас недостаточно возможностей даже для самых первых шагов. Поэтому, чтобы изыскать необходимые средства, нужно личное участие каждого. Сделав это, мы докажем, что в этом мире нет препятствий, [способных остановить нас]. В свете всего сказанного выше – насколько весомы Ваши отговорки? <…>

 

Принципы воспитания

 

18 хешвана 5724

<…> Вы, безусловно, совершенно правы, когда пишете, что задача образования – не только в том, чтобы увеличить объем знаний, но в том, чтобы воспитать человека, подготовить его к тому, как самостоятельно вести еврейский образ жизни. Это особенно верно в наши дни, в связи с вредным влиянием среды, из-за которого особенно необходимо воспитание в детях Б-гобоязненности. Конечно же, именно в ней смысл Торы и ее заповедей, как сказано: «И повелел нам Г-сподь исполнять все эти установления, чтобы мы боялись Г-спода, нашего Б-га, ради нашего блага во все дни; чтобы дать нам жизнь, как ныне» (Дварим, 6:24).

Когда речь идет о целях еврейского образования, не должно быть никаких разногласий. Разногласия могут касаться только вопроса о том, какие подходы или методы лучше всего годятся для достижения этих целей. Эти методы различны в каждом поколении, в каждом городе, а порой – даже в каждом конкретном классе.

Еще один важный момент, о котором следует помнить: поскольку родители далеко не всегда проникнуты идеалами подлинного еврейского образования, следует действовать согласно подходу, предложенному нашими мудрецами: «Пусть человек всегда занимается изучением Торы, даже если он делает это и не ради нее самой. Ибо от такого [занятия] он придет к [изучению Торы] ради нее самой» (Псахим, 50б).

Именно поэтому зачастую так важно подчеркивать практическую пользу еврейского образования, пока люди сами не поймут сути. <…>

 

7 хешвана 5737

<…> Предложение объявить этот год Годом образования[4], чтобы преумножить работу во всех сферах еврейского образования, было с готовностью встречено в разных странах мира, и эта работа уже принесла добрые плоды.

Когда речь заходит о воспитании, «добрые плоды» – это не фигура речи, но аналогия, исполненная глубокого смысла. Не раз уже говорилось о том, что воспитание детей подобно уходу за ростком дерева, и малейшее повреждение саженца на ранних этапах развития может иметь судьбоносное значение для той поры, когда саженец превратится в дерево. Эта аналогия в высшей степени правомерна, если речь идет о самых ранних этапах образовательного процесса и воздействие на ребенка оказывают продолжительное время.

Мы – свидетели двух явлений, казалось бы, противоречащих друг другу; вместе с тем каждое из них создает благоприятный климат для истинно религиозного образования.

С одной стороны, в последние годы мы видим отчуждение значительной части еврейской молодежи от своего духовного наследия: порывают даже связь с еврейским народом. Порой это принимает крайние формы: дело доходит до ненависти к соплеменникам, до объединения с юдофобами.

С другой стороны, мы видим, что многие молодые люди страстно стремятся обрести истину и стать сопричастными еврейскому народу и его традициям. Ради этого они готовы пожертвовать карьерой и благосостоянием. Если помочь им и указать верное направление, они посвятят себя Торе и обретут внутреннюю гармонию.

Итак, усилия, совершенные во имя религиозного образования, увенчаются успехом, если предприняты с полной самоотдачей. Или, как говорили наши мудрецы, «слова, исходящие от сердца, проникнут в сердце»[5] и произведут необходимое впечатление. Об этом непреложно свидетельствует весь опыт нашей работы, доставившей много радости и заслужившей благодарность в городах и странах, где любавичские хасиды активно работают во всех сферах еврейского образования <…>.

Последовательное и самоотверженное сотрудничество сторонников религиозного образования, преданность избранному делу, осознание того, что еврейский народ – единый организм (а именно так говорили наши мудрецы), наконец, воодушевление как следствие предшествующих успехов – все это залог того, что награда за усилия превзойдет ожидания. Это же станет источником Б-жественного благословения – во всех начинаниях, материальных и духовных, – для всех вас, ваших семей и всей вашей общины. <…>

 

26 менахем ава 5710

<…> Спасибо, что сообщили мне об улучшении состояния здоровья Вашего сына. В самое ближайшее время оно станет еще заметнее, пока наконец он совсем не поправится.

