[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2010 ИЯР 5770 – 5(217)
СПАСИБО ВАМ, ЛЮБИМЫЕ РОДИТЕЛИ
Берл Лазар
Эти строки я пишу, возвратившись из необычной и очень радостной поездки. Впервые за много лет наша большая семья собралась вместе. Причина была знаменательная: мои родители отмечали пятидесятилетие своей свадьбы. По такому поводу, конечно же, решили собрать всех – детей, внуков, правнуков, живущих в самых разных странах, на разных континентах.
Конечно, за праздничным столом все поздравляли наших дорогих и любимых родителей, желали им здоровья, счастья и жизни «ад меа ве-эсрим», до 120 лет. Каждый рассказывал старшим о себе – о своей жизни, о работе, об успехах. И каждый понимал, что успехами этими в первую очередь обязан тому воспитанию, которое получил дома, еще в детстве. Мы делились воспоминаниями, говорили о том, как родительское воспитание помогает нам сейчас, в общении с собственными детьми.
Интересно, что каждый из многочисленных братьев и сестер в своих рассказах делал акцент на чем-то своем. А ведь всех нас воспитывали в одном доме, у нас общие папа и мама, и ни один из нас не мог сказать, что его как-то особо выделяли! Но это, наверное, главная идея правильного воспитания: каждый ребенок получает что-то особенное, соответствующее его характеру, его способностям и склонностям – получает именно то, что поможет ему в будущем построить свою жизнь.
Еще одна, если вдуматься, поразительная деталь: все мы занимаемся тем делом, которому посвятили жизнь наши родители. Каждый в своей стране, своими путями способствует делу распространения еврейства, помогает людям вернуться к нашей культуре, к нашим традициям, к Б‑гу и заповедям. Это не такой уж распространенный случай: чаще бывает, что родители хотят видеть в детях продолжателей своего дела, но дети выбирают что-то другое. Вполне естественное желание: дети видят, какая трудная работа у отца, сколько она забирает сил, и думают, что лучше выбрать иную профессию...
Мы тоже видели, что папа с мамой взяли на себя нелегкое бремя. Мало того: когда сразу после свадьбы Ребе отправил их своими посланниками в Милан, почти все родственники думали, что у них там нет будущего. Ну как можно возродить еврейскую жизнь в Милане, какая там вообще может быть еврейская жизнь?! Действительно, родителям было очень трудно, и мы, дети, это видели. Но мы также видели, что удовлетворение от работы, осознание ее необходимости для них куда значительней любых трудностей.
Сейчас я гляжу назад, через много лет, и вижу, как мудро с нами обращались папа и мама, как они закладывали в нас те вещи, которые теперь помогают нам воспитывать собственных детей. Думаю, опыт моих родителей полезен для любой семьи.
Мои родители пережили Холокост в Европе. То, что они выжили, – само по себе чудо. Думаю, после таких переживаний у людей возникает иная шкала приоритетов. Они не обращают внимания на мелочи, видят главное в жизни. Они понимают, что человек не может предвидеть все: он должен полагаться на Б‑га и всегда просить Его помочь в принятии решения. Эту жизненную основу родители закладывали в нас с раннего детства.
Еще одна важная особенность воспитания: у нас дома никогда не было давления на детей. Родители не держали нас в узде, не контролировали каждый наш шаг. Конечно, папа с мамой всегда были готовы дать совет, объяснить, почему в той или иной ситуации лучше поступать так, а не иначе. Но они с самого начала давали понять, что пусть мы еще дети, но мы люди, имеющие свободу выбора. И за свой выбор мы отвечаем сами.
Главное, что дали нам родители, чтобы научить правильному поведению, – это свой собственный пример. Ведь сколько ни говори ребенку: «Делай так!» – он все равно смотрит на тебя: делаешь ли ты сам то, что проповедуешь. Именно живой пример родителей вырабатывает у ребенка жизненные привычки, которые не оставят его и в зрелые годы. Наверное, именно глядя на папу с мамой, на их каждодневный труд, мы решили продолжить дело родителей...
Приведу несколько примеров. Уже более 35 лет мой отец каждую субботу ходит пешком помогать одной удаленной общине. Это полтора часа в один конец. То есть в субботу он не так много времени мог быть дома с детьми. Мы знали, что куда приятнее ему было бы отдохнуть с семьей. Но понимали мы и то, что ради других людей папа иногда должен жертвовать самым ценным для него. И это был важный для нас урок.
Каждое лето родители организовывали детский еврейский лагерь. Мой отец был инициатором системы «Ган-Исраэль», лагерей учебы и отдыха, которые сейчас работают в десятках стран мира. Главная идея была – показать детям, что соблюдение заповедей – это не тяжкий труд, а прежде всего радость, что дети могут играть и учить Тору, играть и соблюдать мицвот. Это добавило счастья в жизнь многих детей.
Еще один пример, на сей раз из жизни семьи. Наши родители не имели обыкновения ругать детей или кричать на них. А если они выражали недовольство, то причина была, как правило, одна: когда они видели между нами разлад. Именно такая их позиция помогла нам сдружиться. И сейчас, когда мы приехали из разных стран и сидели за одним столом, мы чувствовали огромную радость от общения друг с другом и огромную благодарность родителям, которые заложили в нас эту дружбу.
И последнее – то, чего в детстве мы не понимали и осознали, лишь став взрослыми. Нередко материальное положение семьи было трудным – но родители ни словом, ни намеком не давали нам это понять. Если вдруг нам чего-то не доставалось, они никогда не говорили, что это из-за денег. Когда ребенок знает, что он не может получить чего-то, поскольку у родителей нет денег, он вырастет с идеей о том, что главное – заработать побольше. А нас с раннего детства учили, что деньги не главное, это только средство, одними деньгами счастья не добиться. Как же этот настрой помог нам во взрослой жизни!..
Вот лишь некоторые из мыслей и чувств, которые охватили меня, когда вся семья собралась за родительским столом. Хочу всем вам пожелать пережить такое в свое время – собрать семью и ощутить ту радость, тот «нахас», который я увидел на лицах моих замечательных, моих любимых родителей.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.