[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2010 ИЯР 5770 – 5(217)
Сознание, определяющее бытие
Составители Йосеф Гинзбург и Герман Брановер
Существование Б‑га
Предубеждения и открытость
14 ава 5719 <18 августа 1959>
Отвечаю на Ваше письмо, в котором поставлено много вопросов и проблем. Надеюсь, нет необходимости объяснять, что в целом это неверный путь – начинать с проблем, причем со многих проблем одновременно. Если Вы хотите разрешить некую проблему и, главное, обрести глубокий, всеохватный взгляд на мир, то прежде всего следует избавиться от предубеждений. И первое, что Вы должны сделать, – отказаться от намерения «выявить все ошибки и недостатки, и чем больше, тем лучше».
Я по-прежнему сердечно отношусь к Вам и полагаю, что, в конечном счете, у Вас добрые намерения. Все дело, видимо, в том, что никто не наставлял Вас на правильный путь – как следует смотреть на мир и нашу жизнь, и Вы не несете персональной ответственности за подход, изложенный в Вашем письме. Поэтому я попытаюсь кратко ответить на Ваши вопросы, хотя такие вопросы лучше обсуждать при личной встрече.
Итак, можно ли доказать, что Тора была дарована Б‑гом на Синае?
Возьмем, к примеру, Вашу сегодняшнюю повседневную жизнь в ее многочисленных проявлениях. Когда Вы решаете совершить какое-то действие, даже если оно требует больших денежных затрат или много энергии, Вы не можете гарантировать, что результат будет таким, на который Вы надеетесь. Скорее, Вы опираетесь на мнение других людей. Так, покупая билет, чтобы ехать куда-то, Вы не проверяете предварительно автобус или поезд, не изучаете механизм его работы: Ваш билет гарантирует Вам благополучное прибытие в место назначения. То же самое происходит не только в тех случаях, когда Вам гарантирован немедленный возврат вложенных средств (о чем Вы узнаете очень быстро), но и в тех, когда требуются годы, чтобы вернуть вложенные средства. Если Вы честно проанализируете собственные действия, то признаете, что опираетесь не только на свои знания, но и на сведения, полученные от людей, которым доверяете. Ведь у Вас нет оснований подозревать этих людей во лжи или в намерении ввести Вас в заблуждение. Мало того, чем больше людей свидетельствуют: вот это верно, вот это действует, – тем бо́льшую уверенность Вы обретаете, доверившись их свидетельству.
И даже в вопросах жизни и смерти, когда Вам предстоит сложная операция (сохрани Б‑г!), Вы доверяете хирургу – исходя из того, что у него есть сертификат, подтверждающий, что он учился у другого опытного хирурга десятью-двадцатью годами ранее и что он компетентный доктор. Это даже надежнее, чем получить личные свидетельства от других его пациентов о том, что их лечение прошло успешно. Доверяя такому свидетельству, Вы позволяете человеку провести очень серьезную операцию, даже если он простой смертный, даже если он сам говорит, что может ошибиться в ходе операции, хоть и провел несколько успешных операций в прошлом. Все упирается в тот факт, что Вы доверяете свидетельствам других людей. Особо важные случаи отличаются лишь тем, что Вы полагаетесь на свидетельство не одного, двух или трех человек, а на мнения и свидетельства многих людей.
Такого рода верификация распространена еще больше применительно к событиям прошлого. Сейчас уже невозможно узнать, каким образом происходили эти события. Однако ни один нормальный человек не подвергнет сомнению общую точку зрения трех-четырех историков. Даже если они не согласны друг с другом в деталях, обычно принимается точка зрения большинства, особенно если это подавляющее большинство – десять, сто или тысяча против одного.
Теперь перейдем к главной теме. То, что Тора была дарована на Синае Самим Б‑гом, – вовсе не новая теория. Мы слышали об этом от родителей, наши родители – от своих и так далее, от поколения к поколению. Причем каждому последующему поколению это событие излагалось в такой же версии, с теми же подробностями, сотнями тысяч людей самого разного происхождения. С момента дарования Торы предание нигде и никогда не изменялось. Оно восходит к тому поколению сынов Израиля, которые вошли в землю Израиля с Йеошуа. Об исходе из Египта им рассказывали их родители, стоявшие на горе Синай и слышавшие Голос, который произнес: «Я Г‑сподь, Б‑г ваш».
