[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2011 ТЕВЕТ 5771 – 1(225)
пОРТНОй ГЛЯНЕЦ, зимНЯЯ БАБУШКА ЦИЛЯ и другие
Оксана Алексеева
5 декабря в Государственном Кремлевском дворце в восьмой раз состоялась торжественная церемония вручения премий Федерации еврейских общин России «Человек года». Традиционно награждение лауреатов проходило в дни празднования Хануки.
Новым в этот раз стало общее настроение вечера. Впервые столь отчетливо оказалась выраженной собственная позиция организаторов премии. И сделано это было со вкусом, без надрыва и чрезмерного пафоса, интеллектуально, продуманно. Проявилось это и в выборе лауреатов, удостоенных премии, и в выборе ведущих. Журналисты Марианна Максимовская и Леонид Парфенов – это не шутливый парный конферанс, – одно появление этих журналистов на сцене создало у зрительного зала определенный эмоциональный настрой, а абсолютно узнаваемая интонация каждого из них наполнила произносимый ведущими текст дополнительным смыслом и ассоциациями. Интеллектуальный настрой церемонии ничуть не помешал теплой и дружеской, почти семейной, атмосфере вечера, в котором нашлось место и хорошим шуткам, и ярким музыкальным номерам. Каждому из 11 лауреатов были вручены диплом и приз – статуэтка «Скрипач на крыше», созданная известным израильским скульптором Франком Мейслером специально для премии ФЕОР «Человек года».
Премии «Человек года» в номинации «Представитель власти» за вклад в развитие еврейской общины Москвы удостоен первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин. В номинации «Общественная деятельность» награду получил член Общественной палаты РФ тележурналист Николай Сванидзе. За смелость, проявленную в годы Великой Отечественной войны, званием «Человек года» в номинации «Мужество» награжден Михаил Зирченко, который спас от смерти более трех десятков евреев. Режиссер Миндаугас Карбаускис получил награду в номинации «Театр» за спектакль «Ничья длится мгновение», поставленный по роману литовско-израильского писателя Ицхокаса Мероса в РАМТе. Олег Дорман и Феликс Дектор отмечены в номинации «Телевидение» за создание многосерийного документального фильма «Подстрочник», в котором переводчик Лилианна Лунгина рассказывает о жизни своего поколения. За последовательную позицию редакции журнала «Сноб» в укреплении идей толерантности в обществе премии в номинации «Журналистика» удостоен главный редактор проекта Владимир Яковлев. «Культурным событием года» был назван VI ежегодный Московский международный фестиваль еврейской музыки «Идишфест», за организацию и проведение которого награду получила Анна Пинская. В номинации «Издательская деятельность» награды удостоен директор фонда «Ави Хай» в СНГ Дэвид Розенсон. Меценатом года был назван руководитель фонда «Керен Едидут» раввин Йехиэль Экштейн за организацию помощи детям из малообеспеченных семей. Президент томской еврейской общины Юрий Зельвенский стал лауреатом в номинации «Общинная жизнь» за активное участие в строительстве синагоги в Томске.
Когда была названа номинация «Человек-легенда», зал замер, а первый же кадр ролика, представляющего лауреата, вызвал общее одобрение: «Тодоровский Петр Ефимович!..»
После церемонии своими размышлениями о премии, и не только о ней, с «Лехаимом» поделились Петр Тодоровский, Владимир Яковлев и Николай Сванидзе.
Лауреат в номинации «Мужество» ветеран войны Михаил Павлович Зирченко и актриса Элина Быстрицкая
Ведущие церемонии – Марианна Максимовская и Леонид Парфенов
Израильский певец Давид Д’Ор
«Человек года – 5770» в номинации «Человек-легенда» режиссер Петр Тодоровский.
Кинорежиссер, кинооператор, сценарист, актер, композитор, народный артист России. Лауреат международных кинофестивалей в Венеции, Берлине, Токио, номинант на премию «Оскар», обладатель главного приза Всесоюзного кинофестиваля и фестиваля «Кинотавр», лауреат премии «Ника», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степени, удостоен Государственной премии РФ и специального приза президента РФ «За выдающийся вклад в развитие российского кино».
