[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АВГУСТ 2010 АВ 5770 – 8(220)

 

Иудаизм и клонирование человека

Иерахмиел Китнер

Окончание. Начало в № 7, 2010

 

Начнем с начала. Будет ли иудаизм рассматривать попытки «искусственного» создания человека как запрещенное действие, «игру в Бга»? Те, кто немного знаком с историей европейского еврейства в Cредневековье (или хотя бы с творчеством братьев Стругацких), должны сразу вспомнить историю с големом, которого создал пражский раввин Йеуда-Лива бен Бецалель (известный в иудаизме под именем Маараль). Если раввин создал искусственного человека, значит, это разрешено? Подкрепляют эту идею разно­образные истории про творение големов и обсуждения их статуса (человек или животное), приводимые в Талмуде.

 

Фразу из Торы «...Сделаем человека в образе Нашем, по подобию Нашему» часто комментировали. Смысл одного из комментариев таков: человек подобен Всевышнему способностью творить нечто, чего не было раньше. По мнению Маараля, эта способность стоит выше природы. Завершив Творение, Всевышний оставил в нем место для новых существ, таких, например, как новые виды животных и растений, созданные путем скрещивания разных видов. (Следует отметить, что евреям, в отличие от остального человечества, запрещено скрещивать животных и растения – «исур килаим».) И поскольку такие акты творения совершаются благодаря законам, заложенным в природу, кажется, будто они сотворены изначально.

В шестой главе Пиркей Авот (мишна 11) сказано: «Все, что создал Святой [Творец], благословен Он, – создал Он во славу Свою». Вот одно из объяснений этой фразы: любая сила и любой закон, заложенный Всевышним в Творение, может и должен служить для Его славы. Таким образом, если Всевышний заложил в природу возможность клонирования, то задача человека – найти способ использовать это во славу Всевышнего. Значит, «создание» нового человека не только не запрещено иудаизмом изначально, но, возможно, окажется в границах исполнения заповедей Всевышнего.

Мицва, Ршут или Исур?

Система взаимоотношений между еврейским Законом, современными биотехнологиями и биомедицинской этикой получила широкое развитие за последние полвека. Еврейский Закон утверждает, что новые биотехнологии, особенно репродуктивные, не запрещены и не разрешены изначально. Компетентные раввины должны рассматривать индивидуально каждый случай. В целом, есть три возможности. Возможность первая: клонирование будет признано в ряде случаев выполнением заповеди («мицва»). Возможность вторая: клонирование хотя и не будет заповедью, но окажется разрешенным действием («ршут») при выполнении определенных условий. Возможность третья: при определенных ситуациях клонирование будет признано несомненно запрещенным действием («исур»).

Чтобы объяснить, о чем речь, приведем примеры всех трех категорий и их приложения в случае клонирования.

 

Заповедь

Одна из хорошо разработанных областей во взаимоотношениях иудаизма и биотехнологий – это использование искусственного оплодотворения для пар, которые не могут произвести потомство обычным способом. По мнению подавляющего большинства современных авторитетных раввинов, искусственное оплодотворение в таких случаях станет выполнением заповеди Торы «плодитесь и размножайтесь» или, по крайней мере, выполнением заповеди мудрецов «заселение Земли», обязывающей еврея иметь потомство.

Пользуясь простой логикой, можно вывести отсюда следующее. Представим себе ситуацию, когда даже искусственное оплодотворение не помогает, например, из-за нежизнеспособности мужского семени. Но при разрешенном клонировании генетическим материалом станет ядро соматической клетки мужа. С помощью описанной выше технологии используют яйцеклетку будущей матери с предварительно удаленным ядром, инициируют ее деление и развитие. Полученный жизнеспособный эмбрион имплантируют будущей матери. В таком случае у ребенка будет ДНК отца, мДНК матери, выносит и родит его мать. Это ничуть не хуже обычного искусственного оплодотворения, при котором лишь половина генетического материала была от отца ребенка. Вероятнее всего, клонирование в такой ситуации также будет считаться выполнением заповеди.

