[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2011 ШВАТ 5771 – 2(226)
ПО ТУ СТОРОНУ ЗВУКА
Алексей Мокроусов
Выставка «Ленин, Сталин и музыка» в парижском музее «Город музыки» – впечатляющий рассказ о культуре СССР первой половины ХХ века. Здесь вспомнили и о светлых, и о темных сторонах истории, включая печально знаменитую антисемитскую кампанию послевоенного времени.
Шарль Делиус. Перед входом в павильон СССР на Международной выставке искусств и техники в Париже. 1937 год
В программе культурного года России во Франции было несколько «хитовых» проектов, выставка «Ленин, Сталин и музыка» – один из них. Редкие экспонаты, эффектный дизайн, множество кинофрагментов – все это делает визит в «Город музыки» запоминающимся событием. Его особенностями стали электронная версия каталога, которую можно купить на сайте музея в Интернете, и обилие музыкальных примеров, включенных в аудиогид. Даже удивительно, как куратор Паскаль Уйн не запутался в фактическом материале. Хронологические рамки выставки – от Октябрьской революции до смерти Сталина – позволили включить сюда «Русский балет» Дягилева, продолжавшего и в 1920-х годах поражать Европу своими постановками, музыкальные эксперименты театра Мейерхольда, историю киномузыки… Всего 400 с лишним экспонатов, от рукописей до киноафиш, предоставлено почти 30 музеями России и Европы, причем не только столичными – Москвы, Берлина или Парижа, – но и художественной галереей Перми, и базельским фондом Пауля Захера. Есть здесь и совершенно неожиданные вещи, например история «музыкальных барельефов» советского павильона в Трокадеро на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Их автор, Иосиф Чайков (1888–1979), учился во французской столице до революции, здесь он основал группу еврейских художников «Махмадим», издавал одноименный журнал на иврите. В 1920 году Чайков участвовал в Первой еврейской выставке в Киеве, год спустя издал брошюру-манифест «Скульптор», но уже к началу 1930-х принял эстетику соцреализма. После закрытия выставки его барельефы были подарены французскому профсоюзу металлургов, а тот разместил их для всеобщего обозрения в замке Байе. В 1940 году петеновцы разрушили композицию, остатки барельефов складировали в леднике замка, о них забыли и лишь случайно нашли в 2004 году. Барельефы отреставрировали и выставили в музее Гири-ан-Вексен; фрагмент же показали и в «Городе музыки».
Специальные разделы выставки посвящены музыке в спектаклях ГОСЕТа (этот раздел оформлен, в частности, эскизами Анатолия Гусятинского и Марка Шагала) и истории еврейской музыки в СССР. Здесь рассказывается, в частности, о судьбе Мечислава Вайнберга (представлен его фотопортрет работы Наппельбаума 1946 года; см. Лехаим. 2010. № 11), а также Михаила Гнесина. Сын раввина, он был одним из пионеров научного изучения еврейской музыки в дореволюционной России, много работал как композитор, в частности, для театра Мейерхольда. Международной известности достиг и Александр Веприк (1889–1958), представитель так называемой Новой еврейской школы – его «Песни и пляски гетто» были в репертуаре многих оркестров мира, в частности, Артуро Тосканини исполнял их в 1933 году в Нью-Йорке. Но уже в 1930-х в СССР начались репрессии в отношении еврейской музыки, пишет в каталожной статье Фридрих Гайгер. В 1950 году Веприк был арестован и отправлен в концлагерь, освободили его лишь после смерти Сталина, когда здоровье композитора было окончательно подорвано. ГУЛАГу посвящено немало материалов на выставке «Ленин, Сталин и музыка», – не только рассказывается о судьбах арестованных композиторов и музыкантов, но здесь представлены и фотографии музыкальной мастерской Беломорканала, и оригиналы инструментов, на которых играли в местах заключения. Среди арестованных был 19-летний композитор и скрипач оркестра Ленинградского радио Михаил Носырев, приговоренный в блокадном Ленинграде к смерти за антисоветскую пропаганду; в каталоге утверждается, что его участие в исполнении «Ленинградской симфонии» Шостаковича привело к замене расстрела на 10 лет лагерей. Носырев играл в оркестре в Воркуте, а после освобождения дирижировал в театре Сыктывкара. Автора четырех симфоний, его приняли в Союз композиторов лишь в 1967 году по личному настоянию Шостаковича.
Музыкальная элита не могла избежать ролей в пропагандистском театре. Снимок 1936 года запечатлел поездку на Беломорканал Хренникова, Шабалина, Хачатуряна, Кабалевского и Мясковского (последний был одно время учителем Веприка). Историю музыки невозможно отделить от истории страны. Фарс и трагедия шли рука об руку, и большинству этот союз жертв и палачей казался вечным.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.