[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ФЕВРАЛЬ 2010 ШВАТ 5770 – 2(214)

 

Рассказы о Бааль-Шем-Тове

Шмуэль-Йосеф Агнон

Его служение и учение Торы

 

Семьдесят языков

 

Рассказывал престарелый хасид реб Берл Липилис, внук святого учителя рабби Лейба Шаргеса, да будет и в мире грядущем благословенна память праведника и святого, со слов своего святого прадеда, который сказал однажды: «[Как-то] был я у Бешта всю субботу, к третьей трапезе, когда все его святые великие ученики сидели за столом своего учителя Бешта и ожидали его прихода, они условились между собой спросить своего учителя Бешта по его приходе о том, что сказано у наших мудрецов, благословенной памяти (Сота, 36): “Пришел Гавриэль и преподал Йосефу семьдесят языков”, чтобы разъяснил им эту вещь, ибо непонятно: ведь в каждом языке несколько тысяч слов, а если взять все семьдесят языков вкупе, выйдет всех слов и выражений без числа и счета, и невозможно человеческому разуму постичь все это за одну ночь в течение считаных часов. И было условлено меж ними, что святой учитель рабби Гершон из Кут, благословенной памяти, – шурин Бешта, – что он будет тем, кто задаст вопрос Бешту, когда тот придет за стол. По приходе Бешта вопрошающий задал вопрос: “Да разъяснит нам учитель наш речение наших мудрецов, благословенной памяти: „Пришел Гавриэль и преподал Йосефу семьдесят языков“, как объяснить сказанное с точки зрения разума, ведь в каждом языке несколько тысяч слов?..” Закончил вопрошающий свой вопрос и замолчал. И стал учитель Бешт говорить слова Торы, но казалось, они не имеют отношения к делу. И был пространен в своих святых речах, но посреди его слов – слов Торы – начал святой учитель рабби Яаков-Йосеф из Полонного, благословенной памяти, стучать рукой по столу и говорить такие слова: “турецкий, татарский, греческий, английский, русский, волынский” и так далее и тому подобное, то есть как бы благодаря святым словам Торы его учителя Бешта, да будет благословенна его память и в мире грядущем, постиг источник и корень всех семидесяти языков. И не мог сдержаться Йосеф, и стучал рукой по столу, и все произносил святыми своими устами “турецкий, татарский...”, то есть как бы постиг знание всех этих языков, и мысли претворялись у него в слова, слетавшие с его уст на языках [разных] народов, то на одном, то на другом. Так он продолжал все то время, что Бешт говорил слова Торы. Когда же Бешт, благословенной памяти, закончил говорить слова Торы, прекратил повторять свое и рабби из Полонного, благословенной памяти. А после всего этого открыл учитель Бешт рот и сказал так: «И говорил он о деревьях...» (Млахим I, 5:13), – имея в виду, что не осталось у них больше сил для постижения языков после того, как он закончил говорить слова Торы».

(Сипурей цадиким а-хадаш,
раздел 3, лист 3:71)

Трапезничающие за его столом

 

Бешт, бывало, говорил, что всякому, кто удостоился провести субботу у него дома и вкушать трапезу за его столом, он дает снадобье жизни, избавляющее от всех вожделений и в дальнейшем влияющее на человека так, чтобы он и у себя дома мог блюсти себя в святости и чистоте. И так, людское целительство приводит к излечению больного от болезни, которая уже была, но на будущее [человеку] все равно следует остерегаться, чтобы его болезнь не вернулась к нему; тем-то и хороша сила праведника за чистым его столом, что он дает человеку охрану на будущее, спасая его от всякого зла.

(Тиферет Шломо, раздел Итро;
Дерех эмуна у-маасе рав, с. 91;
Мазкерет шем а-гдолим, 202;
Маасийот у-маамарим йекарим, 9)

 

Во время, когда святой [его] стол бывал накрыт, дом не запирался, но ни один человек не осмеливался войти туда без разрешения. И к каждому кануну субботы он составлял цетл[1] пришедших гостей и записывал, кто сядет за стол, а кто нет.