 

Разрешенное действие

Представим себе пару, имеющую детей и выполнившую заповедь «плодиться и размножаться». Они не могут больше иметь детей «обычным» способом, поэтому хотят прибегнуть к искусственному оплодотворению. Большинство авторитетов считают, что это разрешенное действие. Несомненно, подобная логика распространяется и на клонирование, описанное в предыдущем параграфе.

Вероятно, к категории разрешенного действия относится и ситуация, когда незамужняя женщина, желающая иметь детей, прибегнет к клонированию, используя в качестве донорского генетического материала свою же клетку. В ситуации с искусственным оплодотворением такое действие скорее запрещено, чем разрешено, поскольку ей необходимо использовать семя неизвестного донора. Клонирование в подобной ситуации менее проблематично, так как женщина использует свою собственную клетку в качестве генетического материала. Но можно предположить, что такое действие, хотя и не запрещенное, раввины не станут рекомендовать. Довод очень прост: гораздо правильнее выйти замуж и помочь мужчине выполнить заповедь, произведя для него потомство, чем произвести потомство без участия мужчины. Такое поведение называется в иудаизме «битуль мицва» – «отказ от выполнения заповеди».

 

Запрет

А теперь рассмотрим ситуацию, неоднократно используемую как аргумент адептами клонирования. Они утверждали, что благодаря клонированию гомосексуальные пары смогут иметь потомство, используя собственные гены. С точки зрения иудаизма гомосексуализм категорически запрещен. Соответственно, и клонирование в такой ситуации запрещено.

Неясно, разрешено ли клонирование, если в качестве донора генетического материала используют умершего человека. Ситуация, когда семя человека было заморожено до его смерти, а использовано для искусственного оплодотворения – после, пока вызывает сомнения. Но большинство авторитетов если не запрещают, то, по крайней мере, настоятельно не рекомендуют такую практику. Скорее всего, это распространится и на клонирование.

 

Родители клона

В вопросе родственных взаимоотношений клона поможет тот факт, что бо́льшая часть подобных вопросов, так или иначе, подвергались рассмотрению при анализе отношения иудаизма к искусственному оплодотворению.

Прежде всего, определимся с родителями клона. В связи с отцовством возможны две ситуации. Если донором генетического материала был мужчина, то, несомненно, он и будет отцом. Логика такова: почти все авторитеты считают, что отец при искусственном оплодотворении – это донор семени. Он дает лишь половину генетического материала для эмбриона. В случае же клонирования донор предоставляет весь генетический материал. Поэтому в его отцовстве еще меньше сомнений.

Если же донор женщина, статус отца определить крайне трудно, и раввинам придется рассмотреть этот вопрос отдельно, когда его поставят на повестку дня. Но, как уже говорилось, раввины, вероятнее всего, не будут рекомендовать женщинам становиться донорами для репродуктивного клонирования.

Установление материнства в обеих ситуациях, описанных выше, несколько проблематичнее. В первой ситуации претендовать на материнство могут две женщины – донор яйцеклетки и суррогатная мать. Во второй ситуации к ним добавится еще и донор генетического материала.

При обсуждении вопроса о материнстве в случае искусственного оплодотворения, когда эмбрион, полученный в результате оплодотворения яйцеклетки одной женщины, выносит другая (так называемая суррогатная мать), возникло два основных направления. Соответственно первому, опирающемуся на основы иудаизма, настоящая мать та, которая выносила и родила ребенка. А донор яйцеклетки (то есть половины генетического материала) не имеет права считаться матерью, поскольку зачатие произошло в пробирке, вне ее тела. Приверженцы другого направления утверждали, будто с точки зрения иуда­изма у одного ребенка может быть несколько матерей. По­этому обе женщины будут считаться матерями ребенка. На практике большинство следует первому мнению, но учитывают и второе, по­этому впоследствии запрещают этому ребенку вступать в брак с родственниками женщины – донора яйцеклетки, как если бы она была настоящей матерью.