Очевидно, что если бы вся эта история была обыкновенным слухом, начало которому положило одно из поколений, то сотни тысяч людей должны были тайно договориться о том, что станут одновременно распространять слух о даровании им Торы, а это невозможно. Наверняка кто-то воскликнул бы: «Что это за новая идея, почему мы никогда раньше о ней не слышали?..»
Вы можете возразить, что христиан и мусульман тоже насчитываются миллионы, и они тоже хранят свои предания.
Но это не аргумент, поскольку их предания существенно отличаются от преданий евреев. Христианское предание в конечном счете восходит к одному человеку (апостолу Шаулю[1]) или же к десяти-двенадцати апостолам, которые утверждали, что слышали его от кого-то еще. Они не утверждали, что были лично причастны к этому «пророчеству». Иными словами, предание было сужено до одного смертного человека, который мог делать ошибки, подмены, невольно или сознательно. То же верно и применительно к мусульманам – что касается истоков их веры в Мухаммеда, вернувшегося из пустыни и сообщившего, что он видел «пророчество» и т. д.
Возможно ли для неевреев достигать такого же духовного статуса?
Известно положение Рамбама (Млахим, 8:11) о том, что «праведные из всех народов» обретут долю в грядущем мире.
Как объяснить, что неевреям не были даны такие же возможности, как евреям?
Есть несколько объяснений. Главное из них заключается в том, что никто из нас не в силах постичь, почему пути, резоны и деяния Б‑жьи именно таковы, а не какие-либо иные. Здесь уместно провести аналогию с организмом человека, представляющим своего рода «микрокосм»: нога не способна обрести разум, присущий человеческому мозгу. Но и мозг не способен разделить сердечные эмоции. Другими словами, каждый орган человеческого организма имеет свое предназначение. Одни органы имеют очень сложное строение, другие – более простое, но у всех есть конкретное, точное предназначение. Только в тех случаях, когда орган выполняет свою функцию, он достигает предназначенного ему уровня совершенства.
То же самое верно и применительно к макрокосму, к миру в целом. Неодушевленные предметы выполняют предназначенные им функции – так же, как растения, животные и люди, – каждый свою. Книга Зоар объясняет (III, 221б), что евреи среди других народов подобны сердцу в человеческом теле. Ясно, что рука или нога не могут обрести чувства, присущие сердцу, поскольку назначение руки – писать и двигаться, ноги – ходить и т. д. Вы же не спрашиваете, почему Ваша нога не способна писать или почему сердце не способно осуществлять мыслительный процесс. Вот почему поставленный Вами вопрос неуместен. Сказанное относится и к следующему вопросу.
Кто лучше: праведный нееврей или греховный еврей?
Ответ зависит от Ваших намерений. Говорите ли Вы о неких потенциальных возможностях или о действительности? Опять-таки, сравните еврея с сердцем, мозгом, которые не исполняют своих функций. Иными словами, что лучше: больное сердце или здоровая нога?
Согласно традиции, мы живем сейчас в 5719 году с сотворения мира. Как это соотносится с «научными взглядами»?
Если кратко ответить на Ваш вопрос, то все науки (даже те, которые называются «точными») опираются на совершенно необоснованные гипотезы, – их просто подгоняют под теории. Наиболее показательны в этом смысле исследования эволюции и развития земли (космология).
Назову некоторые из таких гипотез: законы природы не менялись и оставались такими же, как сегодня; атмосферное давление, радиация, сотни и тысячи других параметров приблизительно соответствовали нынешним и т. д. Главная из этих гипотез состоит в том, что мир не мог быть создан в завершенном виде, и его развитие началось с нескольких отдельных атомов, которым впоследствии предстояло соединиться. Это соединение должно было иметь такую же форму и скорость, как сегодня (то есть ничего не изменилось, хотя мир проходил тогда этапы становления). Потом понадобилось энное количество лет, чтобы мир развился, чтобы появились животные, люди и т. д.
Даже если отвергнуть некоторые из этих гипотез, то все выводы ученых окажутся несостоятельными. К примеру, какие разумные доводы способны убедить людей в том, что Б‑г не мог создать человека сразу, а создавал сначала отдельные атомы, которые сами собой соединились?..
P. S. Еще одно доказательство необоснованности научных расчетов ученых, работающих в различных областях науки (геология, астрофизика, радиоактивные измерения и т. д.) состоит в том, что их заключения о возрасте Вселенной противоречат друг другу.
Смысл жизни
Вы пишете, что Вам не удается найти ответы на вопросы: «В чем смысл жизни?», «Что значит быть евреем?» Вас мучают сомнения.
