[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ФЕВРАЛЬ 2010 ШВАТ 5770 – 2(214)
МОЛИТВА – ДЛЯ СЧАСТЬЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Берл Лазар
В нашей общине важное событие: издан новый перевод сидура «Теилат Ашем». Я уверен, что эта книга поможет многим, кто делает первые шаги в исполнении заповедей и приближении к Б‑гу, лучше освоить методы молитвы, лучше понять ее суть.
У людей, которые только начинают искать свой путь к Б‑гу, молитва обычно вызывает много вопросов. И главный из них: почему верующие люди молятся каждый день? Ведь молитва – это просьба к Б‑гу дать что-то, чего человеку не хватает. А разве каждый день чего-то не хватает?
Вроде бы, ответ прост: «Даже если нет каких-то специальных просьб к Создателю, мы молимся, чтобы Он даровал жизнь и здоровье нам и нашим близким, ведь жизнь и здоровье мы получаем от Б‑га». Однако на самом деле это только часть истины.
Рассказывают, когда Алтер Ребе женился, перед ним встал вопрос, где продолжать учебу. В то время выбор был между двумя школами: одна в Литве, а другая у хасидского учителя Магида из Межерича, ученика Бааль-Шем-Това. Алтер Ребе сказал: «Как учиться, я более-менее знаю, а как молиться – нет. Чтобы познать молитву – пойду к Магиду». Отсюда начался Хабад. Все богатейшее творчество Алтер Ребе – книги, письма, комментарии, даже главный философский труд хасидизма, знаменитая «Тания», – все они раскрывают суть молитвы и те проблемы, которые в связи с молитвой возникают.
Для нас молитва это прежде всего служение. Мы воспитываем себя и своих детей в служении Б‑гу. И тем самым воспитываем свой разум и свою душу для достижения большего совершенства.
В каждой молитве – четыре элемента, объединенные в две группы. Первая: мы просим Б‑га и хвалим Б‑га. Вторая: мы благодарим Его и просим у Него прощения. Связь между первыми двумя элементами достаточно ясная: если хочешь что-то получить, долг вежливости требует похвалить дающего. Так же и между людьми: если один человек приходит к другому и просит что-то дать ему, он сперва похвалит: я тебя прошу, потому что ты хороший, ты добрый, ты щедрый.
Со второй группой элементов не так очевидно. В самом деле: зачем нам благодарить Б‑га? Он – это весь мир. Что Ему до наших благодарностей?
На самом деле наша благодарность нужна в первую очередь нам самим! Точно так же, как и молитва в целом нужна самому молящемуся. Человек просит у Б‑га, потому что понимает, что именно Б‑г дарует ему все, начиная с самой жизни. А это понимание, в свою очередь, помогает нам лучше осознать собственное место в мире. Человек, который не знает, что Б‑г есть источник и податель всего на свете, очень легко может стать самоуверенным, впасть в гордыню. Мы не раз видели таких гордецов. Они кричали, что все зависит только от человека, как он захочет, так и будет. Но «так» не становилось, – и сколько уверенных в своем всемогуществе людей остались несчастными, что называется, «у разбитого корыта»!..
Горька участь человека, который пытается выстроить свою жизнь без молитвы, без благодарного обращения к Творцу. Когда Б‑г проклял библейского змия, он сказал: «Ты будешь есть песок вокруг тебя». Дело даже не столько в том, что змий получил крайне невкусную диету, сколько в изобилии песка вокруг него. То, что у него всегда есть еда, стало проклятием: Б‑г отвернулся, Б‑г не обращает на него никакого внимания! Вот наказание за неблагодарность.
Человек, который не умеет быть благодарным, говорить за всё спасибо, не может обрести счастья. Ведь он думает, что все ему обязаны, что у него есть права на всё, что он всего достоин. Но в жизни так не бывает: ни у кого нет «всего», обязательно чего‑то не хватает. Благодарный человек радуется тому, что Б‑г ему дал, и счастлив, даже если получил немногое. Человек неблагодарный горюет из-за того, что недополучил, и зол на весь мир, даже если у него есть больше, чем у других.
То же самое со способностью просить прощения. Тот, кто в молитве просит прощения перед Б‑гом за все свои неправильные действия, за свои недостатки, преодолевает в себе самый важный из недостатков: желание быть всегда и во всем правым. Это заложено в природе вещей: человеку трудно признаться, что он неправ. Трудно признаться другим, еще труднее признаться себе самому. Что тут поделать: каждый хочет быть совершенным! Но если не преодолеть это качество, если не научиться жить с мыслью, что только один Б‑г совершенен, – нет возможности совершенствовать себя. Человек, не научившийся признавать свою неправоту и просить прощения за ошибки, становится косным, нетерпимым, люди от него отдаляются.
Конечно, люди, не способные на благодарность и извинения, представляют собой скорее исключение, чем правило. Но большинство людей привыкло благодарить только за очевидную помощь: у нас беда, нам помогли, мы благодарны. По сути, к таким людям чувство благодарности приходит только через перенесенное страдание. Есть известный анекдот о еврее, который идет по улице и плачет. Другой еврей спрашивает его: «Что у тебя стряслось?» – «Да вот, – отвечает первый сквозь слезы и стоны, – у меня нога 43‑го размера, а туфли на мне 42‑го». – «Давай я тебе куплю правильную обувь прямо сейчас, у меня и деньги с собой!» – предлагает второй еврей. Но первый отрицательно качает головой: «Нет, ты не понимаешь! Скоро я приду домой, разуюсь – и сразу испытаю такое облегчение!..»
Человек молящийся благодарит за обычные вещи, за все, что есть вокруг: за солнце, за хлеб, за голубое небо и чистую воду. Для нас все эти обычные вещи – результат не нашего права, а нашей заслуги. Молящемуся не нужны страдания, чтобы ощутить чувство благодарности: он благодарит, радуясь. Каждый день соблюдающего еврея начинается с молитвы, в которой есть такие слова: «Благодарю Тебя, Б‑же, за душу, которую Ты вернул мне сегодня». Мы благодарны Создателю за весь прекрасный мир вокруг нас.
Молитва – форма нашего служения Б‑гу. Но молитва дает многое и для того, чтобы мы могли служить человеку. Человек, который молится каждый день, учится быть благодарным и учится признавать свою неправоту. По сути, он воспитывает себя для преодоления самой большой проблемы, существующей в отношениях между людьми – проблемы неблагодарности и нетерпимости. В этом контексте молитва является сильнейшим воспитательным фактором, она помогает не только приближаться к Б‑гу, но и самосовершенствоваться. А это и есть главная задача, возложенная на каждого человека.
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.