Если перенести логику этих направлений на клонирование, возникнет следующая картина. В соответствии с первым направлением, матерью будет та женщина, которая выносила и родила ребенка (суррогатная мать), статус же донора яйцеклетки и донора генетического материала останется под сомнением, но будет учитываться при запрете на брак с родственниками. Если же принять мнение, допускающее возможность нескольких матерей, ситуация не изменится: обе или все три женщины будут считаться матерями.

 

Папа или брат?

Как уже говорилось, при обсуждении этических проблем клонирования высказывалось предположение, что клон будет не сыном донора генетического материала, а его братом-близнецом. На первый взгляд логика этого предположения вполне убедительна. Ведь у клона и у донора, как и у однояйцевых близнецов, идентичная ДНК. Однако с точки зрения иудаизма понятия «брат» или «сестра» связаны не с генетикой; такое родство возможно только при общем отце или матери.

Выводится это из двух ситуаций, описанных в трактате Талмуда Йевамот (97б). В первой два брата-нееврея переходят в иудаизм. Переход в иудаизм автоматически аннулирует их генетическую связь с родителями. И мудрецы запрещают им выполнять законы левирантного брака (женитьба на вдове умершего бездетного брата), так как они больше не считаются братьями. Во второй ситуации представлены два брата-близнеца, зачатые, когда их мать еще не была еврейкой; она перешла в иудаизм во время беременности. Хотя в момент гиюра (принятия иудаизма) генетическая связь братьев с матерью была аннулирована Законом, то, что они родились у одной матери, делает их братьями, и они обязаны выполнять законы левирантного брака.

Поэтому клон и донор не могут считаться братьями, поскольку у них нет необходимого для этого условия – общего родителя.

 

Ду бист а ид?

Разобравшись с родителями, пора разобраться и с национальностью. Точнее, с еврейством ребенка-клона. Еврейский закон утверждает: ребенок, родившийся у еврейской матери, – еврей, независимо от национальности отца, а ребенок, родившийся у нееврейки, – нееврей.

И здесь нужно вернуться к спорам о том, кто будет матерью клона. Если согласиться с тем, что это – суррогатная мать, то национальность клона будет зависеть от ее национальности. Если же допустить, что у ребенка может быть несколько матерей, то в случае, когда хотя бы одна из них нееврейка, будет подвергнуто сомнению еврейство ребенка, и ему придется пройти гиюр (то есть принять иудаизм). Вероятнее всего, большинство авторитетов решат соблюдать строгость в соответствии со вторым мнением.

 

Права эмбриона

Но все это касается уже родившегося клона. А как же быть с уничтожением и гибелью эмбрионов? Это действительно очень сложный вопрос. Статус эмбриона, полученного путем искусственного оплодотворения в пробирке (IVF), заслуживает отдельного изучения. Если же рассмотреть ситуацию в соответствии с мнением большинства современных авторитетов, то выглядеть она будет примерно так.

Иудаизм запрещает аборты. Но, в отличие от многих других религий, не приравнивает их к убийству взрослого человека. Поэтому запрет не категоричен и есть ряд ситуаций, когда раввины не только разрешают аборт, но и предписывают его как обязательное действие. Например, когда сохранение беременности угрожает жизни матери. Cохранить жизнь матери считается важнее, чем еще не родившемуся ребенку.

Более того, статус плода до 40 дней с момента зачатия далек от статуса живого человека. Для ряда законов Талмуд приравнивает его к «воде». Это вовсе не значит, что аборты на таком раннем сроке разрешены в любом случае. Но многие полагают, что перечень причин, по которым дается разрешение на аборт, может быть расширен.

Еще проще ситуация с эмбрионом, зачатым в пробирке, но не имплантированным (так называемый пре-эмбрион). С одной стороны, как считает большинство авторитетов, создавать такие эмбрионы, зная изначально, что они не будут развиваться и погибнут или их уничтожат, запрещено. Но если их создавали для искусственного оплодотворения, и часть эмбрионов была имплантирована, то гибель оставшихся не является нарушением.