Уверен, что Ваш маленький сын спит в ермолке, а Вы, в доступной для него форме, рассказываете ему о главе поколения, моем наставнике и тесте, ребе Йосефе-Ицхаке Шнеерсоне; а также о том, что праведник и после смерти обитает во всех мирах, включая наш «мир действия»[6], и даже в большей мере, чем при жизни (Зоар III, 71б). И он – источник благословений для всех, кто с ним связан, для детей, мальчиков и девочек, особенно. <…>

 

20 ияра 5712

<…> Рад слышать время от времени о расширении вашей деятельности. Надеюсь, речь идет не только о количестве, но и о качестве.

Разумеется, один час в неделю, предназначенный для религиозного обучения, не позволяет дать полноценное образование. Поэтому эти часы должны рассматриваться и учениками, и родителями как стимул, побуждающий их приступить к поискам такого [учебного заведения], которое дает полноценное еврейское образование, – ешивы, талмуд торы и т. д. С удовольствием отметил, что вы работаете именно в этом направлении, и желаю вам всяческих успехов и в этом деле.

Вы – молодая организация, работающая с еврейской молодежью[7].

Одно из основных качеств юности – нерастраченные запасы энергии и энтузиазма. Кроме того, молодым, находящимся лишь в начале жизни и еще не имевшим дела со многими ее нелицеприятными сторонами, свойственны большее великодушие и чистота.

Эти качества юности очень важно использовать в работе с молодежью и особенно – в воспитании детей. Вам будет легче достучаться до подростков, если вы попробуете повлиять на них, апеллируя к их интуиции, а не к разуму. Решающие факторы в деле успешного воспитания детей – личные качества, искренность и идеалистический подход учителей и наставников.

Желаю вам использовать вашу юношескую энергию ради самого важного дела – воспитания нового поколения, которое найдет себя в еврейской жизни. Посылаю вам мои наилучшие пожелания и благословения, чтобы ваш энтузиазм и ваши усилия увенчались безого­ворочным успехом.

Хочу напомнить вам слова моего наставника и тестя, основателя вашей организации: хотя религиозные занятия предназначены для того, чтобы приносить пользу ученикам, не меньшую пользу они приносят преподавателям и преподавательницам, поскольку работа в рамках программы «Освобождение от занятий» способствует их моральному и духовному росту. Это справедливо и в отношении тех, кто поддерживает движение, и тех, кто, несомненно, испытывает душевный подъем от причастности к этой святой работе.

Перефразируя слова мудрецов, я хотел бы сказать, что, сколько бы вы ни помогали этому проекту, он дает вам гораздо больше, ибо помогает достичь более высокого духовного уровня. <…>

18 элула 5738

<…> Уже не раз подчеркивалось, что задача истинного образования – не накопление знаний само по себе и оно не должно быть только средством заработать больше денег. Образование, прежде всего, должно воспитывать характер, развивать представление о моральных и нравственных ценностях и фундаментальных правах человека – в общем, работать на совершенствование общества.

Если же мы говорим о еврейском образовании, то, помимо задач, перечисленных выше, оно имеет и свою, специфическую: сохранить и передать следующим поколениям освященную тысячелетиями традицию нашего народа, которому с момента его появления было предназначено стать «царством священников и святым народом» (Шмот, 19:6)[8]. [Эта цель достигается] посредством безоговорочного следования в повседневной жизни вечным ценностям дарованной Всевышним Торы и ее заповедям, к которым добавляется особая составляющая: присущая Любавичскому движению любовь к ближним и самоотверженность.

Перевод с английского, идиша и иврита Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина, Эли Элькина

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]     Согласно мидрашу, среди поручителей, отвергнутых Всевышним, были праотцы и пророки.

 

[2]     Письмо активисткам женской благотворительной организации Zembiner Ge­mi­las Chesed Ladies Auxiliary, от 1943 года.

 

[3]     Ребе сравнивает Гитлера с Аманом.

 

[4]     5738 (1978) год был объявлен Ребе Годом образования.

 

[5]     Парафраза талмудического высказывания: «Слова того, в ком есть страх перед небесами, будут услышаны и приняты» (Брахот, 6б). См. также Мишлей, 27:19: «Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку».

 

[6]     Мироздание состоит из четырех миров; низший из них – наш материальный мир Асия, то есть «мир действия».

 

[7]     Выделено в письме. Письмо обращено к Национальному комитету по развитию еврейского образования (National Committee for Furtherance of Jewish Education), который был создан в 1940 году по инициативе шестого Любавичского Ребе Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Основной целью фонда было обеспечение еврейским детям полноценного образования в рамках действовавшей тогда программы «Освобождение от занятий» («Release Time Program»).

 

[8]     Эти слова были произнесены Всевышним накануне дарования Торы.