– Знаете, кто больше всех обрадовался моей награде? Внук Петр, Петр Тодоровский. Конечно, все мои родные были довольны и радовались, но внук как-то особенно. Он гордится своей национальностью, тем, что он еврей, у него сильно проявилось еврейское самоощущение. Так остро, пожалуй, никто в нашей семье это не чувствовал, но и скрывать национальность никто из нас тоже не пытался.
– Вы удостоены многих наград, что значит для вас эта премия?
– Мне очень приятно. А что касается звания легенды, то оно за то, что я много работал и всегда старался работать очень хорошо – и как режиссер, и как оператор, и как автор сценария и музыки к фильмам, и как актер немножко. Ко мне вообще признание пришло после 60 лет, основные кинопремии и награды я начал получать именно в том возрасте. Поэтому, когда слышу от кого-нибудь: «Мне уже 50, куда менять что-то или затевать новое», так и хочется ответить: «50 лет – это же еще так много впереди».
– Вы исполняете и сочиняете музыку, когда она стала частью вашей жизни?
– Вскоре после рождения. Никогда не учился этому, нот не знаю, но всегда играл, сам освоил балалайку, потом гитару… Дай мне в руки инструмент, и я, скорее всего, через какое-то время заиграю на нем.
– Кроме гитары вы играете на…
– …пианино, балалайке, банджо, аккордеоне, а мелодии сами в голове звучат – и играю, подбираю их на слух, из головы.
– «Из него мелодии просто прут. Но записать – не может» – это из вашего фильма «По главной улице с оркестром». Получается, это и о вас?
– Можно сказать. Это стало моей второй профессией. Не так давно сочинил музыку для фильма Гарика Сукачева «Праздник». Записал сольные диски и совместный с Сергеем Никитиным, мы играем на двух гитарах, называется «Ретро вдвоем». Есть и совместный диск с Гариком Сукачевым. Меня, к слову сказать, на церемонии поразило исполнение Давида Д’Ора, он не просто хорошо пел, ему удалось передать атмосферу Израиля – мы с моей женой Мирой как будто вдруг оказались на летнем иерусалимском концерте на открытой площадке в праздничной теплой обстановке. Церемония вообще получилось удачной, интеллигентной и интеллектуальной. Ведущие Парфенов и Максимовская – это абсолютное «попадание». И еврейский «Скрипач на крыше», врученная мне статуэтка, совершенно замечательный, без каких-либо условностей, с массой «живых» деталей, которые интересно разглядывать.
Лауреат в номинации «Человек-легенда» Петр Тодоровский получает премию от лауреата премии ФЕОР «Человек года – 5765» народного артиста России Владимира Этуша
– В этом скрипаче видна простая ненадуманная история, такие истории во всех ваших фильмах...
– Простые истории, а иногда вроде бы простые – это же самое интересное, из них и состоит наша жизнь. Вот внук Петр своего сына назвал Ильей в честь моего старшего брата, который погиб на войне. Мы с братом потеряли связь в июне 1941-го, как только он ушел воевать. И совсем недавно, пару лет назад, документы брата и его останки обнаружили в братской могиле под Коломной. Во рву, где десятка два тел было…
– Петр Ефимович, какие у вас планы?
– Снять фильм. Есть идея, сценарий, материал хороший, все есть, кроме денег. Очень хочу найти деньги и успеть снять этот фильм.
«Человек года – 5770» в номинации «Журналистика» главный редактор проекта «Сноб» Владимир Яковлев.
В 1989 году основал газету «Коммерсантъ», впоследствии и одноименный Издательский дом, который возглавлял в 1994–1999 годах. С 2008 года – главный редактор проекта «Сноб».
– Моя мама абсолютно в восторге по поводу премии. У моей семьи в связи с нашим еврейством есть целая история. Большую часть своей жизни мама (ей сейчас за 70) скрывала свою национальность, делая это в том числе ради меня и моей сестры. Тогда казалось, что это – главный способ сделать нашу жизнь легче. За эти годы ей удалось научиться не говорить о своей национальности не только с другими, но и, в большой мере, с самой собой: мама фактически поверила, что никакого отношения к еврейству не имеет. Я много лет пытался убедить ее в обратном. Доходило до курьезов. Недавно мама позвонила мне со словами: «Ты знаешь, Володя, может быть, я все-таки не еврейка». Я спросил почему. Мама сказала: «Я нашла мамину трудовую книжку, в ней написано: “Вайнберг Рита Львовна, детский врач”, а национальность не указана!» Другая история: все мое детство у меня было трое друзей – Миша Шерман, Аркаша Каменьер и Саша Адамович, мы дружили всю школу. Так вот, они все трое были евреи, а я – русский...
