[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)
Еще посмотрим
Ирвинг Пенн. Маленькие профессии
Лозанна, музей Элизиум, до 16 января
© by Condé Nast Publications, Ltd
Ирвинг Пенн. Трубочист (фрагмент). Лондон. 1950 год
Когда Ирвинг Пенн (1917–2009) в возрасте 21 года отправился из американской провинции покорять Нью-Йорк, мало кто верил, что этому потомку еврейских эмигрантов из России светит большое будущее. Но уже в 1941-м он напечатал первые фотографии в журналах мод, два года спустя сделал обложку для «Вога» – и с тех пор его карьера летела со скоростью курьерского поезда. Пенну повезло: глянец в ту эпоху был не тем, во что он превратился сегодня, журналы отправляли фотографов в долгие командировки за океан. В 1950-м Пенн обосновался в Париже, где для редакции снимал одно, а для души – людей с улиц, торговцев и разносчиков, которых приглашал к себе в студию. Люди фотографировались охотно, главное было уговорить их прийти в рабочей, а не воскресной одежде. Позднее Пенн продолжил работу над циклом в Лондоне и Нью-Йорке. Так и родилась серия «Small Trades», памятник уходящему времени, меланхоличный и оптимистичный одновременно. Пенн заставляет вглядываться в тех, кто окружает нас сегодня. Пройдет немного времени, и уже его зрителям предстоит исполнить роль уходящей натуры.
Вена, 1900
Базель, фонд Бейелер, до 16 января
Эгон
Шиле. Дома и пестрая прачечная (Два блока домов
и бельевые веревки). 1914 год. Музей Леопольда, Вена
Первое, что видит посетитель базельской выставки, – большое панно с фотографиями тех, кто на рубеже определял художественную и интеллектуальную жизнь Вены. Коло Мозер и Оскар Кокошка, Отто Вагнер и Адольф Лоос, Густав Малер и Зигмунд Фрейд – и, конечно же, Густав Климт и Эгон Шиле, ставшие главными героями проекта, их имена попали в подзаголовок выставки. Картины, мебель и архитектурные планы для нее предоставили крупнейшие музеи мира, от Венеции до Нью-Йорка, но в первую очередь австрийские собрания – всего здесь более двух сотен экспонатов. Главным поставщиком прекрасного стал венский Музей Леопольда (где сами базельцы как раз показывают the best собственной коллекции), откуда привезли не только многочисленную живопись и графику Климта и Шиле, но и столовое серебро Йозефа Хофмана, и полотна Рихарда Герштля (их также предоставил и музей швейцарского Цуга). Герштль учил живописи композитора Арнольда Шенберга, трагический роман с женой последнего привел художника к самоубийству. Шенберг продолжал заниматься живописью на протяжении всей жизни, большая часть его наследия хранится в венском центре его имени.
Французский рисунок конца XIX – XX веков
ГМИИ им. Пушкина, до 16 января
Осип
Цадкин. Читающая женщина (фрагмент). 1927 год.
ГМИИ им. Пушкина, Москва
Публикация полного каталога – достойный повод, чтобы показать запасники. Тем более что на Волхонке есть чем гордиться именно по французской части. Среди авторов двух сотен показываемых работ – Ренуар и Тулуз-Лотрек, Синьяк и Озанфан, Матисс и Леже… Поскольку среди первых покупателей нового французского искусства были московские и петербургские коллекционеры (а в Пушкинском сегодня хранятся остатки собраний Морозова и Остроухова, Щукина и Рябушинских), качество работ – на зависть многим. Представлена и графика эмигрантов, чувствовавших себя на берегах Сены как дома, от Ван Гога и Модильяни до Хуана Гриса и Пикассо. Есть здесь и «русские парижане» Марк Шагал и Осип Цадкин. Без них сегодня немыслима история французского искусства, да и 500-страничный том французского рисунка из собрания ГМИИ смотрелся бы неполно.
Татьяна Барбакова
Висбаден, Женский музей, до 30 января
Уилли
Мэйвальд. Татьяна Барбакова. Экзекуция (фрагмент).
Париж. 1934–1937 годы
Имя танцовщицы Татьяны Барбаковой (1899–1944) в России известно плохо. Урожденная Силли Эдельберг, дочь русского еврея из Латвии и китаянки, после революции она уехала в Германию, где сделала головокружительную карьеру танцовщицы. Кабаре в тогдашней Германии были скорее интеллектуальными, чем ночными клубами, об этом напоминают и названия номеров Барбаковой, вроде «Борьбы религий», успехом пользовалась и ее хореографическая пародия на кубизм и дадаизм. Китайскими танцами в исполнении Барбаковой восхищались во многих европейских странах, гастрольные турне проходили в Швейцарии, Голландии и Венгрии, а также во Франции, куда она эмигрировала после 1933 года. Здесь танцовщицу арестовали в декабре 1940-го, чтобы четыре года спустя убить в Освенциме. Кинозаписей с ее участием почти не осталось, зато сохранилось множество прижизненных изображений – от спичечных этикеток (вот настоящий признак славы) до картин, скульптур и фотографий.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.