[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2010 ИЯР 5770 – 5(217)

 

Еще посмотрим

«Парижачьи»

Москва (пос. Борки), галерея «Наши художники», до 20 мая

Роберт Фальк. На бульваре. Париж. Середина 1930-х годов. Из коллекции галереи «Наши художники»

«Итак, мы встретили не то, что ждали: никакой торжественности, натянутости и парадной пышности; ни особого блеска, ни громадных зданий. Старинный, плохо расположенный город; рядом с просторными блестящими бульварами – узкие улички, тупики, беспорядочное и громовое движение, – описывал Исаак Бабель свои впечатления от французской столицы. – Но вот мы пожили в Париже некоторое время… и все более становятся вам понятны художники разных стран, приехавшие в Париж на неделю или на месяц и оставшиеся на всю жизнь в этом городе, созданном, как произведение искусства».

Париж долгое время был художественным центром мира, «городом-светочем», куда стекались художники со всего света. Шестьдесят созданных в прошлом столетии на берегах Сены картин показывает сейчас галерея на 19‑м км Рублево-Успенского шоссе. Среди авторов – Хаим Сутин, Борис Григорьев, Марк Шагал, Мсти­слав Добужинский и, конечно же, Роберт Фальк. Тот самый, о котором Александр Бахрах заметил: «Ему нравилась не столько французская столица в целом, сколько каждый парижский округ, взятый “сам по себе”, и он настаивал на том, что ни один из них не похож на соседний, что в каждом своя особенная душа и своя жизнь. Этим и объясняется, что за время своего пребывания в Париже он переменил чуть ли не полтора десятка обиталищ, причем каждое из них находилось в другой части города». Повторить такой опыт хронического переселения сегодня труднее, чем раньше, но спасают картины, из которых также состоит парижский миф: пейзажи, открывающиеся из окон мастерских, сцены в кафе, портреты русских парижан…

 

«Художники, которые жили и работали в Париже»

Москва, галерея «Школа» (ЦДХ), до 30 мая

Марк Шагал. Улица в Витебске. 1914 год

За тяжеловатым названием скрываются два десятка полотен первоклассных авторов начала века. Как и многие их современники, Надежда Удальцова, Марк Шагал, Давид Штеренберг и голландец Кес ван Донген изучать современное искусство поехали в Париж (исключение – Морис Вламинк, он-то был коренной парижанин). Их творчество начала века и показывают теперь в «Школе», включая никогда не привозившиеся в Россию работы дореволюционного Шагала (например, его «Парикмахерская» 1914 года прежде вообще никогда не покидала дом Валентины Бродской, второй жены художника). Судьба этих авторов сложилась по-разному: так, ван Донген окончательно переселился в Париж и стал салонным портретистом, а гениальный Штеренберг, проработавший в Париже целое десятилетие, попытался завязать роман с советской властью и был даже одно время комиссаром по делам искусств, Удальцова же после ареста мужа, художника А. Древина, на многие годы оказалась вычеркнутой из «текущего процесса», получив статус классика уже после смерти.

 

Всегда другое искусство

Москва, Музей современного искусства РАХ, Гоголевский бульвар, 10, до 23 мая

Виктор Бондаренко коллекционирует русское искусство всех эпох. Иконы из его собрания выставляли в Третьяковке (сейчас их показывают в столичном Музее имени Андрея Рублева), а вот подборку принадлежащего ему искусства последнего полувека публика увидит впервые. Фотореализм и соц-арт, московский концептуализм и постмодернизм, Михаил Шварцман и Оскар Рабин, Эдуард Гороховский и Эрнст Неизвестный, Олег Кулик и Эрик Булатов... Сто работ позволяют совместить ленивым поход в музей с кратким курсом отечественной арт-истории. Для людей с углубленным интересом к миру – обширный каталог с по­дробными текстами.

 

Современное искусство, священное пространство

Нью-Йорк, Еврейский музей, до 1 августа

Герберт Фербер. «И куст не горит». 1951 год. Фасад синагоги общества «Бней-Исраэль», Мильбурн, Нью-Джерси

После войны, когда еврейское население американских метрополий начало переезжать в пригороды, там стали активно строиться новые синагоги. С архитектурной точки зрения многие из них выглядели образцами нового стиля (что, впрочем, не отменяло их связей с традицией). Новый стиль требовал нового оформления – и Персиваль Гудман, архитектор синагоги общества «Бней-Исраэль» в Мильбурне, штат Нью-Джерси, пригласил для оформления крупнейших авторов абстрактного экспрессионизма Роберта Мазервелла, Герберта Фербера и Адольфа Готтлиба. Фербер оформил фасад синагоги (огромный рельеф был назван «И куст не горит»), Мазервелл – ее внутреннее убранство, а Готтлиб – вельветовый парохет. В итоге получился без преувеличения шедевр, синтезирующий в себе архитектуру и убранство, веру и искусство.

Выставка в Нью-Йорке впервые документирует историю создания этого по-своему хрестоматийного здания. В экспозиции представлены не только авторские эскизы и фотографии, но и макет синагоги, созданный в свое время Гудманом.

Алексей Мокроусов

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.