[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)
Сознание, определяющее бытие
Составители Йосеф Гинзбург и Герман Брановер
Геоцентризм
По благодати Б-жьей
23 элула 5728 (16 сентября 1968)
Я получил Ваше письмо от 10 сентября; в нем Вы касаетесь вопроса о том, вращается ли Солнце вокруг Земли или наоборот, – поскольку Вы услышали от университетского студента, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца.
По Вашим словам, студент утверждал, что с точки зрения науки Земля несомненно вращается вокруг Солнца, – и это утверждение меня очень удивило. Человек словно отстал на полвека от современной науки... Такая точка зрения полностью опровергается теорией относительности, которая принята всеми учеными как основа всех отраслей современной науки.
Одно из главных положений этой теории заключается в следующем: когда два объекта движутся в пространстве относительно друг друга (первоначально эта теория возникла из анализа движения звезд, планет, Земли и т. д.), то равно допустимы две возможности – в данном случае, что Земля вращается вокруг Солнца или что Солнце вращается вокруг Земли. И данный факт с точки зрения науки считается абсолютно бесспорным.
Обратите внимание на существенный момент: этот вывод не зависит от того, насколько точны и полны наши научные знания; он выражает однозначную позицию современной науки: в принципе, нельзя научно доказать, что вокруг чего вращается – Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли.
И заметим, что каждый отдельный ученый, как и всякий человек, может придерживаться одного из двух альтернативных вариантов или же просто верить в один, а не в другой. Тем самым он выражает только личные предпочтения, которые у него есть. Но неверным было бы считать, что наука разрешила вопрос в пользу одной школы за счет другой.
Разумеется, есть ученые, которые выступали с подобными декларациями полвека назад, – что, по крайней мере, отчасти объясняет, почему учебники в начальной школе отражают эту устаревшую концепцию. Но удивительно вот что: современный студент университета, окончивший среднюю школу и поступивший в колледж, обязан иметь хотя бы некоторые представления о теории относительности! А он приписывает науке такой ненаучный и устаревший взгляд.
Суммируя вышесказанное, мы поймем со всей очевидностью: если некто заявляет, что можно быть ученым и утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли, а другой утверждает, что наука отвергает такие представления (я подчеркиваю: «наука» – в отличие от «ученого», отдельного человека), то первый твердо опирается на фундамент современной науки, тогда как второй застрял в мире и эпохе Коперника.
Судя по Вашему письму, излишне останавливаться на той истине, что своей жизнью и повседневным поведением, своими конкретными действиями еврей должен осуществлять Волю своего Творца – Творца неба и земли: как учили наши мудрецы, самое главное – это поступки человека.
Элементарные частицы материи
По благодати Б-жьей
18 тевета 5720 (18 января 1960)
Получил Ваше письмо от 10 января, в котором Вы просите разъяснить ссылку на четыре основных элемента (йесодот), упомянутых в гл. 1 книги «Танья», и то, каким образом это количество совместимо с положениями современной химии, насчитывающей более сотни элементов.
Прежде чем ответить на Ваш вопрос, позвольте сделать пару поправок.
Прежде всего, первоначально утверждение о четырех элементах приводится в Мидраш раба Бемидбар, 14:12, затем (в гораздо более развернутом и детальном виде) – в Зоар, а уже потом разъясняется в различных каббалистических источниках.
Во-вторых, современная химия насчитывает значительно меньше сотни элементов – если вещество рассматривается в плане его базовых компонентов, то есть элементарных частиц. Ведь так называемые элементы сами состоят из атомов – мельчайших частиц, на которые можно разделить элемент и которые сохраняют его свойства и характеристики. Атомы, в свою очередь, делятся на еще более мелкие частицы – электроны, протоны, нейтроны.
Отсюда ответ на Ваш вопрос: перед обсуждением следует точно определить понятия. Как указано выше, так называемые «элементы» не являются основными составляющими вещества. Даже понятие «атом», под которым первоначально понималось нечто невидимое, в настоящее время может считаться архаизмом, поскольку подразумевает совершенно иное и используется только для удобства.
Подобно этому, когда мы говорим о некоем человеке как элементе общества, то вовсе не имеем в виду, что сам этот человек не представляет собой сложного образования.
На этот момент следует обращать внимание, когда мы говорим о понятии йесодот в Зоар, Мидраш раба, каббале и, конечно же, в Танье и других хабадских источниках. Оно не означает ничего неделимого или неизменного при обычных условиях.
