[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)
Конец независимой Иудеи
Евгений Левин
Говоря о трагических датах летнего месяца тамуз, обычно вспоминают 17 тамуза – день, когда вавилонские войска, осаждавшие Иерусалим, сделали пролом в городской стене. Однако в этом месяце есть еще одна схожая дата – 9 тамуза прекратило свое существование независимое еврейское государство, созданное в результате восстания Хасмонеев.
Прелюдией к этой национальной трагедии стал конфликт двух сыновей царя Александра Яная, Гиркана и Аристобула. Война между ними началась почти сразу после смерти их матери Александры-Саломеи, вдовы Яная Шлом-Цион. Царем как старший сын должен был стать первосвященник Гиркан. Однако честолюбивый Аристобул стремительно двинулся с войсками к Иерусалиму, чтобы силой захватить престол. Решающее сражение произошло близ Иерихона в 67 году до н. э. и закончилось победой Аристобула. Гиркан II признал себя побежденным и отказался от царского титула, сохранив за собой пост первосвященника. Аристобул был объявлен царем Иудеи под именем Аристобула II. Братья заключили мирный договор, при большом стечении народа подали друг другу руки и обнялись.
К сожалению, этот исход категорически не устроил Антипатра, весьма влиятельного человека, наместника в Эдумее еще со времен Яная.
Сблизившись со слабовольным и нерешительным Гирканом, Антипатр рассчитывал стать его советником и фактическим правителем государства. Когда трон перешел к Аристобулу, Антипатр остался не у дел. Чтобы начать борьбу за престол, он решил пробудить в душе Гиркана подозрительность и ненависть к брату и посоветовал ему обратиться за помощью к соседу – аравийскому царю Арете.
Гравюры с портретами Гиркана и Аристобула II из книги «Собрание изображений выдающихся людей» («Promptuarii iconum insigniorum a saeculo hominum»). 1553 год
В 65 году до н. э. пятидесятитысячная армия Гиркана и Ареты вторглась в Иудею и осадила Иерусалим, где заперся Аристобул со своими сторонниками. Однако город был хорошо укреплен, и осада затянулась.
Как это почти всегда бывает, братоубийственная война сопровождалась пролитием невинной крови. Одной из первых жертв стал прославленный мудрец Хони, снискавший славу чудотворца: стоило ему во время засухи помолиться о дожде, как немедленно начинался ливень (Мишна Таанит, 3:8). Гиркан решил воспользоваться им как «неконвенциональным оружием». Хони привели в лагерь осаждающих и стали упрашивать, чтобы он проклял защитников Иерусалима. Мудрец встал посреди толпы, однако вместо ожидаемого проклятия произнес следующую молитву:
O Предвечный, Царь всего существующего! Так как окружающие теперь меня – народ, а осаждаемые – твои служители, то я молю Тебя не внимать ни просьбам первых, ни приводить в исполнение их просьбы относительно вторых[1].
Услышав эту молитву, кто-то из солдат, стоявших рядом, убил Хони. Осада продолжалась.
Как пишет Иосиф Флавий, сторонники Аристобула, несмотря на осаду, ежедневно совершали положенные жертвоприношения в Храме. Однако наступил праздник Песах, когда потребовалось множество баранов для жертвоприношений. Аристобул предложил осаждающим продать для Храма жертвенных животных, по 1000 драхм за голову. Те согласились и даже взяли деньги, которые спустили им со стены в специальной корзине, – но не отдали за них жертвенных животных[2].
Похожую историю мы находим и в Талмуде. При этом мудрецы добавляют несколько деталей, не упомянутых Флавием:
Учили мудрецы: во время войны между хасмонейскими принцами Гиркан осадил в Иерусалиме своего брата Аристобула. Каждый день осажденные спускали со стен корзину с динариями, и осаждавшие клали в нее жертвенное животное. Один старик, изучавший греческую мудрость, намекнул осаждающим с помощью греческой мудрости: «Пока продолжаются жертвоприношения, вам не взять город». На следующий день вместо жертвенного животного осаждавшие положили в корзину свинью. Когда корзину подняли до половины стены, свинья ударила копытом – и Земля Израиля содрогнулась на 400 парасанг.
(Вавилонский Талмуд, трактат Сота, 49 б.)
Трудно сказать, действительно ли Гиркан и его союзники позволили себе столь кощунственную выходку. Возможно, этот рассказ не следует понимать буквально. В талмудической литературе со свиньей нередко сравнивается Эдом, например, в мидраше Танхума: «Свинья – это Эдом, как сказано: “Обгладывает ее [виноградную лозу из Египта] вепрь лесной…” (Теилим, 80:14)» (Танхума Шмини). Эдомом же начиная со II века н. э. евреи называли Римскую империю. Таким образом, говоря о свинье, ударившей копытом по стене Иерусалима, мудрецы, вероятно, прозрачно намекали на роковую роль римлян в этом конфликте.