(Кеаль а-хасидим а-хадаш, 6)

 

Меркевет а-Мишна

 

Со слов Бешта, благословенной памяти, [рассказывают], что [как-то] он остался на субботу в одном городе, где жил ярый противник книги Меркевет а-Мишна[2], и тот рассказал притчу о царе, возжелавшем, чтобы изготовили для него такое снадобье, чтобы жить вечно, и все врачи сбились с ног, потому что хоть и находился один, кто был готов пользовать царя так, чтобы тот прожил на десять лет больше, чем положено ему было природой, и тому подобное, но средства для вечной жизни не находилось. И пришел один убогий, и сказал: «Я сумею дать ему вечную жизнь». И дал ему совет, чтобы тот избрал для себя путь смирения, ибо что мудрости служит венцом (как сказано: «Начало мудрости – благоговение пред Г-сподом»[3]), то смирению служит каблуком (как сказано: «За смирение, страх пред Г-сподом...»[4]), и так будет жить вечно[5]. И стал царь вести себя смиренно. Что же он делал? Когда желал ехать в царской колеснице, велел, чтобы колесница ехала впереди, а сам шел за ней пешком. Сказал ему убогий: «Не таков путь. Ты сиди в колеснице, но проявляй смирение, а то смирение, что в сердце, – самое трудное». А мораль ясна.

(Сифтей цадиким, Лемберг, 1874;
издано рабби Менахемом-Мендлом Зегилем)

 

Глаз видящий

 

«Знай, что выше тебя, – глаз видящий и ухо слышащее, и все дела твои записываются в книгу» (Авот, раздел 2, мишна 1). Знай, что выше тебя, – дни, которые выше тебя, это времена Первого и Второго храма. Глаз видящий – во времена Первого храма: смотрели на урим и тумим и видели, что должно произойти. Ухо слышащее – во времена Второго храма, когда прибегали к помощи небесного гласа (бат коль). А «все дела твои записываются в книгу» – даже и теперь, во время горького изгнания, праведник может знать все, ибо все дела записаны в книге. Это то, что сказал Бааль-Шем-Тов, благословенной памяти: «Когда праведник открывает книгу, он видит все».

(Сифтей цадиким, раздел Беар, со слов Магида из Козниц)

 

Сокрытый свет

 

Когда учителю нашему Рибашу задавали вопрос о чем-нибудь, он открывал книгу Зоар или Гемару, изучал [написанное там], а затем отвечал спросившему. Говорил, что в свете, созданном Пресвятым, да будет благословен Он, человек прозревает мир от края и до края. А где он его, [свет], сокрыл? Для праведников в Торе. И когда праведник учит Тору ради нее самой, он прозревает и видит мир от края и до края. Это то, что мы учим (Авот, 5:22): «И зри в нее (в Тору), [и увидишь мир] от края и до края».

(Ноцар хесед, раздел 5;
Маасийот у-маамарим йекарим, 6)

Писал святой учитель рабби Яаков-Йосеф из Полонного в своей книге Порат Йосеф, и вот его слова: «Приводится в Мидраш а-неэлам на конец книги Эйха: “Пока не померкло солнце и свет, и луна, и звезды” (Коелет, 12:2), вот те ученые люди, которые были в Святой земле, все те танаи и амораи... и когда они стояли все вместе, один говорил другому слова, что исходили из уст его: “Видел я, что сегодня или завтра будет так и так...” И подобное я слышал от учителя моего[6], да будет благословенна память его, когда кто-нибудь изучал Мишну, он говорил ему о том, что произойдет в будущем в земном мире, как об уже свершившемся событии и т. п.».

А вот этот рассказ приводится в книге Шивхей а-Бешт так: «Слышал я от сего раввина святых общин Полонного и Немирова, а это святой учитель рабби Яаков-Йосеф, который толковал написанное в Зоаре по-новому... А я слышал о Беште, что, когда тот слушал кого-нибудь, толкующего какую-либо мишну, он знал заранее, что будет в конце толкования. Однажды я приехал в святую общину Бродов[7] и не застал рабби Гершона[8] дома, ибо он куда-то уехал. Но тем временем рабби Гершон приехал домой. Сказал сын рабби Гершона своей матери: “Весть у меня для тебя, что заковали того проходимца в железные цепи”. Сказал ему рабби Гершон: “Говорил же мне в прошлом году зять мой рабби Исраэль, что так будет. Я толковал одну мишну, и сказал мне Бешт: „Знаешь ли ты, что выучил?“ Сказал я: „Знаю я“. Полагал же, что он имеет в виду простой смысл мишны – пшат, а он сказал: „Ты узнал две новые вещи, два ненавистника есть у тебя здесь, один помирится с тобой, второго же ждет великое падение“”. Так и было, когда рабби Гершон пошел поздравить в праздник досточтимых людей, проходил перед домом одного из своих врагов, тот же послал своего зятя и просил, чтобы [рабби Гершон] зашел в его дом, и примирился с ним».

