[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)
ДЖОЗЕФ СТАЙН. КОГДА УХОДЯТ СКРИПАЧИ
24 октября на Манхэттене умер Джозеф Стайн, драматург, либреттист и знаменитый автор диалогов мюзикла «Скрипач на крыше».
Ему было почти 99 лет, он был уже давно нездоров, но безостановочно работал, а умер от случайного падения. Незадолго до того Стайн объяснял детям, что лучшие шутки непременно унесет с собой в могилу (и они ему верили). Возможно, так оно и есть. Легкая ирония с налетом печали, доставшаяся Стайну в наследство, – вероятно, от Шолом-Алейхема, но, может быть, от родителей или вообще от родовой культурной интонации – еще в середине 1940-х сделала его скетчи, либретто и радиошоу сначала страшно популярными, а потом и легендарными.
В семье Стайна (его родители были выходцами из Польши) Шолом-Алейхема было принято читать детям на ночь. Мрачновато, но полезно. Джозеф родился в Нью-Йорке в 1912 году, и предполагалось, что его карьера будет связана с психологией. В 1937-м Стайн окончил Колумбийский университет и потом несколько лет проработал социальным работником в психиатрической клинике. На перемену деятельности его подбил знакомый бродвейский актер Зеро Мостель, заплатив Стайну 15 долларов, чтобы тот не отлынивал. Больше десятка лет Джозеф Стайн работал в соавторстве с Уиллом Гликманом – они делали скетчи для радио, сцены и телешоу, а также либретто мюзиклов. С 1959 года Стайн начал работать один, а в 1963-м, когда была сделана адаптация оригинальной автобиографии Карла Райнера «Enter Laughing», вошедшая во все энциклопедии Бродвея, случился его первый эпохальный успех.
Если бы не следующая адаптация ироничного Стайна, он бы и так не был забыт ни публикой, ни историками бродвейского жанра. Но работа 1964 года стала легендой. Никто не ждал от «Скрипача на крыше» – камерного мюзикла по мотивам рассказов Шолом-Алейхема о Тевье-молочнике и его дочках, написанного вместе с поэтом Шелдоном Харником и композитором Джерри Боком, – того успеха, какой он получил. И многие склонны ставить это в заслугу именно Стайну. Без умопомрачительно веселой и печальной пьесы, полной нежности, характерности, острого юмора, мягко выведшей Шолом-Алейхема на малоподходящую ему на первый взгляд бродвейскую сцену, и очаровательная музыка могла бы не выстрелить так, как это произошло.
Мюзикл о непутевых дочках и удивительном финальном переезде Тевье в Америку с двумя не вышедшими замуж младшими дочерьми (Стайн, словно горюя вместе с народом, с культурой, с судьбой своих предков, сочинил Тевье простой выход из безвыходного положения, переиграв его историю на манер своей собственной, совместив две исторические линии и не случайно выбрав в качестве заглавия картину Шагала), выдержал уже больше трех тысяч представлений и получил «Тони» – главную премию в профессии. В 1971-м мюзикл превратился в кино (режиссер Норман Джуиссон) и тоже оказался успешным, получив в числе прочего «Оскара».
На склоне лет, когда карьера пожилого Джозефа Стайна уже не выглядела столь блестящей, эпоха изменилась, а запасы фантазии не кончались, он сочинил продолжение истории «Скрипача» – музыкальную пьесу о детях-иммигрантах. Но тут автора и поклонников ждало разочарование – Бродвей принял пьесу прохладно-вежливо.
Сам Стайн больше всего ценил свою другую работу – мюзикл «Зорба» по роману Никоса Казандзакиса. В нем он придумал и воплотил в диалогах еще более прихотливую, тонко подобранную смесь философичности, печали, мрачноватого остроумия и веселости. У нас мюзикл совсем не известен, но мировой культуры ХХ века нет без «Зорбы», так же как без «Скрипача». Если бы не было «Скрипача», многое могло бы не состояться. А вскоре после похорон Стайна стало известно о смерти Джерри Бока. Композитор «Скрипача» был на похоронах соавтора, прощался с ним и через несколько дней умер от остановки сердца. Так уходят скрипачи – преодолевая земное притяжение, оставляя звучать после себя слова и музыку.
Юлия Бедерова
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.