Вы посещали колледж и изучали науки, поэтому Вы должны знать, какой подход применяется в разрешении сложных проблем. Если мы желаем верифицировать некую систему, касательно преобладающих в ней законов и принципов, то начать надо с тех ее частей, которые легче поддаются анализу и верификации. Верифицируя, шаг за шагом, значительную часть системы, мы можем констатировать: если большая часть удовлетворяет определенным законам, то и оставшейся частью управляют те же законы. Здравый смысл подсказывает: если какой-то закон подтверждается в подавляющем числе случаев, то он верен и тогда, когда не может быть убедительно подтвержден.
Применяя этот подход к Вселенной в целом, мы все более убеждаемся, год за годом, в том, что закон и упорядоченность правят в мире, включая неодушевленную материю, – до мельчайшего атома и составляющих его частиц. Ядерные исследования обнаружили невообразимую гармонию и упорядоченность примерно в сотне элементарных частиц, известных на сегодняшний день. В столь гармоничной и упорядоченной Вселенной человек, очевидно, тоже должен соответствовать некоей цели и упорядоченности.
Делаем следующий шаг: если в природе царит такая гармония и упорядоченность, то должна быть Высшая Сила, отвечающая за нее. Можно привести аналогию: когда мы держим в руках книгу в сотни страниц, в которой изложена связная история или философская концепция, то никакая сила воображения не позволит нам предположить, что эта книга «сложилась» случайным пролитием бутылки чернил… Гораздо меньше вероятность того, что наша Вселенная, с ее бесконечным количеством атомов, молекул и элементарных частиц, столь упорядоченная и гармоничная, могла возникнуть случайно. Очевидно, есть Творец и Зодчий, Который создал и соединил различные части Вселенной в совершенном и гармоничном единстве.
Совершенно ясно, что мы не в силах охватить разумом всю эту систему, поскольку наш разум, как и наше бытие в целом, – лишь мельчайшая часть космического мироздания, ни в коей мере не сравнимая с Самим Творцом. Было бы абсурдом пытаться постичь Творца, но еще больший абсурд – отвергать Его существование только потому, что мы не способны постичь Его. Может ли «единица» охватить бесконечное число «единиц»? Но здесь, по крайней мере, есть некая взаимосвязь, поскольку единица и бесчисленное число единиц являют собой одни и те же объекты – числа, тогда как между творением и Творцом нет никакой общности.
Проведем еще одну аналогию: в физике, химии и других науках, когда закон выводится на основе ряда экспериментов и подтверждается разными людьми, при различных показателях давления, температуры, влажности, то есть исключается возможность ошибки, побочных эффектов, такой закон принимается и становится годным даже применительно к будущему. Это научное правило считается справедливым по отношению к событиям и явлениям прошлого. Если некое событие или явление засвидетельствовано многими историками и точно описано, то никаких научных сомнений в том, что оно действительно имело место, не возникает.
Такое же историческое событие – Откровение на горе Синай. О нем есть точные свидетельства миллионов людей – мужчин, женщин и детей. Они засвидетельствовали это событие, потом точно изложили его своим детям, – и так продолжалось поколение за поколением, непрерывно, вплоть до сегодняшнего дня. В любой момент, даже во времена страшнейших погромов и физического уничтожения евреев, миллионы людей преданно хранили традицию. Хорошо известно, что никогда в еврейской истории цепь традиции от Синая до сегодняшнего дня не прерывалась. Тем самым это событие становится наиболее достоверным из всех событий человеческой истории!
Это означает, что Тора, которую мы храним и лелеем, дана самим Б‑гом. Она не только указывает нам путь жизни, она и ключ к нашему бытию на все времена – поскольку вечна, как и Тот, Кто даровал ее. Это не теоретический труд, не философско-спекулятивный трактат, а практическое руководство для нашей повседневной жизни, актуальное везде и всегда, включая Америку ХХ века.
Здесь, в Торе – Письменном и Устном Законе, четко определена цель жизни человека на земле. Если сформулировать кратко, то жить нужно в соответствии с Торой, исполняя ее положительные заповеди и стараясь не нарушать запреты.
Тора учитывает и хрупкую природу человека, искушения и соблазны, которым он подвержен как существо из плоти и крови. Человеку трудно, почти невозможно избежать падений, и Тора советует не предаваться отчаянию, если это случилось. Всегда есть тшува – возвращение к Б‑гу, на верный путь; само падение может стать трамплином для движения вперед.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.