(Маасийот у-маамарим йекарим, 5)

 

 

[Бешт и его шурин рабби Гершон из Кут]

 

Это я слышал из уст великого светоча, праведника рабби Гдальи, раввина нашей общины. Однажды Бешт попросил на время книгу Зоар у раввина святой общины Кут. По дороге домой встретился ему его шурин рабби Гершон. Спросил его: «Что это у тебя за пазухой?» А [тот] не сказал ему. Слез рабби Гершон с телеги, и вынул у него из-за пазухи книгу Зоар, и забрал ее у него. И сказал изумленно: «Неужто тебе нужна книга Зоар?» Потом пошел Бешт в город помолиться в бейт мидраше. Во время молитвы горько вздыхал. После молитвы спросил его рабби Моше, раввин святой общины Кут: «Что это, я слышал, ты горько вздыхал во время молитвы?» Стал его путать и сказал ему: «По правде, вздохи эти шли от сердца». Наконец, сказал ему: «Мезуза испорчена». [Тот] проверил и нашел, что она испорчена. Дал ему книгу Зоар и благословил, пожелав, чтобы [по дороге] его не встретил рабби Гершон.

(Шивхей а-Бешт, 24)

 

Слышал я от своего тестя, благословенной памяти, что была у него, у Бешта, лошадь, и украли ее у него. Рабби Гершон стал укорять его. Вырвалось вдруг у него: «Вернут мне лошадь». Посмеялся над ним рабби Гершон. И всякий раз, когда он приезжал в город, рабби Гершон задирал его, спрашивая: «Исраэль, а лошадь-то вернули тебе?» Спустя год приехал один иноверец верхом на той самой лошади, и постучал в окно, чтобы дали ему огонька раскурить трубку. Узнал Бешт свою лошадь и сказал: «А ведь это моя лошадь». Слез иноверец с лошади и вернул ее Бешту.

(Шивхей а-Бешт, 25)

 

[С легкостью входит в рай]

 

Досточтимый староста Яаков Гольдгамер из Дукли[9] жаловался Бешту на сына, реб Гирша, прозываемого Гершкой, что не усерден в учении. Ответил ему Бешт, чтобы оставил сына в покое, и удостоится увидеть от него сынов сыновей, которые станут светочами Торы во всем мире. А занимался реб Яаков Гольдгамер торговлей вином. И реб Гершке тоже был торговец вином. И перед смертью составил реб Гершке завещание о своем наследстве. И завещал отдать свою трость – серебряную свою трость – праведному рабби Менделе из Риманова. Когда принесли тому трость, сказал праведный рабби так: «Сколь же велико было преуспевание реб Гершке, что благодаря успеху своему он с легкостью входит в Райский сад».

(Атерет Менахем, 56)

 

[Вся Тора за один час]

 

Один раз был Бешт в доме язычников, и там занимались идолопоклонством, когда же Бешт вышел оттуда, сказал своим ученикам, что [теперь пребывает] он в великой радости, потому как за один час исполнил все [заповеди] Торы, ибо закон приравнивает идолопоклонство к калу, а запрещено размышлять о словах Торы в отхожем месте, и то, что он удержал свой разум от размышлений о чем-либо из слов Торы, должно считаться, как если бы исполнил все [заповеди] Торы.