Можно также отметить, что нет никакой иной школы, которая характеризует эти четыре йесодот – не в смысле их физических характеристик, а скорее качественно: «огонь» – как тепло и сухость, «воду» – как прохладу и влажность и т. д.
Надеюсь, что я ответил на Ваш вопрос. Если у Вас еще есть вопросы, пишите мне без колебаний.
Где находятся Небеса?
По благодати Б-жьей
22 ияра 5721 (8 мая 1961)
В письме от 24 апреля Вы пишете об очевидном противоречии между нынешними научными попытками освоить космос, в частности, достичь Луны, с положениями Торы о том, что Небеса принадлежат Б-гу, а землю Он отдал сынам и дочерям человеческим.
На самом деле никакого противоречия здесь нет, если рассматривать понятие «Земля» не в узком смысле (применительно только к нашему земному шару), а в ее подлинном смысле – то есть включающем атмосферу и всю материальную вселенную, в которой пребывает человечество. Не следует путать понятия «небеса» и «планеты». Звезды, планеты, луна и т. д. не относятся к «небесам», поскольку «небеса» – нечто духовное, тогда как планеты материальны и принадлежат материальной вселенной.
То, что Б-г сотворил так называемые небесные тела, дабы они послужили нашему миру, давали свет, тепло и энергию, разместил их на небесном своде на определенном расстоянии от земли, не препятствует попыткам человека что-то узнать о них. Подобным образом, когда в Торе говорится, что Б-г разместил Луну на небе, чтобы она освещала Землю, это не исключает возможности полета человека на Луну. Слова о том, что небеса принадлежат Б-гу и т. д., имеют следующий смысл: Б-г пребывает везде, включая небеса, человек же, помещенный в материальную вселенную, представляет собой ее часть и, следовательно, должен возделывать большую ее часть – пока продолжается жизнь на Земле. В нынешних научных экспериментах и свершениях нет ничего такого, что противоречило бы Торе, да и не может быть таких противоречий, ибо Тора есть Истина.
Судя по тому, что Вы пишете, и по Вашему прошлому опыту, я убежден: Ваша повседневная жизнь строго соответствует Торе, которую называют Торой жизни, и требованиям мицвот, которые надлежит соблюдать евреям, что Вы уверенно продвигаетесь по этому пути, в соответствии с принципом: все, что исходит от Всевышнего, должно совершенствоваться.
О природе времени
Само время также сотворено. До Творения никакого времени не существовало.
Эта мысль выражена в рассуждениях Алтер Ребе – в Шаар а-криат Шма, от имени Магида из Межерича. Некоторые[1] высказывали сомнения в правильности данного положения, ссылаясь на ряд утверждений наших мудрецов:
а) «Рабби Йеуда сказал от имени рабби Шимона: это (стих “и был вечер, и было утро: день один”) учит нас, что порядок времени существовал заранее» (Берешит раба, 3, на Берешит, 1:5).
б) «Тора существовала две тысячи лет до мира» (Псахим, 54а, Шаар а-криат Шма, c. 150).
Однако в этом вопросе хасидут следует мнению Рамбама (Море невухим, 11:30) о том, что время есть сотворенная сущность. Его взгляды разделяют многие великие еврейские мудрецы, среди них рабби Саадья Гаон (Эмунот ве-деот, Маамар 3, ве-а-Райя а-далед), Рашба (Шаалот у-тшувот 1, 418), Рама Ми-Панау (Асара маамарот, Маамар Эйм Коль Хай, т. 1, гл. 16), рабби Овадья Сфорно и т. д. См. подробнее обо всем этом в Шомер Эмуним[2].
Что такое время?
На более глубоком уровне мы можем разрешить это противоречие следующим образом.
Время рассматривается в двух аспектах:
а) как измеряемое время, мерой которого служит движение;
б) как сам поток времени.
Этот второй аспект еврейские философы (Море невухим, II, 13) называют «количеством времени», или «формой времени»; «время, которое невозможно измерить».
Они учат, что только измеряемое время может быть «сотворено», поток же времени не есть «творение». Истина, однако, состоит в том, что даже этот поток был сотворен, как объясняет Цемах Цедек в Дерех мицвотеха, и о чем несколько раз упоминается в Сефер Асара маамарот.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.