 

Спасти человека

Одна из высших ценностей иудаизма – человеческая жизнь. Ради спасения жизни Тора предписывает идти на очень большие жертвы, как материальные, так и моральные. Вплоть до нарушения многих заповедей самой Торы. И очевидно, что если уничтожение «лишних» пре-эмбрионов в случае, когда они создавались для искусственного оплодотворения, не является нарушением, то их использование в исследованиях, потенциально ведущих к большим прорывам в медицине, к спасению здоровья и жизни людей, тем более не будет запрещено.

Собственно, участие Хайфского центра Рамбама в исследованиях стволовых клеток заключалось в предоставлении «лишних» пре-эмбрионов, хранившихся в морозильных камерах центра. И на это были получены разрешения раввинов, обоснованные приведенной выше логикой. Таким образом, использование эмбриональных стволовых клеток для медицинских исследований не только не запрещено иудаизмом, но рассматривается как выполнение важной заповеди – спасения жизни человека.

Это позволяет сделать вывод, что если «терапевтическое клонирование» станет возможно, то с точки зрения иудаизма создание пре-эмбриона клона больного человека и выделение из него стволовых клеток для дальнейшего выращивания нужной ткани или органа может стать разрешенным и даже рекомендованным действием.

Подобное отношение распространится и на использование клонов как доноров органов. Например, в случае, когда больной лейкемией разрешает создать свой клон в надежде, что в будущем этот клон станет для него донором костного мозга. Дело в том, что еврейская религия рассматривает донорство костного мозга как, по меньшей мере, похвальное действие, а возможно даже – моральную обязанность. Иудаизм также не видит проблемы в том, чтобы детей рожали с определенной целью, а не только ради выполнения заповеди «плодиться и размножаться». Еврейская традиция учитывает, что многие заводят детей ради того, чтобы те заботились о них в старости, и считает это вполне достойной причиной.

Соответственно, тот, кто заводит ребенка, чтобы помочь ближнему, делает сразу два добрых дела – рожает ребенка и спасает человеческую жизнь.

То же относится и к паре, которая рожает ребенка, клона больного, в надежде, что младший спасет жизнь старшему. И хотя популярная пресса осуждает это, еврейская традиция несомненно сочтет подобный поступок морально оправданным. Иметь детей – чудесное и похвальное дело. Иметь ребенка, который спасет жизнь человеку, – еще более похвально.

Наклонная плоскость

И уж совершенно необоснованны с точки зрения иудаизма мнения, согласно которым к клону будут относиться как к недочеловеку. Нет сомнения, что ребенок, созданный с помощью клонирования, но выношенный и рожденный женщиной, будет полноценным человеком, с уникальной душой. Он достоин того, чтобы к нему относились соответствующим образом. То, что он генетически идентичен донору, вовсе не делает его «вторичным». Ведь, как уже говорилось, никто не считает генетически идентичных близнецов частями одной личности. И точно так же, как уникален каждый из близнецов, клон и его донор, несмотря на сходство, будут совершенно самостоятельными личностями.

Подобные аргументы высказывались и на заре исследований в области искусственного оплодотворения. Но сегодня никому в голову не придет считать ребенка, зачатого в пробирке, недочеловеком. Вероятнее всего, то же самое произойдет и с клонированием.

 

Очень предварительные выводы

Хотя, как уже говорилось, иудаизм решает проблемы по мере их возникновения, из всего сказанного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, клонирование будут рассматривать как метод воспроизводства, весьма далекий от идеала. Но, когда все другие методы окажутся недейственными, иудаизм, вероятно, отнесется к клонированию как к выполнению заповеди. А значит, и клонов будут считать полноценными людьми. Клоны не роботы, не рабы, не полу­люди, и любая попытка классифицировать их подобным образом должна быть решительно отвергнута.

Во-вторых, клона и донора генетического материала свяжут такие же отношения, как родителя и ребенка, а не брата или сестру. Еврейство клона будет зависеть от того, еврейка ли суррогатная мать и, возможно, донор генетического материала (если это женщина), а также донор яйцеклетки.

Настороженное отношение к неизвестному естественно и разум­но. Но априорно запрещать что-то непонятное лишь по причине непонятности крайне неразумно и неправильно. Еврейская традиция считает, что решать новые проблемы должны авторитетные раввины. Им же следует выносить суждение о них.

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.