(Цемах Давид, раздел Ваишлах; Таамей а-минагим, последняя тетрадь [кунтерес аарон], 101)

 

Третья трапеза

 

Однажды Бешт остановился на субботу в одной деревне. Когда подошло время третьей трапезы, собрал деревенский фактор[10] несколько человек и сидел за столом, ел и пил с ними и премного усердствовал в услужении и угощении их. Увидел Бешт, что Небеса споспешествуют ему. После трапезы спросил его Бешт: «Отчего ты счел нужным истратить столько денег на третью трапезу?» Сказал ему: «Я слышал, как Б-гобоязненные люди говорят: “Да отлетит душа моя среди сынов Израиля, когда придет срок мой”, и еще слышал, что в субботу у каждого из Израиля прибавляется одна душа, а на исходе субботы она отлетает от него, вот и я говорю: “Да отлетит прибавленная моя душа среди людей из Израиля”, потому и собираю людей-израильтян на третью трапезу, чтобы прибавленная моя душа отлетала среди них». Выслушал это Бешт и порадовался этому.

(Маасе а-кдошим, 12)

 

Плата за [игру в] карты

 

Слышал я, что в одном свитке Торы вечно находили ошибку, раз за разом исправляли ее и, несмотря на это, [снова] находили ошибку в свитке. Показали этот свиток Торы Бешту. Сказал Бешт: «Этот свиток написан на деньги, что называют салдер гелд, то есть люди играют в карты и с каждого кона дают хозяину монету за пристанище, вот из тех монет он и заплатил переписчикам Торы». Проверили и выяснили, что это так. И сказал Бешт: «Этот свиток вовеки не исправить, и сколько бы его ни правили, он не перестанет быть ущербным».

(Шивхей а-Бешт, 94)

 

Бешт не позволяет наложить херем на рабби Яакова Эмдена

 

Во времена известной дискуссии между гаонами рабби Йонатаном Эйбешюцем и рабби Яаковом Эмденом, да будет благословенна их память, собрались мудрецы Бродов, отстаивая сторону рабби Йонатана, и хотели наложить херем, упаси Г-сподь, на гаона рабби Яакова Эмдена. И решение это уже почти совсем созрело. Почувствовал это Бешт и поспешил в комнату, где они собрались на великое бдение, и сказал: «Как вы можете учинить такое сыну автора Хахам Цви, да будет благословенна память праведника, ведь даже если бы Хахам Цви оставил после себя посох, то и посоху невместно было бы учинить такое. И решение сразу же было отменено.

(Кеаль а-хасидим а-хадаш, 8)

 

Проклятие

 

Учитель рабби Озер из Каменеца[11], сочинитель книги Лухот а-эдут, рассказывал, что святой учитель рабби Меир из Староконстантинова был сватом рабби Йозпе из Острога[12] и он упомянут во вступлении к книге Барух ми-баним Ашер и в книге Шивхей а-Бешт. И вышла ссора между этими двумя из-за старосты рабби Йозпе. И учитель рабби Меир много сил прикладывал, чтобы восстановить между ними мир, но не выходило у него. И позвал Бешта, может, [так] сменит рабби Йозпе гнев на милость. Но и это не помогло. И проклял Бешт рабби Йозпе шестью проклятиями, и при каждом проклятии, которым проклинал его, говорил: «Что я сделаю? Подаяния, что делает рабби Йозпе, стоят как стена, защищая его». Вначале он видел деревянную стену, за ней – железную, за ней – медную, за ней – серебряную, за ней – золотую, а за ней – стену из камней сапир. И несмотря на это, проклял его Бешт, сказав, что не будет у него своего савана, а похоронят его в чужом. И сказал учитель рабби Озер, что проклятие Бешта исполнилось. Но не так, как Бешт имел в виду, то есть что по бедности не будет у рабби Йозпе своего савана, а потому, что он умер в праздник Шавуот, а потому вынуждены были взять для него саван у других людей.

(Шемен а-тув, 152)

 

Сын

 

Одна женщина пришла к святому Магиду из Козниц, да будет благословенна память праведника, и попросила у него, чтобы призвал милость [Г-сподню] на нее и [так] зачала бы она сына. Сказал ей Магид: «Матери моей тоже нужен был сын, и она пошла к Бешту, и просила у него, чтобы дал ей сына, а тот сказал ей: “А ты что мне дашь?” А она сказала ему, что она женщина бедная и нет у нее ничего, только одна одежка, что называют котинка[13]. И сказал ей Бешт, чтобы принесла ему эту котинку, и будет у нее сын. Тем временем Бешт уехал в Меджибож, а мать моя, благословенной памяти, пошла домой, взяла ту котинку и отправилась из города в город, в великом волнении, пока не пришла в Меджибож к Бешту. Когда пришла к Бешту, он забрал у нее котинку, повесил на стену и сказал ей, что будет у нее сын и чтобы назвала его Исраэлем, как его и зовут. Сказала та женщина Магиду, благословенна память праведника: «И я принесу вам свою одежду, чтобы был у меня сын». Сказал Магид: «Мать моя не знала ничего о котинке, сама по себе проделала все это, ты же слышала историю моей матери, благословенна память ее».

