[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2010 НИСАН 5770 – 4(216)

 

Рекомендации шефа

Знание бесконечно, как сам Знающий, – так учил великий Маймонид (с. 18) и разрабатывал, тем не менее, методы постижения безграничного знания.

Безграничность эта взрывоопасна – в ней, похоже, кроются все, часто безумные, попытки переустройства мира, предполагает раввин Штейнзальц (с. 9).

Кто знает, может быть, также и поэтому так плохо умещалась в систему религиозных идеалов рабби Шимона бар Йохая (с. 12) практическая деятельность в дольнем мире…

В поисках национального пути возможны варианты похлеще былинных развилок: от утопических идеалов еврейских друзей Канта (с. 35) – иные готовы были принять христианство, но только без догмата о Сыне Божьем, – до дубновского «культурного автономизма» (с. 95). Впрочем, приятно сознавать, что и на таком распутье что-то остается неизменным (с. 52). Можно даже не замечать еврейскую государственность в Израиле (с. 15). Правда, не предавать друзей в угоду палачам (с. 64) было куда труднее.

Да, в отличие от русских былин, еврейские тропы вели подчас к одним и тем же рвам. Тем важнее свидетельства наблюдательных хроникеров – таких, как Шмуэль Эльяшив (с. 25).

Эту миссию, фиксацию истории, призвана, на мой взгляд, исполнять национальная литература. Особенно в нашем случае, когда она является, по мнению Анны Исаковой (с. 41), единственной реальностью фантома. Вот и Макс Раабе, как считает Борис Барабанов (с. 119), реконструирует миф. Бывает, правда, наоборот: фантом вместо реальности (c. 101). Однако можно, не напрягаясь, грезить о Славе (с. 44)…

Для хроникальной полноты непременно знать «независимые» источники, а также историю их возникновения. В случае «еврейских» писаний Иоанникия Галятовского (с. 31) многое из последующей истории проясняется. А то ведь, как не нами замечено, «у России непредсказуемое прошлое», – вот и Матвей Ганапольский удивляется (с. 49), какие все-таки у людей разные воспоминания об одном и том же. Иногда впору натурально бежать (с. 56), – похоже, Михаил Горелик усматривает в этом занятии жизненную позицию.

У московского художника В. Любарова какие-то очень особенные, совсем не ван-гоговские едоки радуются отнюдь не картофелю, но и не совсем обычной фаршированной рыбе (с. 121). Смотрите и пробуйте готовить.

И снова в голову приходят затасканные и оттого уже банальные мудрости: «Многие знания – многие печали», – таинственный герой детективного рассказа Александра Иличевского (с. 84) согласился бы с этой формулировкой.

Остается только фантазировать о том, как археолог будущего будет расшифровывать послания настоящего. Результат таких «реконструкций» Гриши Брускина (с. 111) – на нашей обложке.

Встретимся.

Ваш Борух Горин

   добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.