[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)
НЕ СТОИТ ПРОГИБАТЬСЯ ПОД ИЗМЕНЧИВЫЙ МИР
Борис Клин
В самый разгар противостояния представители традиционных российских конфессий еще посылали «сигналы» поддержки городскому голове Юрию Лужкову. Может, делали они это не столь явно, как мастера культуры, все равно вполне ясно и однозначно. От мастеров культуры, честно говоря, ничего другого, кроме хорошо рассчитанного холуйства, никто давно не ждет. А вот религиозные деятели, которым, кажется, уж сам Б-г велел вести себя иначе, напрасно разменивают свой авторитет на столичную недвижимость.
Юрий Лужков былую популярность утратил задолго до позорной отставки. И надо быть слепцом, чтобы не видеть чудовищные пробки, издевательство над людьми в виде «выборочного капитального ремонта», бесконечные конфликты горожан, вызванных «точечной застройкой», более походившей на ковровые бомбежки, низкий уровень медицинского обслуживания. Здравый смысл отказал московским чиновникам настолько, что прошлой осенью они попытались отнять знаменитые «лужковские надбавки» у части стариков, и лишь скандал, поднятый в СМИ, вынудил бывшего мэра отказаться от этой варварской акции. Список претензий к мэру можно продолжать довольно долго, и, боюсь, он занял бы весь объем журнала, и хватило бы еще на пару номеров. А религиозные деятели – православные, мусульмане, иудеи – продолжали славить Юрия Лужкова. Более того, даже после президентского указа они настойчиво выражали ему свою благодарность. Правда, последнее, по мнению политтехнологов, уже было связано не столько с личностью Лужкова, сколько с посланием его преемнику, мол, «пусть знает, мы верны до конца»…
Бывший мэр действительно для оживления религиозной жизни сделал немало. При нем построен новый громадный кафедральный православный собор и восстановлено множество других храмов. И евреям грех жаловаться – при Лужкове появился Московский еврейский общинный центр, отреставрирована за счет городского бюджета хоральная синагога. Лужков исправно давал разрешения на установку Ханукии в центре столицы, и сам принимал участие в зажигании огней на ней. За это-то его и благодарили и священники, и раввины.
Но эти благодарности свидетельствовали, прежде всего, о беспринципности религиозных деятелей, а вовсе не об отдании должного многолетнему руководителю города. Из славословий в адрес Лужкова следовало, что и для раввинов, и для священников, и для православных общественных деятелей, и для активистов еврейской общины куда важнее здания религиозного назначения, храмы, синагоги, чем безудержный рост цен на жилье, нехватка детских садиков, дикие очереди в поликлиниках и недостаток врачей в них. Условия лечения в больницах, нормальная работа транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, разумная политика в области городской застройки – словом, все, что составляет жизнь горожан, в том числе и верующих, религиозных деятелей не волновало. Для них оказалось самым важным решение их, сугубо узких корпоративных проблем.
Хочу пояснить, что проблема не в том, что была оказана поддержка непопулярному политику. Я вовсе не считаю, что поддерживать следует исключительно политиков популярных. Просто обращаю внимание на систему приоритетов, возникшую в том числе и в еврейских религиозных общинах (как и в других общинах нашей страны). А система эта порочная, ибо на первое место ставит не человека, к тому же маленького, бедного, больного, беззащитного перед властями, а строительство культовых сооружений.
Юрий Лужков был ценим религиозными лидерами, он получил почти все ордена Русской православной церкви, в 2003-м – орден «Аль-Фахр» от Совета муфтиев России. В 2006 году он чуть не стал лауреатом премии ФЕОР «Человек года». То есть, информация о его победе в номинации «Государственный деятель» уже было разошлась (ее и сейчас можно найти в Интернете), однако ни сам Юрий Михайлович, ни его помощники по неизвестным причинам за статуэткой не явились. Но евреи на него не обиделись. Лужков вообще казался непогрешимым.
За все эти годы ни один религиозный деятель не сказал прямо, ясно и однозначно ни слова о том, что Москва при правлении Лужкова превратилась в город, неудобный для жизни, что столичное правительство допускает серьезные ошибки. Нет, лишь явно чрезмерные и неуместные благодарности.
Такой подход не только сыграл дурную шутку с самим Лужковым, поскольку давал основания увериться в собственной непогрешимости, но и подрывал авторитет лидеров религиозных общин.
На церемонии вступления в должность нового мэра присутствовали представители всех конфессий. Полагаю, никто из них особенно не задумывался о том, как выглядит их участие в этом мероприятии с точки зрения людей, находившихся по другую сторону телеэкранов. Им, религиозным лидерам, придется с новым мэром решать множество вопросов, и они явились засвидетельствовать ему свое почтение. А вот большинство людей воспринимают их присутствие там как благословение и одобрение всего того, что задумал новый мэр. А все ли он хорошо задумал? А что у него получится? Не знает никто. Известно лишь, что мэр Собянин готов сотрудничать со всеми традиционными конфессиями. То есть о строительстве зданий религиозного назначения его гости могут не беспокоиться. Но мне странно, что они совсем не беспокоятся о наполнении этих зданий. А оно зависит от способности священнослужителя говорить правду правителям и не путать свое облачение с фраком официанта.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.