(Ликутим хадашим, 104)

 

Добрый совет

 

«Определил я путь себе: стопы свои направляю к свидетельствам Твоим»[14] (Теилим, 119:59). Сказал господин наш, свет Израиля: «Положит себе человек встать в полночный час, а Злое начало, конечно, уготавливает ему ловушку, наводит на него сон и тому подобное, [в таком случае] совет ему: пусть проснется сначала для чего-нибудь, что связано с плотью, – сходит по надобности, займется телесными потребностями, а после этого [поступит согласно стиху] – “стопы свои направляю к свидетельствам Твоим”».

(Нетив мицвотеха, Швиль алеф; см. Кетер Шем-Тов,
Хемед [в славутской версии ], раздел 1, лист 9б)

 

Царство священников

 

«А вы будете у Меня царством священников»[15] (Шмот, 19:6). Кажется, лучше всего толковать так, как я слышал от Рибаша, то есть от святого Бешта, который говорил, что, когда приходило время новомесячья нисана, а это – новый год для царей, он [Бешт] усаживал каждого ангела на [предназначенное] ему место, а когда видел какого-либо ангела, не бывшего праведным в глазах его, назначал другого на его место. Так и следует толковать стих «И вы будете Мне царством священников» – говорит Пресвятой: «…вы будете назначать и мазать на царство прислуживающих Мне царей, по вашему усмотрению».

(Аводат Исраэль, друш ле-Шавуот;
Маасийот у-маамарим йекарим, 6)

 

Святой Бешт говорил, что известно: на двенадцать первых дней месяца нисан назначается двенадцать ангелов, и каждый день один ангел определяет для каждого из месяцев грядущего года часы, которые будут благоприятны. И сказал святой Бешт: «Если то, что присудил ангел, не праведно будет в глазах моих, то я отстраню его от занятия его, и я же назначу на место его ангела лучшего, нежели он». И так он истолковал речение (Авот, 2:6): «Там, где нет людей...» – то есть там, где ангелы, именно потому, что нет там людей, – «старайся быть человеком» и направлять их к лучшему, амен. И это истолкование стиха «Месяц этот для вас...» (Шмот, 12:2) означает: в ваши руки дан он[16].

(Биркат Авраам, Дварим аревим,
раздел 1, лист 5, рассказ 12)

Знаки

 

У святого учителя рабби Хаима из Красного имя жены было Хая. Однажды, когда он был у Бешта и пришел получить от того прощальное благословение, попросил Бешта, чтобы и во время поездки тот держал его в святой своей памяти и чтобы поминал и жену его праведницу, и сказал ему: «А знак на память тебе – “жена друга – как друг”[17]». Сказал ему Бешт: «Есть у меня знак получше, ведь гематрия Хаима и Хаи как у [слов] “Г-сподь Б-г”».

(Сипурим нехмадим)

 

[Избавление]

 

Один праведник хотел привести Избавление посредством усиления меры Суда по отношению к злодеям, и спросил его Рибаш, да охранят нас его заслуги, каким образом спасет он Израиль посредством усиления меры Суда, если они, [сыны Израиля], не совладают с ней. А это значит, что многие из Израиля оступятся и будут отвергнуты, не дай Б-г. И за то, что тот праведник забыл о спасении Израиля, получил он кару с небес.

(Дерех эмуна у-маасе Рав, с. 70)

 

[Мир воздаяния]

 

Рассказывал праведный учитель рабби Ицхак-Айзик из Комарно[18]: «Слышал я от учителя моего и тестя, известного праведника рабби Авраама-Мордехая из Пиньчува[19], который рассказал мне со слов Б-говдохновенного нашего учителя Бешта, да охранят нас его заслуги, что однажды он увидел одного праведника и сказал ему, что в мире воздаяния смеются над ним, потому как праведник сей поражает своей праведностью и воздержанием, и аскезой, и чудесными озарениями, но примешалось ко всему этому намерение удостоиться духа святости. И из-за легчайшего этого намерения, направленного не на служение Г-споду, достигли все деяния его мира воздаяния, и там смеются над ним, мол, из-за такой малости он теряет достигнутую им ступень святости.

