[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 12(224)
Еще посмотрим
«Поле действия»
Москва, фонд «Екатерина», до 10 декабря
Игорь Макаревич. Бейт.
1989 год. Москва. Собрание Екатерины
и Владимира Семенихиных
Большая, если не сказать огромная, на три этажа, выставка знакомит с историей московского концептуализма, едва ли не самого известного вклада на закате советской власти в мировую историю искусства. Хотя Третьяковская галерея отказалась участвовать в выставке, экспозиция получилась фундаментальной, охватывающей творчество всех классиков течения.
Помимо собственной коллекции фонда, представлены и музей МАНИ, и ряд государственных и частных собраний. Здесь Эрик Булатов и Виктор Пивоваров, Илья Кабаков и Константин Звездочетов, Виталий Комар и Александр Меламид, Юрий Альберт и Владимир Мироненко. В залах «Екатерины» много документальных фотографий, представлен и хрестоматийный альбом Вадима Захарова и Георгия Кизевальтера «По мастерским», запечатлевший в начале 1980-х жизнь неофициальной московской богемы. Многие ее представители в брежневскую эру вынуждены были эмигрировать, в том числе и по еврейским визам. Споры, по-прежнему ли актуален концептуализм, не прекращаются и сегодня.
Последним аргументом сторонников движения оказался выбор российского участника венецианского биеннале 2012 года: им стал Андрей Монастырский, один из героев «Поля действия»; куратором павильона объявлен теоретик движения Борис Гройс.
Рене Лалик
Москва, Кремль, до 10 января
Рене Лалик. Воротничок
с петушками Шантеклер. 1909 год.
Частное собрание
Один из самых интересных ювелиров Новейшего времени занимался – как и Фаберже и другие знаменитости – не только брошками, кольцами и подвесками, но и более крупными формами. На выставке в Успенской звоннице показывают его флаконы для духов и вазы, настольные украшения и лампы.
Любопытно, что работы Лалика (1860–1945) показывали еще на первой международной выставке «Мира искусства» в 1899 году в Петербурге (за год до этого Дягилев писал Бенуа, что «всегда считал [Лалика] человеком крайне талантливым»). В 1903 году Лалик участвовал в выставке «Современное искусство» на Большой Морской, позже им восхищался Луначарский. Но персональную выставку в России устроили только теперь.
Половину из 200 работ предоставили частные коллекционеры, важнейшая часть экспонатов происходит из собрания Шаи и Шаксиу-Лин Бандман из Израиля.
Образы Ар Деко
Москва, галерея «Ар Деко», до 25 декабря. Лужнецкая наб., д. 2/4, корп. 4
Александр Бенуа. Эскиз
к балету «Петрушка». 1939 (?) год
Коллекция Ravenscourt Galleries
Более полусотни картин, графических работ и скульптур начала века посвящены эпохе ар деко, ее истокам и ее влиянию. Среди выставленного – редкие, а то и никогда не показывавшиеся публике произведения из частных коллекций, среди авторов – Наталья Гончарова и Сергей Судейкин, Борис Кустодиев и Григорий Глюкман. Подзаголовок выставки – «Прививка варварства: от русских балетов к декоративному стилю» – определяет театральный характер многих работ, от графики Бенуа и Бакста до многочисленных фотографий начала века, запечатлевших звезд «Русских балетов» (коллекция Леонида и Анны Вайнстайн). Особый раздел посвящен скульптуре ар деко, лишний раз доказывающей, насколько были популярны в ту эпоху танцовщики и танцовщицы. Пьер Лорель, Дмитрий Чепарус и многие другие авторы запечатлели персонажей «Шехерезады» и других балетов.
Эльзе Ласкер-Шюлер
Франкфурт, Еврейский музей, до 9 января
Эльзе Ласкер-Шюлер. Фиванские новобрачные. 1927–1933 годы Еврейский музей. Франкфурт-на-Майне
Историки экспрессионизма ценят Эльзе Ласкер-Шюлер (1869–1945) в первую очередь как первоклассного поэта и писательницу, в меньшей степени известны ее рисунки. Так сложилась посмертная биография, в которой литературное наследие потеснило ее художественное творчество. Но недавно опубликованный франкфуртским «Еврейским издательством / издательство Suhrkamp» указатель произведений Ласкер-Шюлер, подготовленный Рикардой Дик, позволяет восстановить историческую справедливость в отношении ее живописи. Этой же цели служит в итоге и нынешняя выставка, собравшая полторы сотни рисунков и коллажей, а также рисованных открыток и графики из писем. По ним видно, насколько, с одной стороны, сильным было влияние на художницу Франца Марка и Эрнста Людвига Кирхнера, с другой – как самобытен ее собственный мир. Населенный как вымышленными персонажами, такими, как принц Юсуф (ставший героем многих ее работ), так и реальными, в частности жителями Палестины, где художница завершила свой жизненный путь. Косвенным свидетельством признания Ласкер-Шюлер сегодня служит и то обстоятельство, что ее выставка проходит в рамках огромного проекта «Феномен экспрессионизма», посвященного важнейшему литературному и художественному течению начала ХХ века и состоящего из множества экспозиций на берегах Рейна и Майна.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.