[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ АПРЕЛЬ 2010 НИСАН 5770 – 4(216)
МОШИАХ НУЖЕН СЕЙЧАС!
Берл Лазар
Есть известный анекдот про бедного еврея, который все никак не мог найти работу. В конце концов жители местечка пожалели его и придумали ему дело: посадили у ворот и велели сторожить приход Машиаха: как только Машиах появится, нужно сразу трубить, чтобы все евреи успели подготовиться и встретить его как следует. Бедняк был доволен: «Жалованье, конечно, небольшое, зато работы хватит на долгие годы…»
Как и всякий анекдот, этот отражает важные вещи, преломляя их в зеркале самоиронии, столь свойственной нашему народу. К сожалению, большинство евреев относится к приходу Машиаха, как тот бедняк-безработный. Да, мы молимся о его приходе каждый день, – но для многих эта цель выглядит как красивая легенда или фантазия из далекого будущего. Две тысячи лет ждали Машиаха, подождем и еще, говорят такие люди.
В тяжелые времена, когда на наш народ обрушивались страшные беды, жажда прихода Машиаха носила совершенно иной характер. Находясь среди множества опасностей, видя перед собой смертельные угрозы, еврей не может не просить Б‑га, чтобы скорее послал Машиаха, послал спасение. Но стоит опасностям миновать, а угрозам отступить, как множество людей возвращаются к повседневной жизни с ее рутиной, ее мелкими заботами и проблемами, решаемыми каждый день, – и вновь Машиах становится мечтой, приятной, но, если можно так сказать, не слишком актуальной.
На этот счет еще есть история. В один город пришел знаменитый магид, собрал людей в синагоге и принялся объяснять, как правильно молиться, чтобы Машиах пришел прямо сейчас. Один еврей, вернувшись домой, поделился своими впечатлениями с женой. А та ему говорит: какое сейчас время для Машиаха?! Мы только-только наладили хозяйство, бизнес пошел на лад, а тут Машиах, надо все бросать и идти в Иерусалим! Еврей призадумался, просит у магида совета. Объясни жене, что с приходом Машиаха закончатся все беды, говорит магид. А то сегодня у вас все хорошо, а завтра, не дай Б‑г, погром, с чем вы останетесь? Еврей возвращается к жене, пугает ее погромом, но женщина остается при своем: если Машиах такой сильный, что разом может избавить от бед, пусть разберется с погромщиками, а мы останемся в галуте, при своем процветающем хозяйстве…
Конечно, в нашем народе всегда были праведники, которые ждали Машиаха каждый день и каждый день своими добрыми делами старались приблизить его приход. Был один знаменитый раввин, который каждый вечер, ложась спать, раскладывал рядом с кроватью праздничную одежду. А вдруг ночью придет Машиах? – с надеждой говорил он. Я смогу тогда быстро одеться и принять его с почестями.
В нашем поколении таким праведником, приближавшим приход Машиаха, был Любавичский Ребе. Каждое свое выступление он заканчивал словами, что Машиах вот-вот придет. Всех своих учеников и последователей он учил верить в то, что Машиах уже на пороге, и вести себя так, чтобы он мог этот порог переступить…
Эта вера всегда была у нас. Одна из 13 основ иудаизма гласит: «Верую полностью в приход Машиаха, и если он мешкает, буду ждать его каждый день». Иными словами, еврей обязан верить в то, что Машиах действительно вот-вот придет. Эту веру призваны усилить наши ежедневные молитвы. Приведу лишь один пример: «Потомка Давида, раба Твоего, поскорее взрасти и возвысь его поддержкой Своей: ведь мы надеемся постоянно, что Ты спасешь нас». Здесь «потомок Давида» – именно Машиах, которого мы призываем прийти скорее.
Один из мудрецов нашего народа, известный законоучитель рав Хида, разъясняет, почему мы должны просить Б‑га послать нам Машиаха как можно скорей. Этой молитвой, этой верой, этой постоянной мыслью о Машиахе мы действительно приближаем его приход. Вера народа творит чудеса. Наша история полна таких примеров: даже в Торе сказано, что евреи вышли из египетского рабства «благодаря вере своей». Точно так же наша вера позволит прийти Машиаху и принести избавление.
Возможно, меня спросят, почему так важно, чтобы Машиах пришел именно сейчас? Ответ прост: потому что мера опасностей и угроз в мире возросла многократно. Может быть, мы в России сегодня это ощущаем меньше, поскольку ситуация у нас стабильная и евреям живется хорошо. Но в то же время огромные регионы страдают от терроризма, оружие массового уничтожения попадает в руки экстремистских режимов, вдобавок по всей земле увеличивается число природных и техногенных катастроф, в которых гибнут сотни и тысячи людей!
Написано, что галут подобен беременности, а избавление – родам: плод должен провести девять месяцев во чреве и только потом выбраться на свет. Самый последний период перед родами – самый тяжелый, его так и называют – «родовые муки». Точно так же тяжел последний период перед избавлением: на нашем святом языке он так и называется – «муки перед приходом Машиаха». Потрясения, которые каждый день мы видим в той или иной стране мира, – это как раз и есть беды и испытания, которые миру суждено пережить перед избавлением.
Подобно тому как плод хочет родиться и вызывает схватки у роженицы, Машиах рвется прийти к нам. И Б‑г этого хочет. Но чтобы это сбылось, мы сами должны приложить усилия – здесь и сейчас. Недостаточно ждать прихода Машиаха: раз он нам необходим, мы должны призывать его, думать о нем, просить Б‑га раскрыть двери для его прихода. Это наш долг перед собственным народом, перед нашими детьми и внуками, перед всем миром.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.