[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2010 НИСАН 5770 – 4(216)
ОБ ИСПРАВЛЕНИИ МИРА
Адин Штейнзальц
Люди удостоились получить из рук Самого Творца ключи от мира: право использовать дарованную им свободу воли как во благо, так и во зло. Именно их дела, помыслы, образ жизни определяют развитие всего, что их окружает, и их собственного внутреннего мира. На первый взгляд нет ничего проще: если мы практически всесильны, давайте сделаем мир таким, чтобы все были счастливы!
Желание усовершенствовать мир
Но до такого мира мы, увы, еще не доросли, несмотря на весьма почтенный возраст человечества. Каждому из нас достаточно посмотреть вокруг, чтобы увидеть: мир наш развращен и испорчен, отдан во власть жестокосердых и деспотичных правителей с нечистыми помыслами. Мы так и не научились пользоваться ключами от него, вверенными нашему попечению. Живая вода оказалась мертвой. В разные времена, в разных странах, даже в относительно благополучные эпохи были распространены пессимистические воззрения, рассматривавшие зло как необходимую предпосылку бытия: как результат непрекращающейся борьбы богов между собой или как неизбежное следствие самого существования человека.
Однако стремление жить в мире, где царят порядок и изобилие, существовало и существует – в каждом из нас, во все времена, в любой культуре. При этом оно воплощается по-разному: меняются лозунги, способы и средства для его осуществления – да и сами люди.
В противовес пессимистическому взгляду на мир, рассматривающему зло как непреложную норму, стремление исправить мир стало одной из основных естественных составляющих коллективной души еврейского народа. Мир не только не плох – он совершенен и хорош, ибо создан Источником абсолютного добра. Эта идея нашла выражение в словах последнего из пророков: «Разве не один Отец для всех, разве не один Б‑г нас создал, почему должен предавать человек брата своего?..» (Малахи, 2:10). Иудаизм считает, что зло в мире – прямое следствие человеческой деятельности и забвения моральных норм в процессе ее: «…жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие, так избери же жизнь…» (Дварим, 30:19). Поэтому иудаизм был первым мировоззрением, четко обозначившим цель – усовершенствование мира через исправление человека. Под влиянием иудаизма другие этические системы и религии, как древние, так и современные, приняли эту цель как свою.
Почему из попыток усовершенствовать мир ничего не выходит
Стремление к исправлению мира характерно тем, что все попытки такого рода завершаются неудачей по одним и тем же причинам, какими бы эпохальными и значительными эти попытки ни представлялись, какое бы влияние ни оказывали не только на свое время, но и на исторический процесс в целом. Проиллюстрируем сказанное двумя примерами.
В 1789 году народ Франции предпринял попытку свергнуть монархический строй и учредить республику, основными приоритетами которой стали бы «свобода, равенство и братство». Предполагалось, что эта республика послужит примером для других европейских стран и всего мира. Однако наивные революционеры лишь проторили дорогу Робеспьеру и его сподвижникам, которые установили диктатуру. Под грохот гильотин Франция погружалась в хаос и, захлебываясь в крови, отчуждалась от внешнего мира.
То же произошло и в России в 1917 году после Октябрьского переворота. Большевики обещали свободу рабочим и землю крестьянам. Якобы для осуществления этих задач была введена диктатура пролетариата, превосходившая беспрецедентным насилием и зверской жестокостью все известные до тех пор формы государственной власти. Карательная деятельность «органов безопасности», массовые репрессии и расстрелы, создание системы «исправительно-трудовых лагерей», опоясавших всю страну, тотальное подавление гражданских свобод, внедрение повальной слежки и поощрение доносительства – таковы наиболее характерные черты советской действительности.
Кардинальные перемены, которые, как декларировалось, приведут к позитивным изменениям общества и будут иметь непреходящее историческое значение, обернулись новыми проблемами, куда более серьезными, чем те, что предполагалось решить.
Даже поверхностный анализ катастрофических последствий двух названных революций указывает на постоянно действующие факторы, которые всегда приводят к одним и тем же результатам.
Во-первых, любые изменения необходимо проводить поэтапно, шаг за шагом, а это значит, что нужен переходный период, во время которого сложившееся положение вещей неприемлемо ни для кого. Однако многие во Франции полагали, что, как только свергнут монархию, наступит светлое будущее. Эти люди приняли минутные посулы переходного периода за начало эры всеобщего благоденствия, не осознав того, что для достижения поставленных высоких целей у них нет ни базы, ни средств, ни навыков. Между возможностями (как экономическими, так и политическими) и устремлениями разверзлась пропасть, и в нее хлынули потоки крови: те, кто провозглашал до революции лозунг «Свобода, равенство и братство», повсеместно насаждали диктатуру и террор.
Аналогичная ситуация сложилась и в России, где была предпринята попытка радикально изменить общественное устройство. Между предшествовавшим этому периодом и той фазой, когда появляются предпосылки для воплощения мечты в реальность, был необходим переходный, кризисный период. Однако принципиальная невозможность осуществления целей, поставленных большевиками, привела к всеобщему смятению и разочарованию, кровавому насилию и массовым казням без суда и следствия, тогда как сами руководители большевистской партии, возможно, изначально и не были кровожадными людьми. И эта попытка немедленно воплотить идеалы в жизнь окончилась неудачей.
