[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 11(223)

 

Шмуэль Эйзенштадт.ЗАЩИТНИК ДЕМОКРАТИИ

2 сентября 2010 года в Тель-Авиве скончался выдающийся социолог XX столетия Шмуэль Эйзенштадт.

Лауреат премий Бальцана (1988), Макса Планка (1994), Амальфи (2001), Хольберга (2006), Шмуэль-Ноах Эйзенштадт родился 10 сентября 1923 года в Варшаве. В начале 1930-х вместе с матерью он перебирается в Иерусалим и в 1940 году поступает в Еврейский университет на факультет социологии. В 1959–1990 годах Эйзенштадт преподает в своей альма матер. Профессор социологии Еврейского университета, он преподавал также в Чикаго, Гарварде, Станфорде, Цюрихе, Берне, Вене, Гейдельберге.

Основная область занятий/интересов Эйзенштадта – сравнительное исследование цивилизаций при переходе от традиционных обществ к современным. В центре его внимания находились проблемы инициативных групп и протестных движений, вносящих идеи социальных перемен, и механизмы институционализации и воспроизводства изменений.

Преемник структурного функцио­нализма, как ученый Эйзенштадт сложился под влияниям Эдварда Шилза, унаследовав от него, вместе с представлениями Карла Ясперса об осевом времени, идеи Макса Вебера о роли харизмы в становлении социальных институтов.

В своей работе «Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций» Шмуэль Эйзенштадт рассмотрел модель Российской империи, здесь описывалась сознательно поддерживаемая война между элитами как наиболее удобный для центральной власти способ управления. Он считал, что следует сознавать разницу между экспортом идеи демократии и навязыванием ее как государственного устройства. Смысл распространения идеи демократии еще можно понять. Однако нет никаких гарантий, что демократия в той форме, в которой она существует в одной стране, приживется в другой. По мнению Эйзенштадта, традиции и демократия вполне могут существовать рядом друг с другом, а решительный отказ от собственной традиции в угоду заимствованной общественной модели может привести к результатам, обратным желаемому.

Эйзенштадт не считал, что ислам антидемократичен по своей природе. Он был убежден, что большую роль в неприятии демократии играет исторический опыт мусульманских стран, которые управлялись преимущественно в авторитарной манере: «Нельзя списывать со счетов и колониальное прошлое. В течение многих веков внутри исламских сообществ формировались сильные авторитарные сегменты, которые не исчезнут за один день. Но это не значит, что мусульманские страны вечно обречены на авторитаризм. В этой связи интересен пример Индонезии, которая является самой большой мусульманской страной мира, где, однако, давно запущены довольно успешные демократические процессы».

Эйзенштадт был убежден, что внутри каждой цивилизации есть плюралистические начала, которые могут стать основой для демократии, и подчеркивал, что войны между демократиями – редкое явление. Демократиям оказывается системно сложно мобилизовать силы для ведения военных действий, а также сложнее убедить население в необходимости подобного рода войны. В случае авторитарной страны склонить общественное мнение существенно проще.

Работы Эйзенштадта помогают определить общие стандарты социального участия демократического государства, помогают достичь международных соглашений, их вырабатывающих. Мировое сообщество обязано сделать акцент на возможностях, изначально заложенных внутри обществ. Оно не может создать демократии в национальных государствах, но оно может способствовать укреплению демократических элементов внутри общества.

Научное наследие израильского социолога, профессора социо­логии Еврейского университета в Иерусалиме и почетного профессора Гарварда и Лондонской школы экономики, члена Американской академии науки и искусства и Израильской академии наук – одна из составляющих фундамента интеллектуальных завоеваний современной цивилизации, направленных на достижение мирного сосуществования национальных государств.

Александр Кузнецов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.