[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 11(223)
ГЕНИЙ НАШЕГО МЕСТА
Матвей Ганапольский
Восемнадцать лет пребывания Юрия Лужкова на посту мэра Москвы – серьезный повод для размышлений, как изменилась наша столица. А изменилась она существенно. Вспоминаю Москву начала перестройки – разруха, грязь, обветшалость… Советское умирало, гигантскому городу, население которого никогда не становилось меньше 9 млн человек, необходимо было новое дыхание. Девять миллионов – это несколько европейских государств, пусть и небольших. Но в Москве к 9 млн собственных жителей всегда прибавлялось 3–4 млн приезжих. А в начале перестройки количество приезжих вообще зашкаливало: тотальный дефицит порождал массовые марш-броски жителей Московской области в стремительно пустеющие столичные магазины. Дефицитным становилось буквально все, включая самую жизнь: я вспоминаю, как мои коллеги по работе приходили с фиолетовыми самодельными печатями-татуировками на запястье – так отмечали стоящих в очереди, чтобы ты не купил сигареты два раза.
Юрий Лужков на Манежной площади во время празднования Хануки. 13 декабря 2009 года
Давайте представим себе огромный город, стремительно теряющий управление, переживающий революцию и наполненный озлобленными гражданами.
Не хочу называть Лужкова «спасителем Москвы», но его появление в качестве мэра было не случайным. В книге Петра Вайля «Гений места» утверждается нехитрая, но точная мысль: любому талантливому человеку необходимо найти свое место, чтобы талант его именно на этом месте проявился полностью. Причем к встрече с этим местом ты можешь готовиться всю жизнь, даже не зная об этом. Но, лишь попав туда, все, что ты делал ранее, соединяется в целое и не просто умножается, а возводится в степень.
Если сжать всю биографию Лужкова до тезисов, то перед нами окажется типичный управленец.
Родился в семье рабочего-плотника. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина в 1958 году. Далее: младший научный сотрудник НИИ пластмасс, гендиректор НПО «Нефтехимавтоматики», потом работа в Министерстве химической промышленности.
Там же происходит его первая встреча с Борисом Ельциным, правда ничего особого не предвещающая, если не считать предложения стать первым зампредседателем Мосгорисполкома. Но дальше все развивалось стремительно: в 1990-м новый председатель Моссовета Гавриил Попов, по рекомендации того же Ельцина, берет Лужкова вначале председателем Мосгорисполкома, а затем, баллотируясь в качестве мэра, приглашает его в команду вице-мэром.
Именно то, что произошло дальше, можно смело назвать определяющим событием, которое и сотворило из Лужкова «гения места».
В июне 1992 года Ельцин берет на вооружение реформы Гайдара и Гавриил Попов понимает, что дальнейшая работа в качестве мэра ему не по силам. Один из активных авторов перестройки, Аркадий Мурашов, который в те годы руководил ГУВД, вспоминает: «У Гавриила Харитоновича была идея, что разгневанный народ будет вешать начальство на столбах».
Итак, Попов уходит, на его место Ельцин назначает Лужкова.
Далее подробно описывать биографию нашего героя нет смысла: все ее этапы проходили на наших глазах и отпечатались в нынешнем облике Москвы.
Хороша или плоха лужковская Москва? Однозначного ответа нет, ибо один житель Москвы ценит трогательные московские дворики, а другой – стеклянные многоэтажные бизнес-центры. И так во всем. И вряд ли найдется в мире хотя бы один мэр, которым довольны все граждане.
Однако, так или иначе, нынешнюю Москву можно смело назвать лужковской. И это определение касается не только внешнего облика, но и тех тонких, тщательно выстроенных отношений, которые принято называть межнациональными.
В России живут граждане более 120 национальностей, и практически все они представлены в Москве.
Полагаю, если кто-то из москвичей может попенять Лужкову за пробки, высотки и памятники Церетели, то за реализацию межнациональной политики мэру уверенно можно ставить пятерку. Я бы сказал, символ этой политики – Поклонная гора. Можно было бы поставить там один общий памятник, посвященный Великой Отечественной войне, но Юрий Лужков идет другим путем – он ставит мечеть, церковь, синагогу.
Мысль и образ понятны: перед нами символы наиболее многочисленных конфессий России. И то, что Поклонная гора стала любимым местом отдыха москвичей, неудивительно: там особая атмосфера – и уму и сердцу.
Перед Юрием Лужковым стояла непростая задача одарить вниманием каждую из конфессий. Конечно, внимание мэра было уделено всем, и еврейская община не была исключением.
У Лужкова оказался хороший «экскурсовод» в еврейском мире – Иосиф Кобзон, но ничего бы не случилось, если бы Лужков сам не был сторонником гармоничного конфессионального и общинного развития.
Внимание к еврейской общине у Лужкова было неброским, но продуктивным. Уместно вспомнить хотя бы пунктирно вехи его участия в еврейской жизни Москвы.
Юрий Лужков регулярно поздравлял общину с еврейскими праздниками.
Он многократно приезжал на Манежную площадь на зажигание ханукальной меноры, добившись через Федеральную службу охраны возможности проведения этой церемонии именно в этом месте.
В 2003 году он поддержал идею главного раввина России Берла Лазара о создании в Москве Еврейского музея.
При Лужкове свою вторую жизнь и великолепие обрела Московская хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке, он регулярно встречался с еврейскими лидерами и обсуждал проблемы общины на фоне существующих проявлений фашизма и ксенофобии.
Важным проявлением внимания со стороны города было награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды в 2008 году.
Но есть еще один пункт, и он наиболее важен, хотя звучит весьма скромно: «Юрий Лужков на протяжении всех лет работы на посту мэра активно участвовал в жизни еврейской общины». Думаю, все понимают, что именно скрывается за этой фразой: практически в ежедневном режиме решать текущие вопросы, с которыми к нему обращались и большая часть которых требовала незамедлительного решения. Именно на таких вопросах и проверяется мэр. Его телефон должен быть всегда доступен, а решение вопроса должно быть обязательно найдено. Справился ли Лужков с этой задачей? Думаю, ответ очевиден: эти 18 лет для российских конфессий, представленных в Москве, были образцово спокойными для мегаполиса.
Каков же итог?
Что касается Юрия Лужкова, то он, видимо, продолжит свой путь в политике либо в экономике страны – другого не может быть, пенсия не для этого человека.
Что же касается еврейской общины… то она будет надеяться на лучшее. Думается, опыт Лужкова должен быть тщательно изучен его последователями. Межконфессиональная жизнь Москвы слишком сложна и специфична, чтобы мечтать о ее саморегуляции. В межконфессиональных отношениях всегда нужен арбитр, и Юрий Лужков всегда был таким арбитром, а это особое мастерство. Вести в будущее многоконфессиональную столицу – это не только умение поздравлять каждую общину с праздником. Это умение и желание лично, подчеркиваю, лично вникать в проблемы общины для скорейшего их решения.
Лужкова можно любить или ненавидеть, можно быть к нему равнодушным или отчаянно критиковать его деятельность, невозможно только не признать одно: этот город теперь неразрывно связан с его именем. С этим именем неразрывно связана и жизнь еврейской общины Москвы.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.