[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  АПРЕЛЬ 2010 НИСАН 5770 – 4(216)

 

Новые двадцатые Макса Раабе

Борис Барабанов

Своей славой в России Макс Раабе и его «Palast Orchester» обязаны пиратам. Нелегальное скачивание с файлообменников тогда еще не было распространено так, как сейчас, и флибустьеры звукозаписи делали состояния на альбоме «Super Hits» (2001) коллектива под названием «Palast Orchester» («Придворный оркестр»). Вопреки стереотипным представлениям о немецком чувстве юмора, запись, включавшая ретрообработки хитов Бритни Спирс, «ABBA», Тома Джонса и «Queen», а также дискотечные боевики из репертуара Лу Бега и «Eiffel 65», слушалась как грандиозный пародийный аттракцион. Сложно было поверить, что иронические кавер-версии – лишь случайный вираж на пути оркестра под руководством оперного певца Макса Раабе.

Макс Раабе выступает на церемонии открытия Берлинского кинофестиваля. 11 февраля 2010 года

Макс Раабе провел детство в городе Люнене (земля Северный Рейн – Вестфалия) и первые шаги в музыке сделал в церковном хоре. В возрасте 22 лет он переехал в Берлин, где закончил Университет искусств по специальности «оперный певец». «Palast Orchester» появился на свет в 1986 году, когда Макс Раабе познакомился в пиццерии с музыкантом по имени Вернер Леонард. Они собрали группу единомышленников, чтобы исполнять старые ресторанные шлягеры и песни из фильмов первой половины XX века. Собственно, самая справедливая аналогия для «Palast Orchester» – оркестр из фойе кинотеатра. Зрители собираются, киномеханик заряжает пленку, звучит легкая музыка. На сцене – ритм-секция, шестеро духовиков, гитара, фортепиано и немного аутичный фронтмен с нежным карамельным баритоном.

«Palast Orchester» играл в основном на танцах. Весь Берлин обожал Раабе и его музыкантов, в 1988 году они уже выпустили дебютный диск, но серьезный рывок произошел лишь четыре года спустя, когда на телевидении появилась песня «Kein Schwein Ruft Mich An» – тонкая подделка под кабаре 1920-х годов. Название переводилось как «Почему ни одна свинья не звонит мне?». Макс Раабе выдерживал образ денди времен Веймарской республики с блеском, балансируя на грани стилизации и откровенной карикатуры. Нация дружно закачивала хит себе на автоответчики, а позже песня стала одним из первых рингтонов-бестселлеров. В 1994 году масла в огонь популярности «Palast Orchester» подлил кинематограф. Звезда Макса Раабе всходила одновременно со звездой Тиля Швайгера. Малоизвестный актер снялся в фильме «Самый желанный мужчина», который тут же стал предметом всеобщего обсуждения благодаря неоднозначной трактовке темы гомофобии, и там же случился кинодебют «Palast Orchester». Режиссер Зонке Вортманн буквально влюбился в «Palast Orchester». Они продолжили сотрудничество в фильме «Тетка Чарли» – вольной интерпретации английской пьесы конца XIX века, послужившей среди прочего основой для бессмертной отечественной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!». А в конце десятилетия в фан-клуб Макса Раабе записался сам Вернер Херцог. Оркестр появился в его фильме «Непобедимый». Для Берлина «Palast Orchester» был уже чем-то вроде национального достояния. Свои дни рождения коллектив справлял на любимой горожанами площади для танцев Вальдбюне, и первый же праздник собрал 17 тыс. зрителей. Однако, чтобы добиться признания за рубежом, оркестру потребовался еще один серьезный рывок.

В 2000 году ради шутки «Palast Orchester» записал для альбома «Krokodile und andere Hausfreunde» («Крокодилы и прочие домашние питомцы») кавер-версии песен «Kiss» Принса и «We Will Rock You» «Queen». Волшебный ключ к сердцам зарубежных слушателей оказался в руках Макса Раабе. В альбом «Super Hits» (2001) наряду с переизданными «Kiss» и «We Will Rock You» вошли хиты «Blue (Da Ba Dee)» «Eiffel 65», «Super Trouper» «ABBA», «Bongo Bong» Ману Чао, «Oops. I Dit It Again» Бритни Спирс, «Sex Bomb» Тома Джонса, «Mambo № 5» Лу Бега, а также популярное тогда произведение из репертуара группы «ATC» «Around The World (La La La La La)», авторство которого принадлежало музыкантам российской группы «Руки вверх!». На волне успеха «Super Hits» диск «Palast Orchester» записал диск-сиквел и альбом рождественских песен и на этом закончил «хождение в попсу», хотя в концертном репертуаре оркестра блестящие римейки поп-хитов, конечно, остались.

