[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО
Выставка «Хронометр: столетие журнала “Бреннер”» напомнила, что идеям требуется свой дом
Давид Гоцман
Первый номер «Бреннера» появился на свет в Инсбруке 1 июня 1910 года. Вскоре журнал стал известен всему немецкоязычному миру. Он был посвящен культуре и искусству – поначалу авангардистскому, затем филофософско-религиозному. В круг редакции входили и многие еврейские авторы, от философа Людвига Витгенштейна до художника и литератора Эльзы Ласкер-Шюлер, что не мешало, впрочем, другим авторам «Бреннера» допускать антисемитские высказывания на страницах журнала.
Портрет Людвига фон Фикера.
Хильде Нобль. 1966 год
Его название переводится как «горелка» или «форсунка» – возможно, скрытые аллюзии на знаменитейший австрийский журнал той поры «Факел», который издавал в Вене Карл Краус. Но одновременно Бреннер – название перевала, соединяющего Южный и Северный Тироль. Основатель журнала, Людвиг фон Фикер, словно в воду глядел, выбирая такое название: в 1919 году Тироль был разделен надвое, его северная часть осталась в Австрии, южная перешла под управление Италии. Так «Бреннер» стал еще и мостом между частями некогда единого целого. Он и был задуман ради подобных целей: Фикер делал журнал об идеях. Поначалу это были идеи эстетические, такие, как экспрессионизм, но также импрессионизм и даже витализм; журналу были близки взгляды архитектора Адольфа Лооса, выпускавшего в издательстве «Бреннер» книги. В книжном отделе рецензировались и австрийский писатель-католик Альберт фон Трентини, и переводы Мартина Бубера из Чжуан-цзы. После 1915 года «Бреннер» много писал о «войне полов», начало обсуждению положила программная статья Фердинанда Эбнера об Отто Вайнингере. Журнал стал родным домом для одного из величайших поэтов ХХ века, Георга Тракля, после 1912 года печатавшегося практически в каждом номере.
Номера журнала за 1912–1914 годы сохранились в библиотеке Франца Кафки (его друг Макс Брод общался со многими членами редакции), среди читателей «Бреннера» были Мартин Хайдеггер и Макс Шелер, а круг авторов расширился за счет авторов «Факела». Благодаря «архиеврею, архисатирику» Краусу (определение Фикера), с инсбрукским издателем познакомился и Людвиг Витгенштейн, чьи письма к Фикеру служат основой для комментаторов «Логико-философского трактата», едва ли не самого революционного текста в философии ХХ века.
На выставке в инсбрукском музее Фердинандеум, посвященной столетию «Бреннера», портрет философа работы Михаэля Дробила занимает одно из центральных мест. В 1914 году Витгенштейн передал Фикеру на нужды журнала и для распределения между литераторами 100 тыс. крон, огромную по тем временам сумму (в нынешних ценах около 400 тыс. долларов). На редакционные расходы Фикер оставил лишь десятую часть пожертвования, выплатив остальное сотрудникам и авторам. Так, ведущий сотрудник журнала Карл Даллаго, Тракль и Райнер Мария Рильке, включенный в список по предложению Витгенштейна, получили по 20 тыс. крон (Рильке вскоре тоже стал автором «Бреннера»). Но дружественные отношения не сказывались на принципиальности позиций. Фикер не боялся отказывать в публикации тем, кто посвящал ему стихотворения, а в отношении Витгенштейна и вовсе поступил удивительно, не напечатав после войны в своем издательстве «Трактат». В этот момент финансовая ситуация журнала была тяжелой (журнал из выходившего поначалу дважды в месяц порой превращался в ежегодник, а иногда перерывы затягивались на годы), но все же отказать Витгенштейну – незабываемый жест.
Фикер много переводил Кьеркегора, а после 1918 года среди авторов журнала и издательства были большей частью католики. Это не мешало рождению новых интеллектуальных скандалов и публичным нападкам на «Бреннер». До войны эти нападки были эстетического рода с примесью антисемитизма (так, взбешенный отказом Тракля сотрудничать с его литературной антологией, Роберт Мюллер обвинил поэта в зависимости от «горбатого еврея» Крауса). После войны начались споры и теологические, и политические. Хотя Фикер никогда напрямую не конфликтовал с нацистами и даже симпатизировал австрофашисту Дольфусу (тот, как фашист итальянского типа, боролся с нацистами), он поддерживал отношения со многими авторами-евреями, уехавшими в эмиграцию. Неудивительно, что журнал попал в черные списки в Германии еще в 1935 году, о чем самого издателя официально уведомили лишь пять лет спустя, предложив изъять из продажи все нераспроданные экземпляры. Впрочем, он так и так не выходил в это время: Фикер, потерявший свое состояние после первой мировой, работал корректором. Очередной номер появился лишь в 1945 году, благодаря французским оккупационным войскам в Инсбруке (среди новых корреспондентов Фикера был в то время и Пауль Целан). После возобновления журнал издавался еще девять лет. Сто четыре тетради занимают на книжной полке в общей сложности чуть более полуметра. Но их значение в истории не измерить при помощи цифр.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.