[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)

 

Какие наши «Дни»

Александра Добрянская

Не привязываясь ни к каким памятным датам, юбилеям или годовщинам, Израильский культурный центр в содружестве с организацией «Гилель» решили провести «Дни Израиля в вузах». И… провели.

  

Заведующий кафедрой иудаики ИСАА МГУ Аркадий Ковельман
(слева). ИСАА. 15 ноября

Участники и гости «Дней Израиля в вузах». МГЮА. 16 ноября

 

В рамках «Дней» планировалось продемонстрировать Израиль со всех примечательных сторон. Стороны подбирались в соответствии с профилем вуза, где проводились семинары: в Юридической академии устроили круглый стол «Правовой Израиль», а в Университете культуры и искусств – выступление израильского джаз-банда. Изначально вузов в программе было четыре: ИСАА МГУ, МГЮА, МГУКИ­ и РГСУ, но в последний момент от программы в Социальном университете пришлось отказаться – как объяснила одна из организаторов, «из-за нестыковки с вузом». А жаль: в РГСУ намечались мероприятия, посвященные израильской прессе и пиару.

День открытия марафона прошел в Институте стран Азии и Африки – и не случайно: если верить первому секретарю посольства Израиля Йоси Тавору, вся современная российская иудаика жива и здравствует именно благодаря ИСАА. Правда, присутствующим он рассказал об этом под большим секретом, так же как и о том, что новый посол Израиля в России, Дорит Голендер, не имеет дипломатического образования. Как, впрочем, и сам Тавор – и он, и Голендер до посольства долгое время работали в журналистике. Чуткие студенты ИСАА не преминули спросить г-жу Голендер, как же ей удалось стать послом. Г-жа Голендер ответила быстро и честно: «Я хотела быть лидером».

Как будто в знак солидарности с послом слово «лидерство» на мероприятиях «Дней Израиля» звучало постоянно. Директор московского «Гилеля» Елена Крулевич в каждом вузе выступала с программной речью, рассказывая о том, что собой представляет «Гилель»: «‘’Гилель’’ существует во многих университетах по всему миру: в Гарварде, Станфорде, Йеле, Кембридже… Мы про несколько вещей. В первую очередь мы про практическое лидерство…» После прослушивания этой речи в четвертый раз как-то само собой подумалось, что «Дни Израиля», помимо того, что про Израиль, еще и про «Гилель». Что, впрочем, вполне объяснимо, если учесть, что практически всю организационную часть взяли на себя гилелевские активисты.

Первый секретарь посольства Израиля Йоси Тавор
и директор Израильского культурного центра Мирит Вакс.
ИСАА. 15 ноября

 

И все-таки главными событиями «Дней» были не речи официальных лиц, а культурные и исторические экскурсы. Самыми интересными оказались интерактивные занятия – вроде урока еврейских танцев в Университете культуры и искусств. В какой-то момент на урок зашла директор Израильского культурного центра Мирит Вакс и с умилительным акцентом заявила: «Мне говорят: ты работать будешь или танцевать?» – и выбрала второе.

Про те же танцы, но в теории рассказывал Йоси Тавор. В МГУКИ он прочитал лекцию, посвященную еврейскому театру – музыкальному и драматическому. Впрочем, лекция тоже была похожа на представление: попытки понять, как преподавать в век, когда средний студент не способен задерживать внимание на предмете дольше, чем на пять секунд, привели к логичному формату – во время выступления лектора на экран за ним транслировались фрагменты спектаклей и хореографических постановок.

В МГЮА спектакль решили разыграть прямо в аудитории: для студентов-юристов в деталях воспроизвели еврейскую свадьбу практически по всем канонам. Сложнее всего было убедить будущее российской юриспруденции в том, что проводившийся обряд не имеет никакой юридической силы. Чтобы разрешить последние сомнения, даже устроили развод – разорвали виртуальную ктубу (в программке это называлось «Интерактивная игра “Суд. Рассмотрение бракоразводного процесса в Израиле”»).

Алек Эпштейн и вовсе устроил театр одного актера, превратив круглый стол «Создание Государства Израиль» в монолог, – кажется, полуторачасовой, но от этого не менее захватывающий. На примере курения марихуаны была объяснена основополагающая разница между легальностью и легитимностью, а история наделения израильского Верховного суда функциями Конституционного в интерпретации Эпштейна напоминала вставную новеллу из «Гаргантюа и Пантагрюэля».

Но главный спектакль во время «Дней Израиля в вузах» разыгрывался вовсе не на сцене и напоминал не то современные гротескные постановки, не то театр-буфф. Речь, конечно же, о самих вузах, об их характерах и обитателях. На закрытии, оно же «Ночь израильского кино», организаторы горячо благодарили вузы за теплый прием, но нюансы, как всегда на торжественных мероприятиях, не озвучивались. Между тем изучать культуру трех совершенно разных учебных заведений было не менее любопытно, чем культуру Израиля. На их примере можно даже создать нечто вроде метафорической карты российского общества.

Культуроведы и художники прозябают на окраинах (МГУКИ находится в Химках), ютясь в мрачноватом здании с таким обилием переходов и лестниц, что, когда я пыталась найти мусорную корзину, все спрашивали у меня, не заблудилась ли я, – видимо, там это обычное дело.

Дипломаты и переводчики – поближе к будущим местам работы и к главной библио­теке страны, в «культурном» здании с историей. От щелкоперов (журфак) и православия (университетский храм Св. Татьяны) их деликатно отделяет пешеходный переход, который, правда, принято пересекать без оглядки на сигналы светофора.

Контора, поставляющая государству судей и адвокатов, соседствует с зоопарком. Может, это только совпадение, но повадки местных обитателей немного отдают природной непосредственностью соседей: реплики прямо во время семинаров, разговоры по телефону, подзатыльники и своевременный гогот. Естественный отбор крайне тщательный: я пыталась войти в здание в течение сорока минут, прежде чем меня все-таки великодушно впустили.

Кинотеатр «Алмаз». Ночь с 20 на 21 ноября

 

Видимо, последняя ночь марафона, которую проводили в кинотеатре «Алмаз», призвана была все эти микросоциумы как-то между собой примирить. Примиряли по старинке – весельем и задором: лица разрисовывали аквагримом под кошачьи морды, чтобы стереть самобытные черты, музыку настроили на громкость, не предполагающую никакого – тем паче межкультурного – общения, а развлечения предложили бессловесные, вроде аэрохоккея.

«Ночь израильского кино».

В довершение первый фильм показывали со спецэффектом, сплотившим публику в едином порыве: пленка странным образом дергалась, то затормаживая, то ускоряя движение на экране.

Никаких особенных выводов по итогам, увы, сделать не получилось. Что еврейская культура необъятная и многослойная, это мы знали еще до «Дней». Что Мертвое море с его удивительным миром соляных кристаллов помогает больным псориазом, – в общем, тоже слышали. Перебирая в памяти услышанное и увиденное за неделю, не без удивления обнаруживаю, что лучше всего помню, «про что» молодежная еврейская организация «Гилель». Молодежная еврейская организация «Гилель» – про практическое лидерство. А «Дни Израиля», видимо, таки про «Гилель».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.