[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2010 ТИШРЕЙ 5771 – 10(222)
Сознание, определяющее бытие
Составители Йосеф Гинзбург и Герман Брановер
Диалог Ребе и профессора
Назначение науки в мире
Общий ответ о месте науки в ее отношении к Торе звучит следующим образом:
«Все сотворил Г‑сподь для почитателя Своего» (Мишлей, 16:4) – все, что Б‑г создал в Своем мире, было создано исключительно ради служения святости. Каждому отдельному тварному существу отведен свой особый путь, на котором оно может принести пользу на общее благо мира. Например, атомная энергия – чрезвычайно полезная сила, только нужно ее правильно использовать. Ее можно употребить для того, чтобы природные дары приносили пользу человечеству в их Б‑жественном служении либо стали орудием для убийств и разрушений, Б‑же сохрани.
«Наука» – тоже одно из Б‑жьих творений. В той мере, в какой она верна и несет добро (то есть исключает «научные» теории, построенные на ложных предпосылках), наука полезна человеку и его высокой цели – служению Б‑гу.
Рамбам, помимо великих познаний в Торе и общепризнанной святости, был интеллектуальным гением и отличался энциклопедическими познаниями в философии и естественных науках. Хотя главный и ценнейший его труд, «Мишне Тора», посвящен Торе, Рамбам счел необходимым написать после него «Путеводитель растерянных», посвященный философии и науке: он хотел употребить свои знания на служение Б‑гу и Его Торе.
Таким образом, Рамбам возвеличивает философию и науку, используя их как инструмент для достижения высшей цели. И объяснить это можно так.
Заповеди Торы – откровение воли Б‑жьей, поэтому наполнены духовным смыслом и значением, но требуют в первую очередь практической, материальной подготовки.
Например, применительно к тфилин, Б‑г заповедал нам возлагать их на голову и на руку каждый день. Можно было бы ожидать, что Б‑г сам создал уже готовый полный комплект тфилин, и нам остается лишь возложить их на себя – как Он хотел от нас.
Однако все происходит иначе. Мастер сначала изготавливает коробочки, ремни, кусочки пергамента; на этом пергаменте переписчик записывает соответствующие стихи из Торы; еврей, которому нужны тфилин, должен купить их за деньги, заработанные своим трудом.
Другой пример – этрог, который мы используем при благословениях в Суккот. Можно было бы ожидать, что утром первого дня праздника Суккот этрог окажется у каждого еврея, и это позволит ему выполнить мицву. Однако на самом деле еврей должен работать до наступления праздника и искать красивый этрог. И порой, чтобы найти такой этрог, нужно потратить много усилий, времени и денег.
Приготовление к Торе и мицвот
Иными словами, для того, чтобы выполнить заповеди Б‑га, необходима материальная подготовка: она позволяет оптимальным образом осуществить Его цели, воплощенные в заповедях. В этом контексте можно рассматривать и естественные науки по отношению к Торе: для части людей они служат средством подготовки к тому, чтобы принять на себя бремя Торы и мицвот.
Таким образом, науки – не только «рабочая лопата, то есть инструмент, позволяющий заработать на жизнь и тем самым получить возможность служить Б‑гу». Основная ценность науки в том, чтобы «человек сознательно использовал ее на служение Б‑гу и Его Торе» (Танья, гл. 8): тогда наука преображается, становясь частью Торы.
Между прочим, отметим любопытный факт: Рамбам начинает свой главный труд «Мишне Тора» (фактически первый еврейский законодательный кодекс) с книги «Мада» («Знание»). В этой книге показано, каким образом и в какой мере можно охватить и постичь Б‑жественное бытие посредством человеческого разума.
Вводная книга Рамбама дает понять, как следует использовать естественные науки в качестве материальной подготовки для изучения мицвот и конкретных законов, которым посвящены остальные страницы «Мишне Тора».
Наш материальный мир вместе с миром внеземным, духовным, черпает жизненную силу из Торы. Его можно и нужно в полной мере использовать для более глубокого постижения Торы и более тесной связи с ней. Крайне опасно рассматривать Тору, подобно некоторым профессорам из Иерусалима, как нечто отдельное, обособленное от мира и повседневной жизни.
Тот аргумент, что Тора – это высокий идеал, из которого нельзя вывести практические указания для повседневной жизни, а также и то, что повседневная жизнь не может научить нас глубже понимать Тору, – на самом деле попытка принизить Тору и умалить ее значение.
Знание и выбор
Вопрос: Многие из тех, кто сегодня начинает изучать Тору, сталкиваются с трудной проблемой совмещения двух основных идей еврейского мировоззрения: о Б‑жественном всеведении и свободе воли человека. На первый взгляд все представляется так: Б‑г несомненно знает будущее, и это лишает людей свободного выбора, то есть им приходится совершать поступки, предопределенные Б‑гом. Что можно сказать в связи с этим?
Ответ: Неудивительно, что такой вопрос смущает новичков. Но печально, что даже тех, кто считает себя сведущим в Торе, этот вопрос тоже озадачивает. Однако ответ на него очень прост и может быть сформулирован в нескольких коротких фразах.
Давайте предположим: «А» знает, что собирается сделать «Б». Заставляет ли это «Б» вести себя каким-то особым образом? Определенно, нет. Разумеется, Б‑жественное знание отлично от человеческого, поскольку Б‑жественное знание должно конкретизироваться и актуализироваться (как и все в мире пришло через слово Б‑жье). Но поскольку Б‑г решил дать человеку свободный выбор, Он не осуществляет принудительно Своего знания: в противном случае, Он заставил бы человека действовать в соответствии со Своим знанием.
Если этого объяснения недостаточно, то следует упомянуть еще об одном моменте. Никого не беспокоит вопрос, как согласуется со свободой воли то, что Б‑г знает предшествующие события. Но ведь Б‑г существует вне всяких ограничений и пределов времени. Для Него нет различия между «завтра» и «вчера». Все, что верно по отношению ко «вчера», остается верным и по отношению к «завтра».
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.