[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАРТ 2010 АДАР 5770 – 3(215)
НОЧЬ ХРАНИМЫХ
Юрий Голдес
Первая ночь праздника Песах называется «Лейль шимурим» – «Ночь хранимых». Еврейский народ в это время находится под особой защитой, которую осуществляет Сам Всевышний.
Одно из самых ярких впечатлений пасхального седера – момент, когда со свечой в руке идут и открывают входную дверь. Никого и ничего не страшась, призывают Всевышнего: «Излей ярость Свою на народы, которые не признают Тебя!» У кого в это время не шевельнется в душе что-то похожее на восторг и гордость: сегодня никто нам не страшен, Сам Творец охраняет нас! Поэтому, кстати, в первую ночь Песаха радикально сокращают молитву, которую читают перед сном, оставляя лишь отрывок «Шма, Исраэль…» и заключительное благословение, поскольку все остальные ее тексты читают, чтобы заручиться охраной Всевышнего от всевозможных враждебных сил, особенно сильных ночью, а в этом нет нужды в это время.
Установление Пасхи. Гравюра Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда
из издания «Библия в картинках». 1851–1860-е годы
Однако в названии «Лейль шимурим», как повсюду в Торе, есть и более глубокий смысл. Это выражение встречается в Танахе только один раз: в связи с моментом исхода сынов Израиля из Египта. «Ночь хранимых, она у Г‑спода, чтобы вывести их из страны египетской; она, эта ночь, у Г‑спода, – [ночь] хранимых для всех сынов Израиля на [все] их поколения» (Шмот, 12:42). В этом контексте особое название этой ночи имеет простой смысл: Исход состоялся после длинной, годичной, цепи невероятных, потрясающих воображение чудес; они принесли египтянам страшные бедствия, однако сынов Израиля – находившихся в тот момент в среде египтян – совершенно не затронули: «…а у всех сынов Израиля был свет в их жилищах» (Шмот, 10:23). В последнюю же ночь пребывания сынов Израиля в Египте на страну обрушилась еще одна, самая ужасная казнь: по всему Египту в одночасье умерли все первенцы – даже первенцы-рабы и первенцы других национальностей, оказавшиеся тогда в Египте, даже все первенцы скота. Однако дома сынов Израиля Всевышний, разя направо и налево, «миновал» («пасах» – отсюда и название праздника: Песах), «…а наши дома – спас» (Шмот, 12:27).
В эту ночь сынам Израиля требовалась защита не только от разившей Свыше кары, но и от конкретной физической опасности. По повелению Всевышнего евреи должны были принести ему особую жертву, «песах», благодаря чему они стали бы достойными Освобождения. Однако заслужить Освобождение было совсем не легко: для этого следовало полностью изжить в себе страх перед фараоном и его надсмотрщиками, страх перед богами Египта, а главное – перед ближайшими соседями-египтянами. То есть исполнение этого повеления Всевышнего настоятельно требовало готовности к самопожертвованию. Ведь надо было зарезать ягнят, которые почитались в Египте как божества, обрызгать их кровью притолоку и косяки двери своего дома, а туши зажарить на открытом огне (так, чтобы запах от этого ощущался во всей округе) и съесть. То есть евреи должны были совершить действия, которые египтяне считали вопиющим кощунством! И от сынов Израиля требовалась безоглядная вера в то, что Всевышний, давший такое повеление, охранит всех, кто будет занят его исполнением, от любой опасности со стороны возмущенных соседей.
Однако, как хорошо известно, в ту ночь – Ночь хранимых – никто и не помыслил о том, чтобы причинить сынам Израиля хоть какой-то вред. Даже ни одна собака во всей стране на них не залаяла (см. Шмот, 11:7)!
«...На все поколения их»
Читая или слыша рассказ Торы об исходе из Египта, на эти слова, возможно, не обращают особого внимания, так как интерес сосредоточен на иных деталях – конечно, настолько ярких, что они затмевают оборот речи, и без того многократно встречающийся в Торе. Тем не менее следует помнить, что в Торе нет ничего второстепенного, ее содержание бездонно глубоко, и из всего можно и нужно извлечь жемчужины знания.
