[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)

 

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Майя Волчек

 

Режиссер А. Херманис

Поздние соседи

«Каммершпиле» (Мюнхен, Германия)

По рассказам Исаака Башевиса Зингера

В рамках фестиваля Нового европейского театра (NET) в Москве показали спектакль «Поздние соседи», поставленный одним из лучших современных режиссеров, главрежем Нового Рижского театра Алвисом Херманисом по рассказам Исаака Башевиса Зингера. Рассказов в спектакле использовано два, и играются они двумя актерами. Чтобы сразу покончить с темой «двоек», добавим, что Херманис второй раз обращается к творчеству Зингера, исполнитель мужских ролей в «Соседях» второй раз выступает в Москве в роли еврея (первым был Иов в одноименной пьесе), его парт­нерша второй раз работает с Херманисом, Херманис второй раз сделал спектакль о стариках... ну, и хватит.

 

«Поздних соседей» Херманис поставил не дома, в Латвии, а в знаменитом мюнхенском театре «Каммершпиле». В спектакле заняты ведущие актеры труппы – Барбара Нюсе и Андре Юнг. Оба играют точно, тонко, без давления на зрительскую слезную железу и не заигрывая ни с публикой, ни с темой (а казалось бы – старики! Евреи!). Актеры меняют характеры и внешность: ко второму действию стройная Нюсе оказывается толстухой, а корпулентный Юнг худеет вдвое. Эти превращения, конечно, добавляют «Соседям» театральности, а актерам – азарта.

Первая часть спектакля – «Поздняя любовь» – неоднократно переносилась на сцену (см.: Майя Волчек. Михоэлс и вокруг. Лехаим. 2010. №1). Вторая часть – «Сеанс» – играется, кажется, впервые.

В отличие от предшественников, Херманис ставит не пьесу, написанную по рассказу Зингера Валерием Мухарьямовым, а сам рассказ – персонажи даже говорят о себе в третьем лице. В пьесе Мухарьямова «Позднюю любовь» разыгрывают, как минимум, «на троих». У Херманиса героев вроде как двое. Но именно «вроде как».

Восьмидесятидвухлетний Гарри страдает артритом и простатитом. Он толст и по-стариковски неряшлив. Минут двадцать, не меньше, зрителю приходится наблюдать, как он раз за разом семенит в уборную, закидывает негнущуюся ногу на кровать, мусорит кукурузными хлопьями, пускает газы. Но для Херманиса чрезвычайно важна физиологическая составляющая старости, поскольку, по мысли режиссера, главная трагедия человека в том, что стареет лишь тело. И дряхлый, закрывшийся в своей квартирке, точно устрица в раковине, Гарри преображается, влюбившись в новую соседку – Этель. Ромео за восемьдесят, его Джульетте под семьдесят, они кокетничают, хохочут, строят планы и обсыпают друг друга кукурузными хлопьями вместо розовых лепестков. Но иллюзии счастья, примерещившегося Гарри, не суждено сбыться. На следующий день он узнает, что Этель покончила с собой, не справившись с тоской по умершему мужу. Так надежды Гарри и Этель разрушает Прошлое – третий полноправный герой спектакля Херманиса.

Прошлое задавило, лишило воли и доктора Калишера – героя рассказа «Сеанс». Мыслями он постоянно возвращается из послевоенного Нью-Йорка, в котором живет, в довоенную Польшу, где оставил возлюбленную. Во время войны возлюбленная погибла, и теперь Калишер пытается вызывать ее дух с помощью медиума – тоже польской эмигрантки, мадам Копицкой. Он прекрасно понимает, что привидение, являющееся ему, – не его потерянная любовь, а статистка, нанятая мадам Копицкой. Но эти сеансы – все, что у него есть, а грузная немолодая мадам, разыгрывающая для Калишера дурацкий спектакль, – единственный человек, которому есть до него дело.

«Поздние соседи» спектакль длинный, идет больше трех часов. После первого действия некоторые критики уходили со словами: «Это законченная вещь, смотреть дальше – значит размыть впечатление». Однако Херманис объединил две вполне самостоятельные истории в одну не из прихоти, а с конкретной целью. И цель эта становится очевидной в конце второго действия, когда смешная мадам Копицкая наряжает себя и любимого доктора в одежды индийских богов и звучат финальные слова: «Мы будем жить вечно и любить вечно». Потому что любовь, конечно, не отменяет ни старости, ни смерти. Но сильно скрашивает их ожидание.

В том, что эта мысль близка и понятна Алвису Херманису, убеждает не только его творчество, но и биография. На премьере «Поздних соседей» в Москве режиссер присутствовать не смог – в Риге готовился появиться на свет его шестой ребенок. «Я просто понял, что спектакли долго не живут, и решил компенсировать это детьми», – объяснял он по телефону журналистам.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.