[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)
Воинства Всевышнего
Адин Штейнзальц
В рассказе об исходе из Египта Тора называет народ Израиля «воинством Всевышнего». Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон часто использовал этот образ в своих речах. Во все века это воинство составляли разные люди, на это указывает само определение. В любой армии, не исключая и ту, что названа столь возвышенно, есть не только бойцы и командиры, но и интенданты, денщики, штабисты, есть отличники и уклонисты и даже дезертиры. Объединяет этих непохожих друг на друга людей лишь то, что все они имеют отношение к армии. Как бы они себя ни вели, что бы ни делали, они – ее часть, и именно в этом контексте можно и нужно оценивать их деятельность.
Поход воинств Всевышнего продолжается со времени выхода из Египта. Начавшись как марш-бросок по Синайской пустыне, он длится тысячелетия в «пустыне народов». Это не война с определенным врагом, а покорение мира, лишенного святости. Цель этой кампании – покорить несовершенный мир Всевышнему и подчинить Его власти. Во имя достижения такой цели не проливают кровь, не подчиняют себе покоренные народы. Как и во времена Исхода, когда перед станом сынов Израиля двигался облачный столп Славы Г-сподней, расчищавший дорогу от «змеев и скорпионов», он и поныне возглавляет поход против сил зла и духовной нечистоты.
Исполнение приказа, полученного этим воинством, требует верности и самоотверженности, а нарушение его влечет за собой страшные последствия: «Проклят тот, кто не установит слова этой Торы, чтобы их исполнять!» (Дварим, 27:26). «Установить слова Торы» означает не только исполнять заповеди. «Установить» – значит сделать слова Торы основой существования. И каждого, кто уклоняется от этого, Писание называет «проклятым».
Ответственность за исполнение «установления слов этой Торы» возложена на нас. Сыны Израиля должны вести войну против сил, противодействующих Его раскрытию в мире. Установление Его власти не ограничивается общиной, регионом, государством, но все же надо начинать с чего-то конкретного, доступного, находящегося в пределах досягаемости. Ничто не происходит само по себе.
Мы – армия Всевышнего, и сегодня эта армия, к сожалению, не очень организованна. За достижениями отдельных бойцов не всегда заметно, что нет боеспособных подразделений, воющих за Него. На протяжении более чем сорока лет Ребе трудился днем и ночью, без отдыха и передышки, стремясь пробудить и заставить действовать людей, напомнить им, что они – армия Всевышнего и у них всех – общая цель. Убедить их в том, что в это народное ополчение необходимо мобилизовать уклонистов и дезертиров, даже тех, кто прикинулся мертвым. Призвав и собрав всех боеспособных, нужно вновь начать кампанию, объединив все силы, как в армии. В этой войне никто не должен идти один, сам по себе, прокладывая путь наугад.
Нам следует вновь соединиться и выступить вместе, станом, особенно сейчас, когда нам предстоит поход по столь обширной и запущенной пустыне. В наше время у каждого «змея» есть телевизионная камера, у каждого «скорпиона» – микрофон, и у всех «пресмыкающихся» – компьютеры, учителя, воспитатели и наставники большей части человечества. Вопреки всему этому мы должны продвигаться в этом мире в стане армии Всевышнего и вести Его войну.
Непросто быть солдатом. В армии добиваются того, чтобы тот, кто выражал недовольство из-за каждого лишнего шага, бежал в полной выкладке больше километров, чем предполагал пройти за всю жизнь. Солдата обязывают вновь и вновь разбирать и собирать оружие, делать одни и те же упражнения. Даже не желая этого, даже падая от усталости и засыпая на ходу, он знает, что обязан выполнить свой долг. Как и в любой армии, солдату зачастую непонятен смысл учений и маневров, но он все же должен находиться в постоянной боевой готовности.
Это задача не для немногих профессионалов, она возложена на всех нас и на тех, кто рядом с нами. Слова пророка все еще актуальны и будут актуальны всегда: «Не с нашими отцами заключил Б‑г этот союз, но с нами, находящимися здесь сегодня, – все мы живы» (Дварим, 5:3). Тора многократно повторяет эту мысль для того, чтобы никто не подумал, будто речь идет не о нем, а только о раввинах, праведниках, предках. Речь идет обо всех, кто живет сейчас, о нас, со всеми нашими проблемами, бедами, малодушием. Союз со Всевышним, некогда заключенный у Хорева, нельзя денонсировать.
Говорят, что после ухода человека из этого мира его душа с каждым годом поднимается все выше. Призывы Любавичского Ребе из года в год становятся все более востребованными и насущно необходимыми. То, к чему он стремился, можно объяснить как обычными, так и высокими понятиями. Говоря попросту, он хотел изменить мир, но при этом преследовал высокую цель – привести Машиаха. Эти взаимосвязанные стремления не отличаются по существу.
Однако Избавление не наступило, и это значит, что Ребе не удалось достичь его цели. При этом нельзя забывать, что Ребе желал гораздо большего, чем проведение кампаний по распространению иудаизма. Конечно, он считал очень важным, чтобы еще один еврейский ребенок произнес утреннее благословение и еще один еврей возложил тфилин или перестал есть свинину, но во всем этом Ребе видел только средство для достижения цели. Добиться того, чтобы кто-то начал молиться, надел сюртук и отпустил бороду – хорошо, но это еще не достижение главной цели. Она же состоит в том, чтобы изменить весь мир, начав с еврейства, и привести его к Избавлению. И решить эту задачу Ребе завещал нам.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.