[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)
Спор. Юстиция, этика и фотография
Вена, Кунстхаус, до 20 июня
Майкл
Лайт. OAK, 8,9 мегатонн, атолл Эниветок.
Негатив 1958 года, отпечаток 2003 года
Сто фотографий и масса проблем, как юридического, так и морального характера – таково краткое содержание венской выставки, собравшей работы знаменитостей – от Льюиса Кэрролла до Ман Рея, от Анри Картье-Брессона до Роберта Капы. Все они, так или иначе, вступали в проблемы с законом, и писаным, неписаным. Не случайно один из кураторов выставки, подготовленной лозаннским музеем «Elysee», – действующий адвокат. Однако цель проекта – не изучение провокационных стратегий в фотографии, но рассказ о той правде жизни, на которую общество пытается наложить табу. Потому-то на выставке и работа Тодда Майзеля «Рука, 11 сентября», опубликованная в дни, когда американские масс-медиа договорились не показывать тела погибших (и тем более их фрагменты) в результате атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, и будоражащая воображение даже сегодня хрестоматийная реклама Оливьеро Тоскани для фирмы «Benetton». Есть здесь и снимки, сделанные солдатами армий союзников в немецких концлагерях в начале 1945 года. Поначалу командование наложило запрет на распространение таких фотографий. Он действовал несколько недель, пока не был полностью снят. Эта цензурная история напоминает, насколько непростым был путь к исторической правде даже у тех, кто воевал за верное дело.
Мейер де Хаан. Потаенный мастер
Париж, музей Орсе, до 20 июня
Мейер
де Хаан. Натюрморт и Мими. 1890 год.
Амстердам, Музей Ван Гога
Знатоки искусства знают Мейера де Хаана (1852–1895) прежде всего как одного из ближайших друзей Поля Гогена. Но этот выходец из амстердамской еврейской семьи и сам был блестящим художником. Тем удивительнее, что выставка в Орсе – его первая в истории. Поклонник голландского XVII века в целом и Рембрандта в частности, он начинал со сцен на еврейские сюжеты, в том числе исторические. Переселившись в 1888 году в Париж, где его профессиональной судьбой стал заниматься Тео ван Гог, де Хаан сближается с Писарро и, прежде всего, с Гогеном, едет с ним в Бретань и проводит там больше года. Художники вместе снимают ателье с огромным окном, выходящим на море. «Синтетический стиль» школы Понт-Авеан оказывает влияние и на его натюрморты, портреты и пейзажи, а также настенные росписи. 1891 год стал роковым для художника: умер Тео ван Гог, а Гоген отправился на Таити, как выяснится позднее, навсегда (де Хаан отказался с ним ехать). После этого следы самого де Хаана теряются, известно лишь, что он вернулся в Амстердам и скончался в бедности и безвестности. Из его наследия чудом сохранилось лишь четыре десятка работ, оставшихся в семье его незаконнорожденной дочери в Бретани (отец никогда ее не видел), сегодня во Франции находится лишь четыре полотна де Хаана.
Макс Лазарус. Трир–Сан-Луи–Денвер. Судьба еврейского художника
Трир, музей Симеонштифт, до 27 июня
Макс
Лазарус. Без названия («Мест нет»).1945 год.
Частное собрание
Уроженец Трира, Макс Леон Лазарус (1892–1961) учился в Дюссельдорфе и Инсбруке, Мюнхене и в родном городе, но едва ли не лучшие годы провел в Веймаре, под руководством знаменитого Анри ван де Вельде. Войну он отслужил рядовым на Западном фронте, после чего, хотя и был уже известным в Трире художником, продолжил учебу – на этот раз у берлинского экспрессиониста Георга Тапера. Экспрессионизм и стал родным для него стилем, хотя при оформлении многочисленных синагог он не забывал о традиции. Почти все его росписи погибли или в Хрустальную ночь 1938 года, или в ходе бомбежек второй мировой войны. До ее начала Лазарус успел эмигрировать в Америку. Поначалу занимался тем, что разрисовывал мебель, но довольно быстро начал заново карьеру художника. Он участвовал во Всемирной выставке в Нью-Йорке, а его первая персональная выставка в Америке прошла в 1940-м в Young Men’s Hebrew Association. Через два года он заболел тяжелой формой туберкулеза, но это не помешало искусству. После войны Лазарус выставлял прежде всего печатную графику.
Именно Германия!
Франкфурт, Еврейский музей, до 25 июля
Выставка о 220 тыс. русских евреев, переехавших в Германию с 1989 по 2005 год, могла бы, конечно, быть и более проблемной, и социально острой. Но и в этнографическом взгляде, предложенном кураторами, есть масса любопытного. Рассказ о скорых сборах на родине, о существовании в лагерях для переселенцев, о попытке найти новое место в новой жизни ведется при помощи историй конкретных людей, сопровождаемых показом массы ностальгических вещей и фотографий. Выставка не затушевывает острые вопросы, например о жизни нынешних еврейских сообществ в Германии и степени их интеграции в общую культурную среду, но все же касается больных тем слишком осторожно, чтобы самой войти в историю.
Алексей Мокроусов
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.