[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2010 НИСАН 5770 – 4(216)

 

Вера и жадность

Борис Клин

В моей недавней колонке «Вера и деньги» («Лехаим». 2010. № 1) я рассуждал о том, что, несмотря на два десятилетия религиозного возрождения в России, граждане не желают платить за свою веру. Религиозные общины – еврейские, православные, исламские, буддистские – все живут за счет помощи государства, зарубежных спонсоров и отдельных очень богатых предпринимателей (не всегда, кстати, жертвующих добровольно, а зачастую в рамках навязанной властями концепции «социальной ответственности бизнеса»). Такое положение, на мой взгляд, пагубно влияет на духовную жизнь, ибо чего стоит вера, если ради нее не хотят поступиться всего-то лишь деньгами? И вот недавно, впервые в нашей стране, из уст религиозного деятеля прозвучало предложение ввести налог на веру. Если эту инициативу поддержат власти, русских евреев ждет большой сюрприз.

–     Я думаю, что в паспортах нужно ввести графу «вероисповедание», – заявил на заседании одной из секций «Рождественских чтений» (крупнейшего церковно-общественного форума) наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников).

В зале, где обсуждался законопроект о передаче религиозным организациям (всем, не только православным) государственной и муниципальной собственности, конфискованной после революции 1917 года, наступила тишина.

–     А какая связь? – поинтересовался один из участников дискуссии.

–     А очень простая, – продолжил свою мысль игумен. – Мы же тут говорим, что у церкви может не хватить средств на реставрацию памятников истории и архитектуры, и государство должно гарантировать выделение средств на эти цели. Вот я и предлагаю ввести в паспортах графу «вероисповедание» и после внесения соответствующих записей обложить граждан налогом, что позволит решить все финансовые проблемы церкви. Налоговые инспекции будут собирать деньги и перечислять их соответствующим конфессиям. Деньги атеистов можно передавать в Фонд культуры.

Замечу, что самому игумену беспокоиться о деньгах нечего. Как я уже писал, на реставрацию Ново-Иерусалимского монастыря государство выделяет 3 млрд рублей. И такое бескорыстие придает его инициативе особую ценность.

Мне хотелось ему аплодировать, но регламент мероприятия не позволял столь бурного выражения восторга со стороны присутствовавших журналистов.

Разве Тора не требовала от евреев уплаты десятин левитам? Разве христиане не позаимствовали этот принцип у евреев? Так что изменилось? Почему люди не должны платить сегодня? На мой взгляд, введение такого налога было бы гораздо справедливее нынешней системы, когда помощь религиозным общинам оказывается из государственной казны. С какой стати православные налогоплательщики должны участвовать в реставрации Большой хоральной синагоги в Москве, а евреи – Соборной мечети? Почему в том числе на деньги мусульман и евреев восстанавливается тот же Ново-Иерусалимский монастырь? Введение налога на веру позволит снять вопросы и относительно равного доступа религиозных организаций к государственной помощи. Евреям и мусульманам не придется обижаться на государство, выделяющее больше средств православным, чем другим конфессиям. Кроме того, такой подход сделает религиозных лидеров менее зависимыми от властей. Ведь понятно, что никто не станет кусать кормящую руку. Даже если кормит она не так обильно, как хотелось бы.

Следует заметить, что налог на веру существует в таких демократических странах, как Германия и Финляндия. В Финляндии по ставке 1–2%. Почти 80% доходов религиозных общин – средства, полученные от налога. В Германии налог выше – 8–9% и тоже покрывает примерно 80% потребностей религиозных организаций.