Подробности римского вмешательства обстоятельно описаны Флавием. В 63 году до н. э. в Сирию прибыл прославленный римский полководец Помпей. Гиркан и Аристобул обратились к нему с просьбой рассудить их. Помпей пообещал приехать в Иудею и вынести окончательное решение. На самом деле Помпей не собирался помогать ни одному из братьев; он хотел только одного – подчинить Иудею Риму.
Аристобул II отправился в Иерусалим, чтобы продолжить борьбу за престол, но Помпей прибыл с войсками в Иерихон и потребовал полного повиновения. Все еще надеясь на победу, Аристобул пообещал уплатить Помпею значительную сумму денег и сдать ему Иерусалим. Помпей согласился и направил своего помощника Габиния за деньгами. Однако сторонники Аристобула закрыли городские ворота и отказались впустить Габиния в святой город. Узнав об этом, Помпей приказал арестовать Аристобула, подошел к Иерусалиму и осадил его.
Как уже говорилось, Иерусалим был прекрасно укреплен и почти неприступен. Однако Помпей воспользовался тем, что евреи в то время не слишком твердо знали законы, касающиеся военных действий в субботу: в этот день они продолжали боевые действия против римлян, но ничего не предпринимали против осадной техники. Заметив это, Помпей велел своим солдатам не обстреливать по субботам евреев, но возводить в этот день валы, сооружать башни и заниматься другими инженерными работами. Это позволило римлянам придвинуть осадную технику вплотную к стенам и применить огромные стенобитные тараны[3]. 9 тамуза городская стена была проломлена, и римляне бросились на приступ. Иерусалим пал.
Описывая восточную кампанию Помпея, римский историк Плутарх лаконично заметил: «Помпей покорил также Иудею и захватил в плен царя Аристобула»[4]. Флавий пишет об этом гораздо подробнее. По его словам, падение города сопровождалось резней, причем еврейские солдаты Гиркана зверствовали не меньше, чем римские легионеры:
Помпей входит в Иерусалимский Храм после победы над Аристобулом II. Миниатюра-иллюстрация Жана Фуке из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. 1470–1475 годы. Париж, Департамент манускриптов
Некоторые из иудеев были перерезаны римлянами, другие своими же земляками; были и такие, которые кидались в бездну или сгорали живьем, поджигая свои собственные дома, лишь бы не дожидаться угрожающей им гибели. Таким образом, погибло до двенадцати тысяч иудеев; римлян же пало очень немного[5].
Более того, по словам историка, Помпей, снедаемый любопытством, зашел в Святая святых Иерусалимского Храма – туда, куда, согласно Алахе, имеет право входить только первосвященник, да и то всего раз в году, в Йом Кипур. Впрочем, увиденное, возможно, разочаровало римского полководца. Греческие авторы, недоброжелательно относившиеся к евреям, уверяли, что в Храме стоит идол с ослиной головой, а в специальной комнате откармливают грека, которого раз в году приносят в жертву[6]. Помпей же обнаружил золотые сосуды, чаши для курения, но, разумеется, не нашел ни истуканов, ни человеческих жертвоприношений.
Иосиф Флавий специально отметил, что Помпей не взял ничего из сокровищ святилища. Однако это не изменило главного – вновь, как во времена Антиоха Эпифана, Храм был осквернен.
Взяв Иерусалим, Помпей разрушил городские стены. После этого он назначил Гиркана наместником Иудеи, подчинив его своему полководцу Габинию, римскому правителю в Дамаске. Габиний за короткое время уничтожил остатки государственной независимости Иудеи. Страна была разделена на пять областей (синедрий), после чего Иерусалим из национальной столицы превратился в центр небольшой области. Кроме того, Габиний лишил полномочий Сангедрин (Синедрион), высший судебно-законодательный орган еврейского народа. Вместо него в каждой области был учрежден малый синедрион, с ограниченными полномочиями[7]. Впоследствии мудрецы увидели в этом знак грядущего разрушения Храма. Поэтому, по их словам, «с тех пор как упразднен Сангедрин, перестали слышаться песни радости в тавернах, как сказано: “Уже не пьют вина с песнями” (Йешаяу, 24:9)» (Мишна Сота, 9:1).
Так независимое государство Хасмонеев прекратило свое существование. После почти столетней независимости Иудея вновь попала под власть иноземцев.
Говоря о разрушении Второго храма, мудрецы Талмуда утверждали, что эта национальная трагедия произошла из-за беспричинной вражды между евреями. Эти слова в полной мере можно отнести и к событиям 60-х годов I века до н. э. Неспособность родных братьев найти путь к примирению, вкупе с насилием и святотатством, в течение нескольких лет свели на нет все достижения правителей Хасмонеев и привели еврейский народ к политической и религиозной катастрофе.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.
[1] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 14:2:1.
[2] Там же. 14:3:2.
[3] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 14:4:3.
[4] Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Помпей.
[5] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 14:4:4.
[6] Иосиф Флавий. Против Апиона. II:79-96.
[7] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 14:5:4.