(Мазкерет шем а-гдолим, Менорат заав, 91)

 

Миньян

 

История о святом учителе рабби Аароне а-Леви, ученике автора книги Танья[20], который молился перед ковчегом в вечер святой субботы. После кидуша сказал он хасидам: «В час встречи субботы явился мне Бешт из высшего мира и сказал мне, что тяжелое испытание было суждено Израилю, да помилует нас Г-сподь, а он сделал так, чтобы взяты были десять праведников из этого мира в мир высший, дабы отменить приговор. Девять праведников он уже забрал в высший мир, теперь же спросил меня, не пожелаю ли и я быть в миньяне. И согласился я быть в миньяне». После этих слов лег святой учитель рабби Аарон на свою кровать и тотчас удалился из этого мира.

(Ликутим хадашим, 110)

 

Цель его сотворения

 

Слышал я от правдивых людей, что в час своей кончины сказал Бешт: «Теперь я знаю, зачем был сотворен».

(Таамей а-минагим,
кунтерес ахарон)

 

Жертвенность

 

Незадолго до своего ухода из мира, [когда] оставалось ему еще два часа, сказал он, [обращаясь] к Г-споду, да будет благословен Он: «Эти два часа я приношу Тебе в дар. И это – истинная жертвенность».

                         (Мидраш Пинхас)

 

Его величие

 

Все истории, что рассказывают о нем, о Беште, да охранят его заслуги нас и весь Израиль, не [отражают] и тысячной части его величия, как мы учим из грозных величием и благолепием своим речений господина и учителя нашего, да пребудет душа его в небесных чертогах, и как написано в книге Ликутей аамарим, и как писал учитель наш рабби Менахем-Мендл из Святой земли, и вот его слова: «Поистине слово Г-сподне дано было Бааль-Шему, один он был такой, начиная с древних не восстал такой, как он, и после него – кто встанет [вровень] с прахом [его]?»

(Шивхей а-Бешт)

 

Сила его слов

 

Жители Меджибожа рассказывают, что всякий, кто слышал слова Торы из уст Бешта, запоминал их навсегда.

(Тиферет бейт Леви)

 

Восхваления праведников

 

Бешт говорил, что сказывающий о славных деяниях праведников как будто устройством Колесницы занят.

(Шивхей а-Бешт)

 

Отец мой, благословенной памяти, говорил мне: «Знай мое правило – я не передаю никаких рассказов о Беште, да будет и в грядущем мире благословенна его память, кроме тех, что слышал от отца моего, благословенной памяти, а это – то, что он видел своими глазами и слышал своими ушами [и что исходило] от светоча мира. Ибо в истории, которые рассказывают по миру, вкрадываются ошибки, и поэтому я осторожен и не рассказываю ничего, но только что видели мои глаза и слышали мои уши. Читатель должен знать сие – все истории, рассказанные в этой книге, истинны, как сами они, так и их толкования, ибо это то, что рассказал мне мой отец, благословенной памяти, и что он слышал от своего отца, а тот видел своими глазами и слышал своими ушами, и довольно сказанного.

(Квуцат Яаков; Кегаль а-хасидим а-хадаш, 5;
Эмунат цадиким, 5)

Подложная книга

 

Однажды увидел Бешт черта, а в руке у него – книга. Сказал ему: «Книга эта, что у тебя в руке, что это?» Сказал ему: «Это книга, что ты сочинил». Понял Бешт, что есть кто-то, кто записывает поучения, которые слышит из его уст. Собрал всех своих людей и расспросил их, кто из них записывает его поучения. Встал один и признался, что он записывает. Сказал ему Бешт, чтобы принес ему записи. Принес ему. Просмотрел их Бешт и сказал: «Ни одного моего речения нет здесь».

