[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2010 АВ 5770 – 8(220)

 

ВЕСЬ МИР – ТОРА

Берл Лазар

В эти дни евреи во всех странах отмечают важную дату – 250 лет с момента ухода из этого мира выдающегося мыслителя и наставника, основателя хасидизма рабби Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта). Полагаю, сейчас самое время поговорить о его взглядах на мир, на взаимоотношения человека с Бгом. Взгляды Бешта по сути революционизировали еврейскую «модель мира», позволили еврейству не просто достойно встретить вызовы современной цивилизации, но и стать одним из самых приспособленных к этой цивилизации народов.

Разумеется, даже самый краткий разбор учения Бешта требует куда больших масштабов, чем журнальная страница. Поэтому ограничусь лишь одним аспектом – мыслью основателя хасидизма о том, что вся наша жизненная практика, каждое явление окружающего мира несет в себе урок, усвоение которого способно приблизить нас к Бгу.

Еврейская философия до Бешта четко делила мир на две части: «святую» и «светскую». Первая – это изучение Торы, молитва, выполнение Бжественных заповедей. Вторая – повседневная жизнь, заработок, ведение хозяйства, путешествия и тому подобное. Только «святая» часть жизни, только Тора способна приблизить нас к Создателю, «светская» же часть с Бгом практически не связана. Отсюда часто присутствующая у еврейских религиозных авторитетов до Бешта проповедь аскезы – сокращение «светской» части жизни ради увеличения той ее части, которая посвящена Торе.

Учение Бешта решительно порывает с прежней традицией. Согласно ему, все явления окружающего мира суть знаки, подаваемые нам Бгом. Соответственно, вся наша жизнь может быть «святой»: наблюдая мир, познавая сокрытые в нем Бжественные откровения, мы так же приближаемся к нашему небесному Отцу, как если бы 24 часа в сутки изучали святые книги. Весь мир несет в себе Бжественное, весь мир – Тора!

Известно, что отец Бааль-Шем-Това покинул этот мир, когда сын был еще ребенком. Почувствовав приближение кончины, он попросил, чтобы сын подошел к нему поближе, и сказал: «Не бойся никого, кроме Бга одного». Для человека, не знающего языка Торы, необходимо пояснить, что глагол «бояться» в этом контексте имеет смысл не «пугаться», а «благоговеть». То есть отец говорил сыну, что только Бг заслуживает преклонения, только Он важен, и Он – всё.

С малых лет Бешт следовал этому завету. Он выходил в поле, в лес, проводил долгие часы, размышляя о величии Бга, обнаруживая знаки этого величия во всех Его творениях. Так он понял, что всё на свете – каждое живое существо, каждый лист на дереве, каждая капля воды в реке, каждый камень – всё раскрывает Бжественность. Соответственно, познание каждого творения позволяет глубже понять Бга и Его замысел. Наша задача, смысл жизни человека – раскрыть единство Бжьего мира с Тем, Кто его создал.

Важность именно этой составляющей мировоззрения Бешта стала очевидной уже после его кончины, в эпоху технологической революции. Наша повседневная жизнь зависит от технологий и от науки, причем чем дальше, тем больше. Старая философия, проводящая четкую границу между «святым» и «светским», по сути вынесла технологическую революцию за скобки, оставила ее «вне Бга». Неизбежной реакцией на это стало появление так называемого «научного атеизма» – теории, утверждающей, что наука не нуждается в Бге и способна представить модель мира без Бга.

Разграничение «святого» и «светского», науки и религии принесло человечеству много вреда. И дело даже не в том, что, лишившись Бга, наука немедленно лишилась морали и многократно была использована не для целей созидания, а для целей уничтожения. Главное, человеку очень неудобно в мире, где между материальным и духовным, Бжественным, стоит стена. Если полагать, что наша повседневная жизнь проходит «вне Бга», – пусть даже под Его наблюдением, но не приближая нас к Нему, – это приводит к раздвоенности, к душевному конфликту. Недаром врачи вот уже на протяжении десятилетий предостерегают, что научно-техническая революция одним из своих побочных результатов имеет резкий рост нервных и психических заболеваний! Это неизбежный результат того, что человек видит несовместимость «храма» и «лаборатории» – духовной стороны жизни и ее материальной стороны.

Именно этот внутренний конфликт в человеке сняло учение Бешта. Не может быть разделения «святого» и «светского», потому что «светское» – неотъемлемая часть святого, мир со всей его наукой и техникой – часть Бга! Когда мы говорим в молитве: «Слушай, Израиль, Бг один», – мы тем самым признаём и публично возвещаем, что Он – единственное, что есть на свете. Все, что есть, – это часть единства, которое есть мир Бжий. Поэтому если нам кажется, что мы видим вещи или приобретаем знания, противоречащие существованию Бга или представлению о Его доброте, – это действительно нам просто кажется, поскольку наши знания в данный момент недостаточны, чтобы постичь сущность увиденной вещи или полученной информации.

Еврей, усвоивший мировоззрение Бешта, хасидскую философию, не просто преодолевает кажущийся конфликт материального и духовного, не просто становится более устойчивым перед вызовами ежечасно меняющегося мира. Он видит в своей материальной жизни такое же служение Бгу, как изучение Торы или молитва в синагоге. Когда человек понимает, что Бг определяет всё и находится в каждом явлении окружающего мира, – у этого человека не может быть страха перед трудностями, он не может опустить руки, видя препятствия. Мир как Тора, мир, полный Бга, становится для него источником безграничной силы и беспредельной радости. Как сказано в псалмах царя Давида: «Вкусите и увидите, как благ Гсподь! Блажен человек, который уповает на него».

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.