[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ИЮНЬ 2010 СИВАН 5770 – 6(218)

 

«ВЕЛИКОЕ рок-н-ролльное надувательство» И ЕВРЕЙСКАЯ БАБУШКА

Борис Барабанов

8 апреля в швейцарской больнице от редкой формы рака под названием мезотелиома умер Малькольм Роберт Эндрю Макларен, человек, имя которого принято связывать, прежде всего, с понятием «панк». Однако его амбиции простирались гораздо шире.

Несмотря на шотландскую приставку «Мак» в фамилии и яркую рыжую шевелюру, Малькольм Мак­ларен был шотландцем только наполовину. Его отец Пит Макларен был инженером и оставил семью, когда Малькольму было два года. Мать Макларена Эмми перепоручила ребенка заботам своей матери – Роуз Корр Айзекс. В ее предках значились евреи-сефарды, торговавшие бриллиантами в лондонском районе Хакни. «Мне всегда нравилась идея быть кем-то, кто может легко исчезнуть, кем-то, кого невозможно вычислить, идентифицировать. Возможно, дело в моем детстве», – говорил Макларен в интервью «The Telegraph». Малькольм Макларен признавался, что именно от еврейской бабушки он получил, так сказать, первые уроки панка. «Быть плохим хорошо, – говорила она внуку. – А быть хорошим скучно». В интервью изданию «The Jewish Chronicle» Макларен отмечал, что самые яркие воспоминания его детства – чтение газет в доме у бабушки в пятничные вечера. Бабушка настраивала его против остальных членов семьи, и он остался под ее крылом, когда Эмми Макларен повторно вышла замуж за торговца Мартина Леви, с которым они вместе завели текстильную лавку. До 14 лет Макларен даже спал с бабушкой в одной кровати, как она того требовала. «Хаос и дискомфорт были нормой в ее мире, – рассказывал Макларен. – Если я был зачинщиком бузы в школе, ее это мало волновало. Но на любые формы отношений с девочками был наложен запрет». Журналисты считали логичным перевести беседу о воспитании Макларена в русло разговора о его сексуальной ориентации, и он туманно замечал: «Большинство людей думают, что я гей. Но я с юности был одним из тех странных существ, по которым ничего не скажешь об их сексуальности». Стоит отметить, что девственность он потерял в постели модельера Вивьен Вествуд и дни свои закончил также на руках у женщины – своей любовницы корейского происхождения Юнг Ким.

Британский модельер Вивьен Вествуд с ее партнером – музыкальным менеджером Малькольмом Маклареном (сидят).
Около 1985 года

Малькольм Макларен стал сам зарабатывать себе на жизнь, будучи подростком, и сменил множество профессий, в числе которых были и довольно экзотичные, такие, как, например, дегустатор вин. Одновременно он менял один за другим арт-колледжи, пропитываясь модными течениями в искусстве и политике. Его выгоняли из одного арт-колледжа, а он под чужим именем получал грант в другом. Одним из течений, которые повлияли на всю его дальнейшую жизнь, был французский ситуационизм. Он примкнул к английскому ответвлению этого течения, которое именовалось «King Mob». «Тогда прекрасные неудачники были в большем почете, чем мажоры, выставлявшие свой успех напоказ, – рассказывал Макларен. – А это значило, что можно нарушать правила. Приключение было важнее карьеры. Мы видели себя новыми Байронами, Китсами и Блейками».

Попытав счастья в современном искусстве и пройдя по касательной парижские баррикады 1968 года, Малькольм Макларен осел в одной из арт-общин Лондона, где и познакомился с Вивьен Вествуд, художницей-самоучкой с дурным характером. Девушка имела привычку разгуливать голышом по сквоту, полному молодых американцев, уклоняющихся от службы в армии. А вскоре новая подружка объявила 17‑летнему Макларену, что беременна. Он отправился к своей «богатенькой бабушке» и попросил у нее денег на аборт, а Вивьен Вествуд потратила их на новую кашемировую кофточку. Сын Макларена и Вествуд унаследовал в качестве фамилии второе имя богатенькой бабушки. Его зовут Джо Корр, и он прославился как один из основателей линии нижнего белья «Agent Provocateur». Малькольм Макларен признавался, что после рождения Джо у него с Вивьен Вествуд, по сути, не было сексуальных отношений. Но они жили вместе, и однажды Вивьен сшила для Малькольма костюм в стиле Элвиса: «Вот тут-то я и понял, что со мной – одаренная портниха!»