Типичный концерт «Palast Orchester» в 2000-х начинался с какого-нибудь паркового джазового шлягера вроде «Night And Day» Кола Портера, затем следовали вечнозеленые ретрохиты, включая неизменную «Bei Mir Bist Du Schon» Шолома Секунды, потом «Palast Orchester» вспоминали свои альбомы, посвященные бразильской музыке, и лишь в середине вечера обращались к мировым хитам. Макс Раабе представал на сцене в комическом амплуа. Он выглядел, как невозмутимая кукла с остановившимся взглядом из «Необыкновенного концерта» Сергея Образцова, и, как положено кукле, за комедийный эффект отвечала единственная деталь, а именно – бровь. Смеша, Макс Раабе четко давал понять, что не намерен отступать от своей исследовательской линии, и вперемешку с «super hits» давал Курта Вайля, Марио Ланца, Александра Вертинского и Леонида Утесова. Лишь к концу вечера Макс Раабе позволял коллегам расслабиться и, выбежав на авансцену, вдоволь оттоптаться на актуальных хитах. В середине десятилетия масштаб предприятия герра Раабе был таков, что на берлинских шоу оркестру ежевечерне помогал настоящий балет не хуже «Фридрихштадтпалас».

В начале 2010 года Макс Раабе выпустил диск «Ubers Meer» («За морями»), в котором, пожалуй, впервые за годы успеха «Palast Orchester» обошелся без его помощи и практически вышел из образа комического конферансье. Единственный участник «Palast Orchester», принявший участие в записи, – пианист Кристоф Израэль. Он играет на рояле, а Макс Раабе исполняет песни немецких авторов еврейского происхождения, прославившихся во времена Веймарской республики и вынужденных эмигрировать после прихода нацистов. Вальтер Райш, Ханс Май, Фритц Роттер, Вернер Р. Хайманн – искать эти имена стоит, скорее, в энциклопедиях кино, причем в их американских транскрипциях. Макс Раабе в очередной раз взял на себя серьезный исследовательский труд, вытащив на свет Б-жий поэтов и композиторов, которых и в родной Германии сегодня помнит далеко не всякий.

Фактически Макс Раабе вернулся к корням. Когда в 1987 году участники Palast Orchester выбирали песни для своего дебютного диска, старые диски и нотные тетради им приходилось искать на блошиных рынках и в пыльных библиотеках. При нацистах ноты многих известных шлягеров 1920-х годов были конфискованы у владельцев в силу происхождения их авторов. А между тем именно они служили источником вдохновения не только целым поколениям немецких музыкантов, но и, например, Леониду Утесову, который, согласно легенде, создал свой «Теа-джаз» в1929 году после поездки в Берлин.

Вальтер Райш

Журналист «Радио Свобода» Юрий Векслер вспоминал в программе, посвященной «Palast Orchester»: «В основе всего лежал уникальный репертуар, блистающие остроумием тексты тех авторов, которые были вынуждены в 1933 году покинуть Германию. Может быть, кастрация тогдашнего репертуара оркестров в конечном итоге и навела нацистов на мысль вообще запретить танцы как таковые, что привело к безработице чудесных оркестров. А до нацистов никого не интересовало происхождение, например, участников легендарного вокального ансамбля “The Comedian Harmonists” – первого в мире мужского эстрадного вокального квинтета, в котором вместе пели и евреи и немцы». Макс Раабе, к слову, не обошел вниманием «The Comedian Harmonists». Песни из их наследия входят в репертуар «Palast Orchester» наряду с пятью сотнями шлягеров, возвращенных к жизни коллективом. В частности, «Veronika, Der Lenz Ist Da» («Вероника, пришла весна»), песня Вальтера Юрманна, австрийца, сотрудничавшего с поэтом-песенником Фритцем Роттером. Юрманна высоко ценили Рихард Штраус и Имре Кальман. После прихода нацистов Юрманну и Роттеру пришлось эмигрировать. Авторам-песенникам повезло: они, как и их коллеги Вернер Р. Хайманн, Фридрих Холлендер и Миша Сполянский, нашли работу в Голливуде. Однако потрясение от расставания с родиной было столь сильным, что Вальтер Юрманн, например, прекратил сочинять музыку в 1943 году, когда ему было 40, оставив свое ремесло на долгих 28 лет, которые ему было суждено прожить.

Записывая «Ubers Meer», Макс Раабе каким-то образом сумел остаться в привычном образе, но уйти от кондитерской приторности, свойственной хитам «Palast Orchester». Он чувствует себя в среде немецкой музыки 1920-х как рыба в воде и теперь, получив всемирную славу, может говорить о музыке, которую любит, не только с соотечественниками, но и со своими поклонниками за рубежом, там, где о воспеваемой им эпохе знают преимущественно по фильму Боба Фосса «Кабаре». Удивительным образом Макс Раабе оказывается в той же роли исследователя немецкого мифа, использующего инструменты поп-культуры, в которой долгие годы уютно чувствуют себя «Rammstein». Только в жанре, который исповедует герр Раабе, ему не обойтись без отсылок к мифу еврейскому.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.