Вероятно, именно для того, чтобы привлечь внимание тех, кто изучает Тору, к каждому слову этого стиха, Раши дал к нему подробный комментарий с такими сведениями, которые побуждают глубже задуматься над ними и заглянуть на другие страницы Пятикнижия.
Сначала он объясняет самый простой смысл выражения «лейль шимурим»: «ночь [исполнения обещаний, данных Всевышним и Им] хранимых». Раши пишет, что эта ночь называется так потому, что «Святой, благословен Он, хранил Свое обещание вывести их (сынов Израиля) из страны египетской и [Сам] с нетерпением ждал срока его исполнения». Значит, здесь Раши заставляет нас припомнить сказанное в третьей главе книги Шмот: рассказ о первом откровении Всевышнего, которого удостоился Моше, получив повеление вернуться в Египет и заняться освобождением сынов Израиля, а также о данном Всевышним обещании успешного завершения этой миссии. А из своего комментария к стиху 3:18 Раши отсылает нас к концу книги Берешит (50:24), где Йосеф, умирая, сообщает своим братьям «пароль» (воспринятый Йосефом от отца его, Яакова), по которому сыны Израиля в Египте признают своего истинного освободителя.
Затем Раши так комментирует слова «она, эта ночь, у Г‑спода»: «Это та самая ночь, о которой Он сказал Аврааму: “В эту ночь Я спасу твоих сынов”».
А когда Всевышний сказал это Аврааму? Мы можем пролистать весь Танах и не найти ничего подобного. Но Раши полагается на то, что «пятилетний мальчик, изучающий Письменную Тору», помнит все, что уже учил, и в том числе комментарий его, Раши, к книге Берешит – а именно к рассказу о победе, одержанной Авраамом над полчищами четырех царей-агрессоров. Там сказано несколько странно о тактике, примененной Авраамом в решающей битве: «И разделил для них ночь – он и рабы его – и ударил по ним…» (14:15). Раши сначала объясняет, что речь идет об указаниях, которые дал Авраам своему крошечному «войску»: кто должен гнаться в каком направлении, преследуя убегающих в разные стороны врагов. Но потом Раши прибавляет еще одно толкование, заимствованное им из Мидраша. Согласно ему, это не Авраам, а Сам Всевышний разделил ту ночь надвое: в первой ее половине Он совершил чудо для Авраама, а вторую половину «отложил на хранение», чтобы в ней совершить чудеса при исходе сынов Израиля из Египта.
И лишь после этого, в заключение, Раши разъясняет, что значит «[ночь] хранимых для всех сынов Израиля на [все] их поколения»: в эту ночь каждый еврей в любом поколении охраняется от всех, кто способен причинить ему вред, – точно так же, как в Египте, – Всевышний «…не даст ангелу-губителю войти в дома…» (Шмот, 12:23) сынов Израиля.
Из этого видно, что эта ночь была предназначена Всевышним для великих чудес изначально. Впервые ее предназначение стало явным тогда, когда наш праотец Авраам наголову разгромил четыре армии царей, и с тех пор произошло еще множество событий, придавших названию этой ночи еще один смысловой оттенок: она – «ночь чудес, хранимых на будущее». Так, именно в первую ночь Песаха Гидон с горсточкой воинов-ополченцев разгромил соединенные силы Мидьяна, Амалека и каких-то «сынов Востока», как об этом рассказано в книге Шофтим (гл. 7), а в эпоху Первого храма в эту же ночь 185 тыс. отборных воинов ассирийского царя Санхерива, осаждавшего Иерусалим, постигла внезапная смерть, и завоеватель был вынужден поспешно бежать. И также в ночь на Песах во время пира, устроенного вавилонским царем Бельшацаром (Валтасаром), на ярко освещенной стене пиршественного зала возникло подобие человеческой руки, начертавшей таинственные письмена, которые никто из вавилонских мудрецов и заклинателей духов не смог понять. Лишь призванный напоследок еврейский пророк Даниэль прочитал эту надпись и объявил царю, что это предсказание очень скорой гибели и вавилонского царя, и его царства, и оно осуществилось в ту же ночь... (см. Даниэль, гл. 5).