Дальше был знаменитый магазин на Кингз-роуд, получивший на некоторое время название «SEX». Для того чтобы демонстрировать покупателям узкие штаны и рваные футболки, хозяевам лавки потребовались манекенщики. Так в магазине появились Джон Лайдон (сценическое имя Джонни Роттен) и прочие будущие участники «Sex Pistols». Сформировавшаяся вокруг Макларена компания вскоре приобрела черты музыкальной группы – сказался его краткий опыт музыкального менеджмента в США, где он безуспешно пытался вывести в люди любителей советской символики «New York Dolls». C «Sex Pistols» поначалу тоже ничто не предвещало астрономических прибылей. Контракты с крупными компаниями «EMI» и «A&M» продержались недолго. Буйный нрав «Sex Pistols» смог по достоинству оценить только владелец молодой независимой компании «Virgin» Ричард Брэнсон, выплативший группе приличный гонорар. Малькольм Мак­ларен на радостях арендовал на Темзе теплоход для праздничной вечеринки в честь подписания контракта. Группа спела «God Save The Queen» прямо напротив Вестминстерского аббатства, всех тут же повязала полиция, на следующее утро инцидент подробно описали газеты, а продюсер получил еще одно подтверждение золотого правила музыкального менеджмента: любой PR хорош. Поводом для журналистских шпилек всегда был тот факт, что, будучи наполовину евреем, Малькольм Макларен позволял бас-гитаристу «Sex Pistols» использовать в сценических нарядах свастику. «Это была отличная идея!» – высказывался Макларен в интервью «The Telegraph». «А Холокост тоже был отличной идеей?» – провоцировал его интервьюер. «Послушайте, иногда молодое поколение не желает наследовать историю старшего поколения, – говорил Макларен. – Мы приспособили свастику для своих нужд. Мы вообще хотели изобрести заново всю общепринятую символику и иконографию».

«Sex Pistols» просуществовали в активной творческой фазе три года, с 1975-го по 1978-й. За это время они успели выпустить альбом «Never Mind The Bollocks, Here`s The Sex Pistols», кучу синглов и ранних песен, а также фильм «Великое рок-н-ролльное надувательство», после чего прямо посреди американского турне музыканты разругались между собой и поссорились с продюсером. До 1987 года правами на «Never Mind The Bollocks…» обладал Малькольм Макларен. Учитывая влияние «Sex Pistols» и панка на всю мировую музыкальную индустрию и на культуру в целом, отчисления от продаж альбома позволили ему безбедно существовать и реализовывать самые смелые эксперименты в области музыки.

Музыканты «Sex Pistols» вместе со своим менеджером Малькольмом Маклареном на фоне Букингемского дворца подписывают соглашение с «A&M Records» после того, как был разорван контракт с «EMI».  Лондон. 10 марта 1977 года

Малькольм Макларен работал с группами «Bow Wow Wow» и «Adam & The Ants», он продюсировал первый в истории «белый» хип-хоп-сингл, вдохнул жизнь в танец «vogue», первым положил классическую оперу на хип-хоповый ритм, создал азиатских «Spice Girls» и записал фирменную музыкальную тему для «British Airways», и все это – не будучи ни певцом, ни музыкантом. Что-то, похожее на пение Малькольма Макларена, можно слышать в его совместном с Катрин Денев альбоме «Paris» (1984), но в первую очередь этот альбом – самая известная запись в жанре spoken word, то есть «разговор, положенный на музыку». В 1990‑х и 2000‑х Макларен продолжал ездить по миру с лекциями о панке и поп-культуре, а параллельно всерьез увлекся политикой.

В 1987 году Джону Лайдону удалось отсудить у бывшего парт­нера права на альбом. Малькольм Макларен не разговаривал с ним до конца своей жизни. Но слеп­лены они были, безусловно, из одного теста. Любой, кто брал интервью у одного и у другого, мог уловить общую стратегию. И Лайдон, и Макларен вываливали на собеседника тирады об искусстве, масс-медиа и политике, порой не дожидаясь журналистских вопросов. В каждом из монологов было полно хлестких фраз, которые просились в заголовки, но докопаться до настоящих «я» интервьюируемых не было никакой возможности. Малькольм Макларен отлично освоил эту технологию сам и обучил ей своего бывшего подопечного. До темы еврейской бабушки и ее влияния на его жизнь в беседе с ним добирались редко. Ему действительно удалось исчезнуть, всю жизнь оставаясь на виду.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.