Однако закономерность кризиса переходного периода – лишь внешняя сторона явления; суть его гораздо глубже. Речь идет о необходимости компромисса, без которого не может обойтись ни один общественный строй. Нормальное существование общества, спокойствие и безопасность людей обеспечиваются лишь в том случае, когда каждый готов поступиться ради всеобщего блага хотя бы толикой своих желаний и потребностей. И поскольку воплощение в жизнь всех наших устремлений и реализация всех наших амбиций в принципе недостижимы, эта уступка обязательна при любом строе и в любом сообществе.
Обычно компромисс, а если необходимо, то и покорность, подчинение достигаются посредством воздействия – силового, морального или социального, – что вызывает порой негодование части граждан, особенно если от разных групп населения требуют неодинаковых уступок. И с отменой старой системы взаимных уступок при преобразовании общества в новых условиях должна быть создана новая система компромиссов (причем нова она лишь по отношению к той системе, которую сменила). Иными словами, любая реформа, вправляющая вывихи прошлого, обязательно приводит к новым травмам, поскольку в новом раскладе взаимных компромиссов каждый должен вновь чем-то поступиться. А так как дополнительные проблемы не нужны никому, необходимость чем-то поступаться приводит к очередной революционной ситуации.
Таким образом, мы находим две наиболее существенные причины, из-за которых все благие начинания по переустройству общества завершаются полным провалом. Во-первых, в процессе перестройки необходим переходный период, который вследствие неизбежных противоречий, возникающих между желаниями, с одной стороны, и возможностью их осуществления – с другой, непременно приводит к очередному кризису. Во-вторых, всякое общество основано на системе компромиссов, и общественные преобразования, даже самые радикальные, не способны устранить необходимость взаимных уступок. Но если и будет достигнута какая-то договоренность в отношении компромиссов, у людей, вынужденных согласиться на них, останется ощущение, что они обмануты и мир по-прежнему плох.
Свободные люди – работники кибуца Дганья. 1912 год
И будет установлена в мире власть Всемогущего…
Все, что сказано выше, приводит к выводу: успех или провал идеи об усовершенствовании мира зависит от воли человека. Поэтому прежде чем найти пути исправления мира, мы должны отыскать механизмы исправления человека. Духовное становление индивидуума или общества в целом – неизбежный первый этап в процессе исправления мира: ведь прежде чем вносить в него изменения, нужно подготовить людей к тому, чтобы они осознали их необходимость. Пока человек не убедился в этом и сопротивляется переменам, даже подсознательно, можно смело утверждать, что они повлекут за собой очередные кризисы. Но если у него созрела внутренняя готовность к определенному компромиссу, он не будет считать жертвой даже самую значительную уступку.
Приведем в пример коллективизацию, вызвавшую в Советской России неистовое сопротивление крестьянства и даже восстания. Только государственный террор дал возможность провести ее. В израильских же кибуцах более радикальное обобществление собственности прошло безболезненно и добровольно: те, кто шел в кибуц, делали это охотно и радостно, считая отказ от частной собственности средством для достижения своих идеалов.
Исправить человека – значит воспитать его. Однако воспитание не ограничивается тем, что людям прививают правила поведения и хорошего тона. Такая система, вполне подходящая для недобросовестных педагогов и основанная на давлении и принуждении, порождает показуху и лицемерие. Это приводит к тому, что воспитанники, всячески демонстрируя сознательность, возвращаются на стезю порока, как только исчезают контроль и угроза наказания. Напротив, цель настоящего воспитания – осуществление радикальных внутренних преобразований личности человека, подготовка его к тому, чтобы он научился совершенствоваться без посторонней помощи и принимал как должное неизбежные в разных областях жизни «переходные периоды» и компромиссы.
Свободный человек – ученик ешивы. Куба, Азербайджан. 2005 год
В сущности, большая часть известных в мире педагогических систем ограничивается тем, что учит прививать навыки благопристойного поведения в обществе, которое базируется на ценностях, общепринятых в определенном социальном слое в конкретный исторический период. Любая такая система, основанная на преходящих ценностях, порочна по своей природе и решительно непригодна в эпохи кризисов и глобальных перемен. Подлинное воспитание зиждется на абсолютных ценностях, не подверженных изменениям, и заключается в систематической и целенаправленной работе над внутренним миром человека, над его душевными качествами. Его цель – предельная концентрация духовных сил человека ради поисков абсолютной истины, постижение которой и есть для нас конечное благо. Такое воспитание, при условии истинно религиозного мировосприятия, категорически не приемлющего формы и средства, навязываемые светским окружением, угроз и общественного давления, помогает человеку проникнуть в суть вещей и различать добро и зло, лежащие в их основе. В тот момент, когда человек начинает выверять окружающий мир Абсолютным добром, – цель его религиозного образования достигнута.
Выше уже говорилось о том, что иудаизм признает существование в мире зла, побуждающего нас исправлять и усовершенствовать мироздание. На это, собственно, и направлено еврейское воспитание. Изменение самого себя – первый этап всех социальных, политических и экономических преобразований на пути к непреходящему совершенству мироздания под властью Всемогущего, к раскрытию Его абсолютного добра – истинной природы мира.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.