(Шивхей а-Бешт)

 

Восхваления Бешта

 

Когда вышла книга Шивхей а-Бешт («Восхваления Бешта»), сказал праведный учитель рабби Йеуда-Цви из Стрешина: «И это вот восхваления Бешта? Все те знамения и чудеса, которые сочинитель книги ставит Бешту в заслугу, и мы можем явить, а вот страх [пред Г-сподом] и любовь [к Г-споду], которые были у Бешта, – это [подлинные] достоинства Бешта».

(Дегель махане Йеуда)

 

Действительное и возможное

 

Праведник рабби Ицхак из Несхижа, благословенной памяти, говорил: «Отец мой и учитель, благословенна память праведника, бывало, говорил: “Я не принимаю [всерьез] рассказы и байки, что рассказывают о праведниках, ибо в байках много вымысла вперемешку с ошибками, за исключением историй, что рассказывают о Беште, да будет благословенна его память, ибо даже если рассказанное и не происходило в действительности, Бешт был способен сделать все”».

(Зикарон тов)

 

И [еще] я слышал от рабби Цви-Меира Рабиновича со слов его святого деда, сочинителя книги Тиферет Шломо, что тот, кто верит в истории книги Шивхей а-Бешт, – глупец, кто же отрицает [возможность описанного] в историях книги Шивхей а-Бешт, тот эпикорес.

 

Наказание

 

Слышал я от людей Святой земли, что, когда в Святой земле была чума, упаси нас Г-сподь [от такого], святой учитель рабби Мендл из Витебска затворился с миньяном евреев в своем доме, и во все время затворничества молитвы их были особенно глубоки; однако в святую субботу он, вопреки своему обыкновению, не говорил слов Торы во время третьей трапезы, но сидел за столом с друзьями, вслушивавшимися в его слова, и был с ним один старик из учеников Бешта, который рассказывал истории во славу Бешта. Однажды в субботу явился ему во сне Магид, да будет благословенна память праведника, и сказал ему: «Ведь ты ученик мой, отчего же ты не рассказываешь обо мне, восхваляя меня?» Подумав, согласился он говорить во время третьей трапезы слова во славу великого учителя нашего Магида. Когда начал он рассказывать о чудесах Магида, начал и старик рассказывать о Беште, он же прервал старика и тотчас понял, что, конечно, будет наказан за это. И так и случилось с ним: тотчас после трапезы был он наказан кишечным расстройством и спустя немного дней перешел в мир грядущий.

(Шивхей а-Бешт)

И это хорошо

 

После кончины Бааль-Шем-Това сидели избранные его друзья и рассказывали о нем истории и байки. За разговорами задремал праведник реб Цви, сын Бааль-Шем-Това. Увидел [во сне] святого своего отца, который сказал ему: «Почему рассказывают обо мне, говоря о чудесах, которые я творил? Что им пользы в том и что мне с того? Лучше бы рассказали о покорном служении моем Всевышнему в этом мире, да будет благословен Он, это было бы хорошо и им, и мне».

(Бейт Авраам Слоним)

 

Рассказывал святой учитель рабби Авраам из Триска[21]: «Дед мой, святой учитель рабби Нахум из Чернобыля, благословенной памяти, был кумом святого и грозного учителя рабби Цви-Гирша, праведного проповедника святой общины Коростышева[22], ибо сын его, святой учитель рабби Авраам, в честь которого я назван, был зятем моего деда рабби Нахума, благословенной памяти. Обычаи же рабби Цви-Гирша в его служении были иными, отличными от обычаев хасидов Бешта, да будет благословенна память праведника. И в то время, когда святой учитель рабби Авраам был на иждивении своего отца в Коростышеве, наставляли его в обычаях отца, когда же уезжал рабби Авраам в Чернобыль и жил [там] на хлебах у деда моего, благословенной памяти, дед наставлял его в обычаях Бешта, да будет благословенна его память. И такое повторялось раз за разом, пока святой учитель рабби Цви-Гирш не умер. По смерти его явился он своему сыну и сказал тому: «Сын мой, при жизни моей я не наставлял тебя в обычаях Бешта, да будет благословенна память праведника, но в мире истины вижу я, что ничто не мило так в глазах Всевышнего, как обычаи Бешта, да будет благословенна память праведника». И начиная с этого часа святой учитель рабби Авраам стал жить по обычаям учителя нашего Бешта, да будет благословенна память праведника.