И между прочим, как раз в первую ночь Песаха начался трехдневный пост, объявленный Мордехаем по просьбе царицы Эстер. Именно он и стал началом событий, которые привели к чуду Пурима (Мегилат Эстер, 4:15-17).
«Как в дни исхода твоего из Египта...»
«И дни эти вспоминаются и осуществляются в каждом из поколений», – сказано в Мегилат Эстер (9:28). Великий каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Аризаль) объясняет, что эти слова относятся не только к событиям Пурима, но и ко всем еврейским праздникам и знаменательным датам. Те события, которые произошли в эти дни впервые, повторяются каждый год в тот же день – только в духовной сфере. Или, на языке каббалы, тот поток Б‑жественного света, который осуществил определенное сверхъестественное событие в первый раз, снова изливается в мир в годовщину этого события. Поэтому, в частности, внутренний смысл благословения-благодарения «...Который совершил чудеса в те дни, в это время» таков: чудо, совершенное Всевышним «в те дни», снова повторяется «в это время», то есть сейчас.
Однако ошибаются те, кто представляет себе, что из года в год мы просто возвращаемся к определенной дате – в нашем случае к годовщине исхода из Египта. Им не хватает общей перспективы: за деревьями они не видят леса. Иудаизм представляет себе время не в виде замкнутого круга, а в виде спирали: каждое возращение знаменательной даты происходит на новом уровне, поднимается на более высокую ступень. Каждые сутки – самый малый виток, каждая неделя – виток побольше, а следующая неделя – выше прошедшей, и суббота в ней – выше субботы предыдущей недели. Месяц – еще больший виток, а год – еще больший. Однако дело на этом не кончается: годы объединяются в семилетия, а каждый пятидесятый год называется «йовель» – «юбилейный».
Не правда ли, картина поистине грандиозная? И куда же ведет этот подъем?
«Шесть тысяч лет будет существовать мир», – говорит Талмуд (Сангедрин, 97а). Сейчас 5770 год от Сотворения мира – значит, мы находимся в конце шестого тысячелетия и очень близки к началу седьмого: «субботе» сотворенного мира. Она и есть конечная цель, ради которой сотворен мир, она и есть вершина непрерывного подъема.
Так что годовщина исхода из Египта каждый год иная: это новый Исход, соответствующий характеру данного года, а все события, происходящие в первую ночь праздника Песах, – это самые различные формы исхода из Египта.
Теперь мы лучше понимаем – как бы видим в новом свете – слова Агады: «В каждом поколении человек обязан смотреть на себя так, будто он сам вышел из Египта». А рабби Шнеур-Залман, Алтер Ребе, в своей книге Танья приводит такой вариант: «В каждом поколении и каждый день человек обязан смотреть на себя так, будто он сегодня вышел из Египта» (Танья, гл. 47, с. 132). И это следует осмыслить не как поэтический образ или гиперболу, но как реальную действительность.
И сказано еще – теперь уже о грядущем Освобождении: «Как в дни исхода твоего из Египта явлю Я ему (народу Израиля) непостижимые чудеса» (Миха, 7:15). Заметьте: сказано не «в день», а «в дни» – во множественном числе. Почему? Потому что имеются в виду все дни «исхода твоего из Египта», начиная от самого первого исхода и вплоть до последнего Освобождения еврейского народа (которое тоже уподобляется Исходу). Каждый день совершается исход из Египта как для отдельного еврея, так и для всего народа Израиля в целом, и каждый день – все более и более возвышенным образом. Вплоть до самого высокого: окончательного и полного Освобождения! Как сказано в Агаде: «Из рабства – к свободе, из грусти – к радости, из скорби – к празднику, из мрака – к великому свету, из порабощения – к свободе, и провозгласим пред Ним новый гимн!»
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.