[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2010 ТЕВЕТ 5770 – 1(213)

 

Музыкальный калейдоскоп «Klezmatics»

Дмитрий Абаулин

В ноябре в Камерном зале Московского меж­ду­народного дома музыки дала концерт всемирно известная группа «The Klezmatics» – единственные  среди  музыкантов  стиля клез­мер обладатели премии «Грэмми». Американские музыканты приехали в Москву при поддержке посольства США, чтобы выступить на фестивале «Арт-ноябрь».

Лорин Скламберг

Лиза Гуткин

Лет двадцать назад, когда группа только начинала свое существование, для музыки, которую играют «Klezmatics», был принят термин «фьюжн». Это слово в переводе означает «сплав» и подразумевает соединение элементов джаза, рок-музыки и народных мелодий. Идея синтеза жанров в 80-х годах буквально носилась в воздухе. Великий скрипач Иегуди Менухин музицировал в компании индийских музыкантов, трубач Майлс Дейвис играл в сопровождении электроинструментов, саксофонист Пол Уинтер аккомпанировал песням китов.

Именно в такой атмосфере всеобщего равенства музыкальных течений в богемном нью-йоркском районе Ист-Виллидж родились «Klezmatics». Случилось это в 1986 году. Индивидуальной чертой группы стало обращение к традициям клезмерской музыки – искусству еврейских музыкантов Восточной Европы. Своеобразная мелодика и ритмические фигуры клезмера определили стилевую основу музыки «Klezmatics». Однако здание, возведенное на этом фундаменте, оказалось причудливым и эклектичным.

В наши дни часто говорят о world music, и это название отлично подходит для того, чем занимаются нью-йоркские музыканты. Больше, чем на сплав, их стиль похож на калейдоскоп: из ограниченного набора инструментов всякий раз складывается новый узор. Звучание «Klezmatics» меняется от композиции к композиции, и попытка как-то формализовать, зафиксировать их стиль, скорее всего, приведет в тупик. Концерт в Москве удивил своей принципиальной фрагментарностью и незавершенностью. На первом плане поочередно оказывается то один, то другой из клезматиков. Музыканты перебрасывают друг другу инициативу, как резиновый мячик. На сцене нет строгой иерархии: ведущий вокалист группы Лорин Скламберг, к примеру, не находится постоянно в центре внимания, а занимает место в левой части сцены, порой поворачиваясь к публике спиной и утыкаясь в клавиатуру рояля. Фрэнк Лондон после виртуозного соло на трубе в лучших джазовых традициях может вернуться к синтезатору и наигрывать незамысловатый аккомпанемент в духе уличного шансона. Изначально присущее клезмерской музыке сочетание танцевального начала и виртуозности доведено музыкантами до предела. Темпераментные балканские ритмы никого не оставили равнодушными. Зал моментально принял правила игры, хлопая в такт и хором подпевая простые припевы.

Фрэнк Лондон

Зато человек, пришедший минут через сорок после начала, уже мог бы подумать, что попал на концерт музыки кантри. Этот блок программы был посвящен песням знаменитого американского фолксингера Вуди Гатри. Скрипачка Лиза Гуткин, играющая в открытой и бесшабашной манере американских фермеров, оказалась также обладательницей очень подходящего для кантри голоса – свободного, сильного. Ее единственный сольный номер, баллада Вуди Гатри «Gonna get Through This World» («Я пройду через этот мир»), стал первой кульминацией вечера. В свое время Пит Сигер, услышав эту песню в исполнении «Klezmatics», назвал ее подлинно гениальной.

Звенящая гитара в руках Лорина Скламберга и голос Лизы Гуткин – что может быть общего у них со звучавшим только что балканским фолком? Только одно: это разные лица многоликих «Klezmatics». Плюс одна существенная деталь: если в исполнении традиционного еврейского репертуара группа выходит за рамки конкретного стиля, то в случае с песнями Вуди Гатри, наоборот, стилю кантри прививается толика медитативного нигуна – в каждой песне появляется распевный рефрен, состоящий из одного слога. Благодаря ему незамысловатое перечисление-повтор всего того, что собирается делать в этом мире герой песни, – работать, гулять, разговаривать, наконец, почистить этот мир и покинуть его – обретает магическую силу заклинания. Когда после полутора часов без антракта группа заиграла одну из жемчужин своего репертуара – песню «Шниреле Переле» («Нитка жемчуга»), показалось, что вечер на этом закончится. На сцене остались два лидера «Klezmatics», вокалист Лорин Скламберг и трубач Фрэнк Лондон. Лондон подошел к открытой крышке рояля и заиграл на трубе. Рояльные струны зазвенели далеким эхом. Высокий голос Лорина Скламберга затянул протяжный еврейский  мотив. Постепенно на сцену вернулись все участники концерта и поочередно присоединились к общему гимну, слыша который просто невозможно усидеть на месте – настолько властно подчиняет себе экспрессия высказывания, облеченная в четкий мерный ритм.

Пол Уинтер

Но это было лишь окончание первого отделения. Минут через пятнадцать музыканты вернулись на сцену и сыграли еще несколько композиций, уже сугубо танцевальных. Зал, утихомирившийся было за время антракта, снова оживился. Припев популярной песни «Але Бридер» («Все братья») публика пела уже хором, равнодушных практически не осталось.

Концерт окончился как-то вдруг, многоточием вместо восклицательного знака. Ощущение от него осталось как от хорошего ужина в хорошей компании, когда встаешь из-за стола всласть поговорив, но с чувством легкого голода – хорошо бы еще, но уже пора по домам. Ведь мы скоро увидимся снова?..

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.