О том, что я еврей, я узнал совершенно случайно в 18 лет. Мы втроем с сестрой и мамой пошли к портному. Это был известный в Москве портной по фамилии Глянец. Михаил Глянец. Мы встали в какой-то момент в ряд у его двери, и портной, оторвавшись от своей работы, посмотрел на нас и обратился к моей маме с очень характерным акцентом: «Ирочка, а у вас в роду не было евреечек?» И тут, совершенно неожиданно для меня и сестры, мама сказала: «Ну, как же, Михаил Ефимович, моя мама была еврейка». Мы с сестрой были совершенно потрясены, и в этот момент началась история моих взаимоотношений с принятием собственной национальности и собственных корней. Так что получение премии от своего народа стало для меня важным моментом. Это первая премия, которую я получаю за проект «Сноб», и мне важно, что это премия от соплеменников.
Телеведущий Лев Новоженов вручил премию в номинации
«Журналистика» главному редактору журнала «Сноб»
Владимиру Яковлеву
– Для вас что-то стало неожиданным на церемонии?
– Ханука – это праздник, говорящий нам о том, что можно найти прекрасное даже в оскверненном храме. Для меня Дворец съездов – это, безусловно, многократно оскверненное место. Меня поразило, что в таком месте удалось создать такой прекрасный, теплый, хороший, по-человечески ценный праздник. Это произвело на меня очень сильное впечатление.
– В журнале и интернет-ресурсе «Сноб» много материалов, глубоких и ярких, так или иначе исследующих еврейские проблемы. На ваш взгляд, еврейская тема в нашей стране имеет свои особенности?
– Наверное, я ответил на этот вопрос, когда говорил о значении национальной идентичности в моей семье. Безусловно, еврейская тема в России имеет совершенно самостоятельные обертона: у нас есть целое поколение (а, может, и не одно) людей, которые вынуждены были не просто скрывать свою национальность от других, но зачастую скрывать ее и от самих себя. Сегодня вопрос о том, что такое быть евреем в России, – это для многих вопрос о том, что такое быть самим собой. И прекрасно, что мы можем говорить об этом в полный голос.
– В названии проекта «Сноб» ставшая фирменным знаком первая буква «С» наоборот – откуда она?
– Ее придумал замечательный художник Алексей Маслов. Мы работали над логотипом проекта, и он предложил эту перевернутую букву «С». Мне она сразу невероятно понравилась: у меня немедленно возникло ощущение, что она отображает некоторую глубинную суть проекта. «Сноб» – это история про право людей на индивидуальность, на то, чтобы быть самими собой и в собственных глазах, и в глазах любого общества, любой власти, любой группы людей. Про право каждого на идентичность. Для меня перевернутая «С» – она про то, что можно быть близким и понятным другим людям, но при этом оставаться совершенно отдельным, самостоятельным, ни на кого не похожим и, может быть, даже «перевернутым» человеком.
В номинации «Общественная жизнь» тележурналист Николай
Сванидзе получил премию из рук посла
Государства Израиль Дорит Голендер
«Человек года – 5770» в номинации «Общественная деятельность» тележурналист Николай Сванидзе.
Тележурналист, автор цикла «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» (каждая серия посвящена одному году в истории России XX века), ведущий программы «Суд времени», лауреат четырех премий «ТЭФИ», заведующий кафедрой журналистики РГГУ, член Общественной палаты РФ, член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
– Мне понравилась церемония. Все было организовано четко и прошло весьма мило. Очень точным и удачным оказался, на мой взгляд, подбор ведущих: Марианна Максимовская и Леонид Парфенов – лучшая на сегодня пара для такого вечера, у каждого из них абсолютно своя, узнаваемая и достойная интонация, и вместе они создали особую эмоциональную и интеллектуальную атмосферу. Как и выбор лауреатов – надо сказать, в очень хорошей компании я оказался, быть в которой совсем не стыдно.
Музыкальный финал церемонии был впечатляющим – прекрасный вокал израильского исполнителя Давида Д’Ора и высокого класса джаз Игоря Бутмана и Вадима Эйленкрига – я получил настоящее удовольствие.
– «С еврейской кровью у меня все в порядке», – признались вы на церемонии. Это вы в связи со своей бабушкой Цилей Исааковной?
