[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  МАЙ 2010 ИЯР 5770 – 5(217)

 

ЕЛЕНА ШВАРЦ. РЫЦАРЬ-ПОЭТ ПЕТЕРБУРГА

11 марта в Петербурге после тяжелой болезни на 62-м году умерла Елена Шварц, большой русский поэт, прозаик и переводчик.

Елена Шварц родилась в семье театроведа, заведующей литературной частью Большого драматического театра Дины Шварц и окончила театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кино. С конца 1960-х ее стихи начали появляться в самиздате. В 1979 году Елена Шварц стала вторым лауреатом премии Андрея Белого, учрежденной самиздатовским литературным журналом «Часы». В начале 1980-х ее первые публикации стали выходить за рубежом, а в 1985 году в Нью-Йорке был опубликован первый сборник стихов Елены Шварц «Танцующий Давид».

Книги: «Танцующий Давид» (Нью-Йорк, 1985), «Стихи» (Ленинград–Париж–Мюнхен, 1987), «Труды и дни Лавинии, монахини из Ордена Обрезания Сердца» (Анн Арбор, 1988), «Стороны света» (Ленинград, 1989), «Стихи» (Ленинград, 1990), «Лоция ночи» (Петербург, 1993), «Песня птицы на дне морском» (Петербург, 1995), «Mundus imaginalis» (Петербург, 1996), «Западно-восточный ветер» (Петербург, 1997), «Соло на раскаленной трубе» (Петербург, 1998), «Стихотворения и поэмы» (Петербург, 1999), «Дикопись последнего времени» (Петербург, 2001), «Сочинения в двух томах» (Петербург, 2002). Стихи переводились на основные европейские языки, выходили книгами по-английски, по-немецки (дважды) и по-сербски.

В русской поэзии имя Елены Шварц четко ассоциировалось с петербургским поэтическим мифом-текстом. Она была абсолютно питерским поэтическим рыцарем, отстаивавшим последний оплот Серебряного века русской поэзии. Ее поэзия прочерчивала долгую линию наследования от одической поэтики Ломоносова к Хлебникову и обэриутам: к Хармсу и Введенскому, а затем к Леониду Аронзону. При всей своей охранительной, сохраняющей функции (поэтическая личность ее была совершенно непримиримой и дерзкой), Елена Шварц была новатором в поэзии. Новатором, нашедшим новое мощное русло просодии.

Ее трагическая метафизическая лирика, отчетливо карнавальный эпос ушли от традиционной силлабо-тоники, – ее стихи пронизаны ритмическими перебоями, ломаным дыханием, неожиданными музыкальными диссонансами. При этом дыхательный напор ее стихов наполнен виртуозной оркестровкой, яростным смыслом.

 

Вот выпал первый снег.

Багровое вино

В сугробы возливая,

Чтобы почтить озябших Муз,

И дикие стихи

На свечке сожигая,

Я Смерти говорю:

Пчелой в тебя вопьюсь.

 

Светлана Иванова, знавшая Елену Шварц лично, говорит о ней как о человеке редчайшего ума, проницательности, дикой внутренней мощи, которая контрастировала с ее хрупким, подростковым обликом: «Она любила народовольцев, героев Французской революции, полководцев Российской империи. При этом Лена была очень ранимой. Всю жизнь она выхаживала больных животных и пыталась, как могла, искренне понять любого человека, кто оказывался с ней рядом».

Поэтическая слава Елены Шварц уникальна для русской, и особенно петербургской, поэзии. Телесно небольшая, хрупкая, она обладала репутацией непримиримого к фальши, отрешенного от каких-либо карьерных помыслов отшельника. Мне лишь однажды довелось слышать ее в Москве – в 2002 году в Музее имени Маяковского – поэта, чьи ранние стихи очень любила Елена Шварц. Чтение произвело оглушительное впечатление. Изящная, невысокая женщина победно читала свои стихи. Первый поэт Петербурга стоял перед нами на сцене посреди Москвы – отрешенный, находящийся сейчас в совершенно иной, не географической точке…

Александр Иличевский

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.