[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 11(223)

 

НОЙ И ЙОНа

Михаил Горелик

Продолжение диалога, начатого в книге «Разговоры с раввином Адином Штейнзальцем».

– Вы считаете, что Ной был сильно огорчен?

– А как иначе? Мир погиб.

– Старый мир погиб. Но что это был за мир? Мир грешников. Грешники утонули – праведники (семья Ноя) спаслись. Торжество справедливости в незамутненном виде. Радость, а не слезы. Ной был простой человек без сомнений, без обессиливающей рефлексии. Всегда делал то, что надо делать, и никогда не делал того, что делать не надо. Мир полон такого рода праведников. Простой, честный, искренний. Всегда говорил правду в глаза. Готов был за это страдать. Такой суровый пуританский праведник. Грешников – ненавидел. Утонули – поделом! Лучшего не заслуживают. Хам – честный малый, трудяга. Его – в ковчег. Айседора Дункан – грешница. Очевидно, что грешница: вы только посмотрите, что она вытворяет, – вот пусть себе теперь и поплавает. Ной хотел жить в новом мире, без грешников.

– Но не вполне преуспел.

– Ной, как многие люди с большой идеей, не понимал, чем обернется проект и для всего мира, и для него лично. Но это уже другая история. Всевышний (еще до потопа) спросил Ноя: «Как тебе все это нравится?» Ной ответил: «Полное безобразие». Всевышний спросил: «Что будем делать?» Ной сказал: «Всех утопить!» Всевышний сказал: «Ладно, будет тебе потоп». Ной сказал: «Сколько можно терпеть?! Давно пора! Глаза б мои на них не смотрели!»

– Погодите, а как быть с мидрашем, в котором Ной пытается спасти мир?

– Мне такой мидраш неизвестен.

– Ну как же. Ной строит ковчег. К нему приходит народ. «Что это ты такое делаешь?» – «Да вот, ковчег строю. Всевышний пошлет потоп за прегрешения ваши». То есть, выходит, предупреждал. Давал шанс раскаяться и начать новую жизнь. Я что-нибудь не так понял?

– C чего вы взяли, что он хотел спасти таким образом мир? Ной строит ковчег. Народ крутит пальцем у виска. Определенно сума­сшедший. Приходят через год, через пять лет – он все строит. Они говорят: «Ну, и где твой потоп?» И так каждый день по многу раз. И так сто двадцать лет. Представляете, как они ему надоели? И какие чувства он испытывал?! Когда все началось, Ной сказал: «Ну наконец-то. Так кто был прав?! И кто из нас сумасшедший? То-то же! Поплавайте теперь напоследок». Он сказал: «Ты все пела – это дело. Так поди же, попляши!»

– Вы меня такого рода цитированием всякий раз изумляете. Хотя пора бы уже и привыкнуть.

– Почему бы мне не цитировать Крылова? Тем более что цитата эта как будто хрестоматийная.

– То есть наш общечеловеческий праотец совершенно грешников не жалел.

– Сами посудите, зачем праведнику жалеть грешников? Что в них такого хорошего, чтобы их жалеть? Они этого совершенно не заслуживают. Ноя естественно сравнить с Йоной. Кто-то назвал книгу Йоны сатирой на пророков. Для этого есть основания. Вспомните, как Йона огорчился, когда понял, что его предсказания о гибели грешников не будут реализованы. До того огорчился – даже жить не хотел.

–Все-таки там иная была ситуация: там грешники все же раскаялись.

– Мы же говорим не о них, а о Йоне – как это выглядело в его глазах. Безусловные грешники. Заслуживают безусловной гибели. Йона об этом публично оповещает. И что? А ничего. Ровным счетом ничего не происходит. Предсказание не осуществляется. Йона оказывается лжепророком. Репутация пропала. Йона унижен. Йона чувствует себя полным идиотом. Он был бы рад, если бы его пророчество осуществилось. Он даже выбрал удобное место на горе – посмотреть сверху, как этих грешников серой зальет.

– Я думаю, его привлекало не только удовлетворение нравственного чувства, но и зрелище само по себе: посмотреть, как огонь с неба сходит, – редкий случай, большая удача, мало кому повезло увидеть, украшение мемуаров.

– Смотрите, Всевышний предупредил: зрелище отменяется. Но Йона все равно до последней минуты надеется: а вдруг все-таки не отменяется?!

– Психологически это понятно. Как может Всевышний отменить то, что Сам же и назначил? Он же не человек, чтобы брать слово назад. Его слово непреложно. Как сказал, так и будет. Йоне естественно было решить, что он неправильно понял или плохо расслышал. Кроме того, Йона не мог не ориентироваться на историю с потопом. Всевышний обещал утопить – и утопил. Вот Йона до последнего момента надеялся, что и на сей раз будет то же самое.

– Очень вероятно. Неудивительно, что Йона расстроился. Теперь представьте себе, что эти допотопные люди, глядя, как Ной строит ковчег, и послушав, что он говорит, взяли вдруг и раскаялись. Вы думаете, Ной бы обрадовался? Да он огорчился бы куда сильней Йоны. Он был бы ужасно разочарован. У него были для этого основания.

Йона потратил на свою проповедь три дня. И вся-то работа его была – ходить и говорить. Кроме того, лично ему ниневитяне ничего дурного не сделали. Ниневитяне были бичом для всего окрестного человечества, но так уж вышло, что Йону они никак не обидели. Легко могли бы и обидеть: он ведь говорил им неприятные вещи. Но они отнеслись к нему с уважением, прислушались к его словам.

Ной не три дня строил ковчег – он жизнь на это положил. Народ все эти годы над Ноем насмехался. Вселенское посмешище. Конечно, Ной страдал. И был уверен, что это им так не пройдет. Что они за это ответят. И вот, на́ тебе, потоп отменяется. Раскаялись?! Выходит, он ковчег зря строил?! Да Ной был бы вне себя!

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.