(Биркат Йосеф,
Нью-Йорк, 5679 [1919], с. 53)

 

Земное зрение

 

Однажды стоял зять святого гаона рабби Менделе из Любавичей, да будет благословенна память праведника, в комнате своей тещи, жены рабби, и там на столе ее лежали молитвенник Корбан Минха[23] и книга Шивхей а-Бешт. Вошел рабби Менделе, а к напрасной трате времени он относился весьма строго. И когда увидел, что зять его стоит ничего не делая, спросил его: «Почему ты стоишь и ничего не делаешь?» Сказал ему: «Нет тут никакой книги, только молитвенник Корбан Минха». Сказал ему: «Но ведь есть тут еще одна книга». И указал ему на книгу Шивхей а-Бешт. Сказал ему: «Она мне не подходит». Сказал ему: «Все, что написано в восхваление Бешта, ничтожно по сравнению с величием Бешта». И [еще] сказал ему: «Слышал я от моего деда, а это – святой учитель рабби Шнеур-Залман, сочинитель книг Танья и Шульхан арух, что он слышал, как его учитель, великий Магид из Межирича, говорил: “Он, Бешт, обладал земным зрением, [позволявшим ему] видеть на четыреста верст в любую сторону, а реб Цви, сын Бешта, обладал земным зрением, [позволявшим ему] видеть на сорок верст в любую сторону. И это без учета духовного зрения, которое было беспредельно, но лишь одним земным зрением”».

(Маасийот у-маамарим йекарим)

 

[Измельчание поколений]

 

Святой наш учитель рабби Исраэль из Ружина рассказывал о [таком] случае из [жизни] Бешта, да будет и в грядущем мире благословенна память праведника. Однажды случилось, что возникла острая необходимость в спасении человеческой жизни, то есть единственный сын, очень хороший человек и тому подобное, и [Бешт] велел изготовить свечу из воска, пошел с ней в лес, прикрепил к дереву, и еще делал разное, и вершил единения, и всякое тому подобное, и добился спасения с помощью Г-спода, да будет благословен. Впоследствии такое же случилось у деда его[24], святого Магида, и он сделал то же самое, и сказал: «Тех молитв и тех единений, что были у Бешта, я не знаю, но сделаю все, подразумевая то же, что имел в виду Бешт», и снова было принято. А еще позже такой же случай был у святого учителя рабби Моше-Лейба из Сасова, благословенной памяти, и он сказал: «Нет у нас сил даже так сделать, вот я расскажу эту историю, и Г-сподь, да будет благословен Он, поможет», и так и было с помощью Г-спода, да будет благословен Он.

(Кнесет Исраэль, 23)

Перевод с иврита Сергея Гойзмана

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 



[1]     Список (идиш).

 

[2]     «Колесница Мишны».

 

[3]     Теилим, 111:10.

 

[4]     «За смирение, страх пред Г-сподом – богатство, почет и жизнь» (Мишлей, 22:4). Игра слов: «за» и «каблук» здесь в оригинале совпадают.

 

[5]     См.: Иерусалимский Талмуд, Шабат, раздел 1; Танхума, 1.

 

[6]     От Бешта.

 

[7]     Город Броды в Галиции.

 

[8]     Рабби Гершон из Кут.

 

[9]     Дукля – город в Польше, входит в Подкарпатское воеводство.

 

[10]    Арендатор.

 

[11]    Каменец-Подольский.

 

[12]    Город Острог неподалеку от города Ровно (Украина).

 

[13]    Одежда из кошачьих шкурок. – Примеч. Ш.-Й. Агнона. Традиционная верхняя одежда, видимо, из меха.

 

[14]    Перевод М. Левинова.

 

[15]    Перевод А. Фейгина, И. Гиссера.

 

[16]    См.: Рош а-Шана, 22.

 

[17]    См.: Авода зара, 39.

 

[18]    Город неподалеку от Львова.

 

[19]    Город под Кельцем (Свентокшиское воеводство, Польша).

 

[20]    Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман из Ляд.

 

[21]    Турийск, Волынская область, Украина.

 

[22]    Коростышев, Житомирская область, Украина.

 

[23]    Молитвенник для женщин с переводом на идиш.

 

[24]    То есть у деда рабби Исраэля из Ружина.