[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2010 АВ 5770 – 8(220)

 

В месяце элул

Йона Шнайдер

Элул, как известно, предшествует месяцу тишрей, когда мы отмечаем Рош а-Шана и Йом Кипур. В это время каждый предстает пред Высшим судом. Поэтому элул предназначен для глубокого осмысления прожитого за год, для пристального самоанализа, поиска ошибок и путей их исправления. Само название месяца переводят как «всматривание», «поиск», «копание» (Э. Ки-Тов, «Сефер а-тодаа», гл. «О месяце элул»).

Таким образом, традиция определила круг вопросов, которые нам следует обдумать. Как соединить циклы календаря с нашим индивидуальным временем, с личными проблемами и переживаниями? Думаю, не ошибусь, сказав, что большинству из нас не так-то просто настроиться на самоанализ и объективную самооценку только потому, что этого требует календарь. В связи с этим решусь дать совет, указав на то, что почти всегда позволяет найти новые возможности для исправления и самосовершенствования. Это учеба.

Закон обязывает каждого еврея изучать Тору всю жизнь (Рамбам, «Мишне Тора», разд. «Гильхот Талмуд Тора», Алаха, 8). Эта заповедь занимает центральное место в традиции. Мне, как и многим другим в моем поколении, не довелось учиться в еврейской школе – просто потому, что таких школ не было. Даже самостоятельно добывать какие-то знания по еврейской истории или традиции было не так-то просто, а подчас и опасно. Но вот времена изменились, по­явилась возможность учиться. Все ли и полностью ли используют эти новые возможности?

Не знаю, как вы, но я мог бы уделять гораздо больше времени учебе. Что же мне мешает? Причин много, но среди них есть несколько самых типичных. И тут я хочу перейти от личных проблем к общим, повторяющимся; они упомянуты в Талмуде (Йома, 35б).

Бедняк, богач и распутник прибывают после смерти на Высший суд. На Суде их спрашивают, почему они не учили Тору. Бедняк оправдывается тем, что ему приходилось все время, силы и мысли отдавать поиску хлеба насущного. Тогда ему напоминают о мудреце Гилеле. О нем рассказывают, что, перебравшись из Вавилона в Израиль, он зарабатывал на жизнь тяжелым, низкооплачиваемым трудом и отдавал половину заработанного служителю в бейт мидраш, чтобы иметь возможность учиться у мудрецов Страны Израиля. В один из дней он ничего не заработал, и служитель не пустил его в школу. Взобравшись на крышу, Гилель попытался прослушать занятия через окно. Это происходило зимой, в долгий холодный вечер. Гилеля завалило снегом, и он едва не замерз, но учителя случайно заметили его в окне. Гилеля привели в пример бедняку, дабы показать, что даже беднейшие из бедных могут и должны учиться.

Богач оправдывается тем, что не имел возможности учиться из-за множества важных забот, связанных с его капиталом. Ему приводят в пример рабби Эльазара, сына Харсома, которому достались от отца обширные угодья в разных районах страны. Он же, поручив дела доверенному человеку, посвятил все время учебе. Однажды рабби Эльазара задержали собственные работники, не знавшие его в лицо, и потребовали, чтобы он как житель этого селения выполнил положенные работы. Рабби Эльазар предпочел откупиться: ему не хотелось попусту тратить время, доказывая, что он их хозяин (это окончание истории о нем, приведенной в книге «Эйн Яаков»). Этот рассказ учит нас тому, что избыток средств, как и их недостаток, не оправдывает невежества.

Распутник тоже объясняет, почему остался неучем. Он ссылается на свою красоту, на силу влечений, которым невозможно противостоять. Ему приводят в пример необычайно привлекательного внешне праведника Йосефа. Проданный в рабство в Египет, он оказался в доме вельможи Потифара. Похотливая жена царедворца решила совратить юношу; изо дня в день она пыталась уговорами и угрозами склонить его к прелюбодеянию, но Йосеф не поддался соблазну.

Заметим: при всех различиях трех героев еврейской истории объединяет то, что знания и личные качества позволяют им добиться успеха в жизни. Гилель был избран наси, рав Эльазар – первосвященником, Йосеф стал фактическим властителем Египта.

Понятно, что мудрецы Талмуда приводят этот рассказ, дабы помочь нам распределить время и силы так, чтобы не страдала учеба. Ни бедность, ни богатство, ни жизненные соблазны не должны мешать ей, как не помешали Гилелю, раву Эльазару, сыну Харсома, и праведнику Йосефу.

Самоанализ и самооценка перед новым годом – дело сугубо индивидуальное, интимное. У каждого из нас свой жизненный путь, свои взгляды, пристрастия и опыт. В конце концов, каждый принимает решения самостоятельно и несет ответственность за сделанный выбор.

Но время идет, и кто знает, будет ли у нас возможность наверстать упущенное?

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.