– И в связи с другой бабушкой. Так что с кровью действительно «все в порядке». Получается, что я и по своей маме, и по отцовской маме еврей. С бабушками в детстве я провел очень много времени, и они у меня делились на «зимнюю» и «летнюю». С «летней», Полиной Мировной, я жил в Подмосковье на даче, которую снимали, или же они вместе с дедом Анатолием Викторовичем (это родители моей мамы) вывозили меня куда-нибудь к морю.
А «зимняя», Циля Исааковна, мама моего папы, женщина яркой и сложной судьбы: сначала она была женой грузинского дворянина, ставшего крупным советским партийным чиновником (бабушка и сама сделала неплохую партийную карьеру[1]), а потом она стала вдовой «врага народа» и работала уборщицей. Я хорошо помню ее подруг, практически все были вдовыми и отсидевшими, лет так по 15–18, они не были старушками – они были крепкими, с характером, старыми женщинами, спаянными мужской дружбой. Следует сказать, что Циля Исааковна за свою жизнь трижды сделала карьеру, причем в самых разных сферах: до партийной работы она была модисткой, вполне успешной, мастерила женские шляпки, а позже, отработав свое уборщицей, пришла в московское экскурсбюро и стала весьма уважаемым экскурсоводом. Бабушки были очень разными, по-разному сильными. Полина вроде бы тихая, даже робкая, но с таким внутренним стержнем!.. Этого у них у обеих было не отнять. И жилось мне между ними очень тепло.
Джазмены Игорь Бутман и Вадим Эйленкриг
– Вам довелось поработать преподавателем истории, руководителем телевидения, ведущим различных телепрограмм. Чем вам больше нравится заниматься?
– Тем, что лучше получается, к чему душа лежит и есть талант, – телевизионной журналистикой. Сейчас у меня два проекта, оба на стыке журналистики и истории, и это пересечение мне наиболее интересно: делать «Исторические хроники» – большая серьезная работа, нами снято уже 90 документальных фильмов; и вести ток-шоу «Суд времени». Другое, не менее увлекающее меня занятие – преподавание, тем более что сейчас я читаю лекции по журналистике и основываюсь, получается, на собственном профессиональном опыте. Полученная мною награда, правда, не за работу на телевидении и не за журналистику, а за общественную деятельность. Эта оценка – лестная и ценная для меня, тем более что есть люди, которым в правозащитном деле удалось сделать много больше, и которые рискуют намного больше меня, особенно те, кто занимается проблемами Кавказа. Сегодня общественная работа стала, по сути, выражением гражданской позиции.
– История, преподавание, гражданская позиция – все это сошлось в обсуждении раскритикованного вами нового учебного пособия...
– Комиссия исторического факультета МГУ провела экспертизу этого учебника[2]. Крупнейшие историки сделали заключение по его поводу на 24 страницах. Отметили фактические и концептуальные ошибки, а также наличие в ряде тезисов ксенофобии и антисемитизма. Нашли даже больше ляпов и ошибок, чем мы первоначально. На мой взгляд, пособие не просто сделано не качественно, в нем присутствует профессиональное коварство: например, некое утверждение подкрепляется мнением академика Игоря Шафаревича. Но не уточняется, что Шафаревич – академик математики, а не истории, и в данном случае это частное мнение человека, на котором не может базироваться учебное пособие.
– «Всегда почему-то ксенофобия с бездарностью соседствует», – прочитала я недавно у Дмитрия Быкова.
– Конечно. Потому что ксенофобия – это проявление комплекса несостоятельности. Кто не бывает антисемитом? Тот, кто не чувствует себя глупее евреев. У нас сейчас очень много агрессии, раздражения, уличной грубости, причины у этого разные… И такая агрессия и категоричность находят для себя различные формы. Мало улыбок на лицах российских граждан…
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Дед, Николай Сванидзе, был первым секретарем Тифлисского горкома ВКП (б), министром путей сообщения Украинской ССР, репрессирован в 1937 году. Бабушка, Циля Сванидзе, работала в Женском совете ЦК ВКП (б).
[2] Учебное пособие для студентов вузов «История России. 1917–2009», написанное профессорами МГУ Александром Вдовиным и Александром Барсенковым. См. об этом: Сущая правда от Вдовина и Барсенкова // Лехаим. 2010. № 11.