Но, несмотря на международный опыт и очевидную пользу, инициатива игумена Феофилакта не будет встречена восторженно в первую очередь его собственным руководством, да и всеми остальными религиозными лидерами. Скорее всего, они бросятся в ноги президенту, если это предложение дойдет до него, с криком: «Отец родной, не погуби!» Именно религиозные лидеры неофициально, но очень сильно сопротивляются введению графы «вероисповедание» в листы переписи населения. Причина понятна. Православные иерархи постоянно говорят, что православных в стране по соц-опросам 80%, муфтии твердят, что мусульман – 20 млн, а еврейские лидеры намекают, что евреев – аж полтора, а то и два миллиона (хотя по результатам последней переписи около 200 тыс.). Справедливости ради, замечу, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже не раз говорил, что цифра в 80% не отражает числа подлинно верующих, так называемых «воцерковленных» людей. Но насколько их меньше? Вот вопрос. И насколько их окажется меньше, если за веру придется платить налог? Например, на интернет-форуме русских, живущих в Финляндии, живо обсуждается тема выхода из церкви. Очень уж не хочется платить налог, атеисты от него освобождаются. Журналисты заметили, что значительная часть поляков, приезжающих на работу в Германию, заполняют заявление установленной формы о выходе из католической церкви. Немецкие власти посылают извещение в Польшу, в приход, где был крещен человек. И многие католические епископы в Польше настаивают на отлучении предавших веру из жадности.

В России же, где православные так любят обсуждать «толстых батюшек на “мерседесах”», таких вероотступников может оказаться не меньше, чем среди поляков-католиков.

Не претендуя на репрезентативность, разумеется, я провел среди своих знакомых опрос: «Готовы ли вы платить налог на веру?» Лишь один православный журналист абсолютно твердо заявил, что будет платить, причем независимо от ставки: «Что же я, ради денег от веры откажусь?! Буду платить, куда я денусь». Большинство же, явно ощущая неловкость прямого отказа, начинали заниматься юридической и отчасти политической казуистикой: а соответствует ли это конституции, а не украдет ли государство эти деньги, а я и так жертвую, ах, опять «пятый пункт в паспорте» – нет ли в этом антисемитизма... И так далее.

Кстати, о «пятом пункте». Введение такого налога безусловно окажется сюрпризом для некоторых русских евреев. По крайней мере для тех, кто в уме держит возможность отъезда в Израиль на постоянное место жительства, а пока занимается здесь бизнесом или общественной деятельностью. Некоторые из них, глядя на высокопоставленных чиновников в православных храмах, уже успели креститься. И многие не подозревают, что израильский закон «О возвращении», гарантирующий право каждого еврея и членов его семьи репатриироваться на историческую родину, содержит важную оговорку. Пункт 4б гласит: «Евреем считается тот, кто рожден от матери-еврейки и не перешел в другое вероисповедание». Сегодня уличить документально еврея из России в переходе в другое вероисповедание, если он сам этого публично не объявил, практически невозможно. А тут – раз, и квас... Графа в паспорте. И приходит такой еврей в посольство или в МВД, а ему там решение Верховного суда по делу Освальда Руфайзена (известного как брат Даниэль, рожденного в еврейской семье в 1922 году, активиста молодежного сионистского движения, который в 1942 году скрывался от нацистов в монастыре, где не только добровольно крестился, но и стал монахом): «Закон “О возвращении” не распространяется на лиц, рожденных евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно закону “О возвращении”, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов». Надо же, какая неожиданность для тех, кто из карьерных соображений спутал КПСС и Русскую православную церковь. Евреям-коммунистам в гражданстве-то не отказывали...

В общем, как ни глянь на предложение игумена Феофилакта – сплошная выгода и очевидный профит. Штамп в паспорте потребует от людей определиться: кто ты и с кем? Готов ли ты ради веры в Б‑га поступиться хотя бы своими ничтожными рублями или будешь вертеться? Кстати, власти, приняв это предложение, получили бы интереснейшую информацию о степени религиозности населения. Вырастут ли платежи по подоходному налогу или граждане, привыкшие играть в кошки-мышки с государством, продолжат скрывать свои доходы не только от инспекторов, но и от своих духовных наставников? Но, думаю, государство на такой эксперимент не пойдет. У нас ведь нравственность нынче принято измерять религиозными линейками, и если окажется, что жадных больше, чем верующих, то и президента, и премьера постигнет сильное разочарование. А сколько усилий приложено: храмов понастроили, богослужения по телевидению вместо первомайских демонстраций транслируют, основы религиозных культур в школы ввели, военных священников тоже. Сами вот службы выстаивают. А люди безнравственными окажутся? И как ими потом руководить, такими жадными?

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.