[<<Содержание] [Архив]       ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2010 ХЕШВАН 5771 – 11(223)

 

ГЕНИЙ НАШЕГО МЕСТА

Матвей Ганапольский

Восемнадцать лет пребывания Юрия Луж­кова на посту мэра Москвы – серьезный повод для размышлений, как изменилась наша столица. А изменилась она существенно. Вспоминаю Москву начала перестройки – разруха, грязь, обветшалость… Советское умирало, гигантскому городу, население которого никогда не становилось меньше 9 млн человек, необходимо было новое дыхание. Девять миллионов – это несколько европейских государств, пусть и небольших. Но в Москве к 9 млн собственных жителей всегда прибавлялось 3–4 млн приезжих. А в начале перестройки количество приезжих вообще зашкаливало: тотальный дефицит порождал массовые марш-броски жителей Московской области в стремительно пустеющие столичные магазины. Дефицитным становилось буквально все, включая самую жизнь: я вспоминаю, как мои коллеги по работе приходили с фиолетовыми самодельными печатями-татуировками на запястье – так отмечали стоящих в очереди, чтобы ты не купил сигареты два раза.

Юрий Лужков на Манежной площади во время празднования Хануки. 13 декабря 2009 года

Давайте представим себе огромный город, стремительно теряющий управление, переживающий революцию и наполненный озлобленными гражданами.

Не хочу называть Лужкова «спасителем Москвы», но его появление в качестве мэра было не случайным. В книге Петра Вайля «Гений места» утверждается нехитрая, но точная мысль: любому талантливому человеку необходимо найти свое место, чтобы талант его именно на этом месте про­явился полностью. Причем к встрече с этим местом ты можешь готовиться всю жизнь, даже не зная об этом. Но, лишь попав туда, все, что ты делал ранее, соединяется в целое и не просто умножается, а возводится в степень.

Если сжать всю биографию Лужкова до тезисов, то перед нами окажется типичный управленец.

Родился в семье рабочего-плотника. Окончил Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. Губкина в 1958 году. Далее: младший научный сотрудник НИИ пластмасс, гендиректор НПО «Нефтехимавтоматики», потом работа в Министерстве химической промышленности.

Там же происходит его первая встреча с Борисом Ельциным, правда ничего особого не предвещающая, если не считать предложения стать первым зампредседателем Мосгорисполкома. Но дальше все развивалось стремительно: в 1990-м новый председатель Моссовета Гавриил Попов, по рекомендации того же Ельцина, берет Лужкова вначале председателем Мосгорисполкома, а затем, баллотируясь в качестве мэра, приглашает его в команду вице-мэром.

Именно то, что произошло дальше, можно смело назвать определяющим событием, которое и сотворило из Лужкова «гения места».

В июне 1992 года Ельцин берет на во­оружение реформы Гайдара и Гавриил Попов понимает, что дальнейшая работа в качестве мэра ему не по силам. Один из активных авторов перестройки, Аркадий Мурашов, который в те годы руководил ГУВД, вспоминает: «У Гавриила Харитоновича была идея, что разгневанный народ будет вешать начальство на столбах».

Итак, Попов уходит, на его место Ельцин назначает Лужкова.

Далее подробно описывать биографию нашего героя нет смысла: все ее этапы проходили на наших глазах и отпечатались в нынешнем облике Москвы.

Хороша или плоха лужковская Москва? Однозначного ответа нет, ибо один житель Москвы ценит трогательные московские дворики, а другой – стеклянные многоэтажные бизнес-центры. И так во всем. И вряд ли найдется в мире хотя бы один мэр, которым довольны все граждане.

Однако, так или иначе, нынешнюю Мос­кву можно смело назвать лужковской. И это определение касается не только внешнего облика, но и тех тонких, тщательно выстроенных отношений, которые принято называть межнациональными.

В России живут граждане более 120 национальностей, и практически все они представлены в Москве.

Полагаю, если кто-то из москвичей может попенять Лужкову за пробки, высотки и памятники Церетели, то за реализацию межнациональной политики мэру уверенно можно ставить пятерку. Я бы сказал, символ этой политики – Поклонная гора. Можно было бы поставить там один общий памятник, посвященный Великой Отечественной войне, но Юрий Лужков идет другим путем – он ставит мечеть, церковь, синагогу.

Мысль и образ понятны: перед нами символы наиболее многочисленных конфессий России. И то, что Поклонная гора стала любимым местом отдыха москвичей, неудивительно: там особая атмосфера – и уму и сердцу.

Перед Юрием Лужковым стояла непростая задача одарить вниманием каждую из конфессий. Конечно, внимание мэра было уделено всем, и еврейская община не была исключением.

У Лужкова оказался хороший «экскурсовод» в еврейском мире – Иосиф Кобзон, но ничего бы не случилось, если бы Лужков сам не был сторонником гармоничного конфессионального и общинного развития.

Внимание к еврейской общине у Лужкова было неброским, но продуктивным. Уместно вспомнить хотя бы пунктирно вехи его участия в еврейской жизни Москвы.

Юрий Лужков регулярно поздравлял общину с еврейскими праздниками.

Он многократно приезжал на Манежную площадь на зажигание ханукальной меноры, добившись через Федеральную службу охраны возможности проведения этой церемонии именно в этом месте.

В 2003 году он поддержал идею главного раввина России Берла Лазара о создании в Москве Еврейского музея.

При Лужкове свою вторую жизнь и великолепие обрела Московская хоральная синагога в Большом Спасоглинищевском переулке, он регулярно встречался с еврейскими лидерами и обсуждал проблемы общины на фоне существующих проявлений фашизма и ксенофобии.

Важным проявлением внимания со стороны города было награждение орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени президента Федерации еврейских общин России Александра Бороды в 2008 году.

Но есть еще один пункт, и он наиболее важен, хотя звучит весьма скромно: «Юрий Лужков на протяжении всех лет работы на посту мэра активно участвовал в жизни еврейской общины». Думаю, все понимают, что именно скрывается за этой фразой: практически в ежедневном режиме решать текущие вопросы, с которыми к нему обращались и большая часть которых требовала незамедлительного решения. Именно на таких вопросах и проверяется мэр. Его телефон должен быть всегда доступен, а решение вопроса должно быть обязательно найдено. Справился ли Лужков с этой задачей? Думаю, ответ очевиден: эти 18 лет для российских конфессий, представленных в Москве, были образцово спокойными для мегаполиса.

Каков же итог?

Что касается Юрия Лужкова, то он, видимо, продолжит свой путь в политике либо в экономике страны – другого не может быть, пенсия не для этого человека.

Что же касается еврейской общины… то она будет надеяться на лучшее. Думается, опыт Лужкова должен быть тщательно изучен­ его последователями. Межконфессиональная жизнь Москвы слишком сложна и специфична, чтобы мечтать о ее саморегуляции. В межконфессиональных отношениях всегда нужен арбитр, и Юрий Лужков всегда был таким арбитром, а это особое мастерство. Вести в будущее многоконфессиональную столицу – это не только умение поздравлять каждую общину с праздником. Это умение и желание лично, подчеркиваю, лично вникать в проблемы общины для скорейшего их решения.

Лужкова можно любить или ненавидеть, можно быть к нему равнодушным или отчаянно критиковать его деятельность, невозможно только не признать одно: этот город теперь неразрывно связан с его именем. С этим именем неразрывно связана и жизнь еврейской общины Москвы.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.