[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)
ВЗГЛЯД И ЕГО ЭХО
Алексей Мокроусов
Ретроспектива Феликса Нусбаума в Музее еврейского искусства и истории в Париже впервые познакомила Францию с творчеством художника, чей масштаб лишь увеличивается с течением времени.
Феликс Нусбаум. Автопортрет в лагере. 1940 год. «Новая галерея». Нью-Йорк
Когда в 1932 году Феликс Нусбаум (1904–1944) отправился в Рим, на виллу Массимо, он вряд ли подозревал, что домой уже никогда не вернется. Римскую стипендию художник получил от Прусской академии искусств, решающей в награде стала его гротескная «Безумная Паризер плац», не только запечатлевшая самую красивую площадь Берлина, но и таившая в себе ироничные выпады в адрес президента Прусской академии художника Макса Либермана. Вместе с Нусбаумом стипендию получил и Арно Брекер. Как выяснится вскоре, ближайшее будущее достанется таким, как Брекер, – он окажется одним из важнейших художников рейха. На долю Нусбаума придутся скитания, концлагеря, побеги и Освенцим как надгробный камень.
Главным художником рейха еврей Нусбаум не мог стать по определению. Постоянный автор ёрнического журнала «Querschnitt», он был воплощением духа 1920-х, скандализировавшим общество и профессиональную среду. Те с трудом переживали сатиру, хотя и могли смириться с «новой вещественностью» как стилистическим направлением (Нусбаум был ему близок, поначалу, правда, восхищаясь Ван Гогом, затем Бекманом и Карлом Хофером).
Еврейские мотивы, многочисленные в его творчестве первой половины 1920-х, исчезают в конце десятилетия. От той поры мало что сохранилось. Зимой 1932/1933 годов сгорело берлинское ателье художника, погибло полторы сотни работ – почти все, что он создал к тому времени. В апреле 1933-го Нусбаум вынужден уже оставить виллу Массимо.
Жизнь в эмиграции пришлось начинать с нуля. Исколесив Европу, Нусбаум вместе со своей будущей женой, польской художницей еврейского происхождения Фелкой Платек, поселяется в бельгийском Остенде. Хотя он выставляется в Париже и в Амстердаме, но чувствует себя в художественной изоляции, часто вынужден менять пансионы, ради заработка берется за любую работу – от иллюстрирования книг до работ по стеклу.
Когда началась война, бельгийские власти поставили Нусбаума на учет как «нежелательного иностранца», затем арестовали вместе с женой, отправив в концлагерь во французские Пиренеи. Им удалось бежать, но они не пытались покинуть Европу и вернулись отчего-то в Брюссель, где перешли на нелегальное положение.
В последние три года жизни появляются самые важные картины Нусбаума, представленные в Париже среди 40 полотен и двух десятков произведений на бумаге, – «Автопортрет с еврейским паспортом» (1943) и «Триумф смерти» (1944). «Триумф» он заканчивает 18 апреля. 20 июня Феликса и Фелку арестовывают солдаты вермахта по доносу соседей. Считалось, что вермахт не принимал участия в уничтожении евреев, но именно после этого ареста Нусбаумы попадают в лагерь Мехелен, откуда их 31 июля отправляют в Освенцим. Жить художнику оставалось два дня. Судьба его жены документально не подтверждена, но вряд ли здесь могут возникнуть сомнения. В октябре в Освенциме же погибли и родители Нусбаума. Они не видели сына с весны 1934 года, когда вернулись из Италии на родину.
В итальянские годы Нусбаум много рисовал пейзажи. В годы войны он поневоле занимался натюрмортами и автопортретами. Автопортреты получались, как правило, среди мертвой природы, разрушенных зданий и выжженных ландшафтов. Желтая еврейская звезда на груди – чем не часть застывшего от ужаса пейзажа?
Нусбаум смог изобразить, как выглядит взгляд человека, цепенеющего от боли, но все еще остающегося человеком. Он создает произведения искусства, которые одновременно оказываются чем-то большим, чем искусство, занимают собой пограничные пространства. Это и документ времени, и его диагноз одновременно, психологическая штудия и отчаянная надежда хоть в чем-то сохраниться для потомков. Говорят, Нусбаум просил друзей сделать все, что можно, чтобы его картины не исчезли бесследно. Что можно считать состоявшимся в этой судьбе – исполнение хотя бы одного его желания.
Впервые его работы появились на выставках десять лет спустя после войны. Сегодня большая часть наследия Нусбаума хранится в его музее в Оснабрюке. Открытие в 1998 году здания, построенного по проекту Даниэля Либескинда, стало событием национального масштаба.
Из Оснабрюка происходит большая часть показываемых в Париже работ. Но для афиши выбрали «Автопортрет в лагере» (1940) из нью-йоркской «Neue Galerie». Художник изобразил себя на первом плане, он смотрит зрителю в глаза. На фоне запечатлена сцена из лагерной жизни, процесс дефекации в бочку, около которой дожидается своей очереди фигура в белом.
Наверное, есть не менее точные образы мировой дисгармонии, пытающейся уничтожить человека как личность и в итоге – как вид. Но вряд ли что еще сравнится с автопортретом Нусбаума по силе противостояния внешнему хаосу. Иначе всем давно бы пришлось смириться с тем, что кажется неизбежным. И каждого бы звали Арно Брекер.
Выставка в Париже продлится до 23 января.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.