[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2010 ТЕВЕТ 5770 – 1(213)

 

Торговля оружием с точки зрения Торы

Арье Ольман

Государство Израиль достигло высокого уровня развития науки и технологии. В частности, «еврейские головы» успешно разрабатывают новые виды оружия. Во всем мире известны танки «Меркава», автоматы «Узи» и беспилотные самолеты израильского производства. А так ли это хорошо? Стоит ли Израилю продавать оружие? Нет ли на это какого-либо запрета? Достойно ли это еврейского государства?

Продажа оружия – причина запрета

 

Начнем с Мишны.

 

Не продают [иноверцам] медведей, львов и все, что может нанести людям ущерб.

(Мишна, Авода зара, 1:7.)

 

Тосефта расширяет этот закон:

 

Не продают им оружие, не точат им оружие, не продают им ни колодки, ни цепи.

(Тосефта, Авода зара, 2:1.)

 

Итак, продавать оружие неевреям нельзя. Рамбам в «Законах об убийцах» (12:14) видит причину этого запрета в заповеди «Пред слепым не ставь препятствия» (см. Ваикра, 19:14).

Всякий поддерживающий преступника нарушает «пред слепым», поскольку преступник как бы слеп и не видит правильного пути из-за своих страстей… Все, что запрещено продавать неевреям, запрещено продавать и еврею-разбойнику, потому что этим мы поддерживаем преступников. Получается, что запрет продавать неевреям вредные вещи – следствие прямого запрета Торы. Нельзя продавать оружие тому, кто жаждет убивать и только и ждет, пока к нему в руки попадет меч или копье. Так пишет и автор «Сефер а-хинух»[1]. Кстати, из этого следует, что заповедь «пред слепым не ставь препятствия» применима к неевреям тоже (исходя из этой заповеди, запрещено продавать неевреям предметы идолослужения[2]). Ритва[3] (Авода зара, 16а) и Меири[4] (Авода зара, 15б) полагают, что запрет действительно вызван заповедью «пред слепым», но он – постановление мудрецов, ведь нет уверенности, что купивший оружие тут же начнет посредством него наносить вред! А может быть, он использует оружие для самообороны?

Как же применить этот закон к сегодняшней ситуации? В мире множество производителей оружия, конкурирующих друг с другом, и оружие, подобное тому, что продает Израиль, можно купить и в других местах. В этом случае заповедь «пред слепым» не действует: мы видим, что «препятствий», о которые могут споткнуться эти «слепые», достаточно и без нас. Но действует другой запрет: нельзя помогать нарушителю заповеди! Так видит причину запрета Ритва (в его объяснении Мишны, Авода зара, 1:7): «Так как они подозреваются в кровопролитии и нанесении ущерба, запрещено этому способствовать».

Вопрос состоит в следующем: когда именно запрещено помогать нарушителю-нееврею? И нарушает ли воюющий нееврей вообще какую-либо заповедь? На второй вопрос мы постараемся ответить в конце обзора, а о первом много спорили еврейские мудрецы. Рама[5] (Йоре деа, 151:1) пишет:

 

…А если неевреи могут купить [опасные вещи] и в других местах, можно им продавать их. Некоторые же устрожаются, и так стоит поступать Б-гобоязненному, но принято облегчать.

 

Шах[6] выводит из этого, что запрет помощи нарушителю не действует в отношении нееврея. Но Виленский гаон в своих замечаниях на Талмуд отверг это мнение:

Получается, что Мишна и Гемара, запрещающие продавать нееврею оружие, кандалы и другие опасные вещи, говорят только о случае, когда вокруг нет других производителей этих вещей? Это большая натяжка! Поэтому следует запретить такую продажу в любом случае.

Так или иначе, Гемара разрешает продавать неевреям сырье – если оно предназначено не только для войны:

Сказал рав Ада, сын Агавы: «Не продают им слитки железа. Почему? Потому что из них делают оружие. Если так, то даже мотыги и тесла нельзя им продавать! Сказал рав Звид: “Речь идет об индийском железе (из которого делают только оружие – булатная сталь)”» (Авода зара, 15б-16а).

Рав Яаков Эпштейн видит доказательство этого закона в другом отрывке из Гемары:

 

Учили мудрецы: не продают им щиты. Почему? Если потому, что они защищают и помогают им, – даже пшеницу и ячмень нельзя им продавать! Сказал Рав: «Если можно, так и следует поступать. А причина запрета продажи щитов в том, что, когда у них кончается оружие, они могут убивать и щитами». А некоторые говорят: «Продают им щиты, потому что, когда у них кончается оружие, они убегают». Сказал рав Нахман, сказал Раба, сын Абуги: «Закон – согласно мнению “некоторых”».

(Авода зара, 15б–16а.)

 

Таким образом, вещи, предназначенные не только для войны – или не для нападения, – можно продавать. Еврею разрешено торговать как щитами, так и железными слитками.

 

Из-за евреев или из-за неевреев?

Рамбан[7] (Милхамот а-Шем, Авода зара, 4б) считает, что причина запрета на продажу оружия такова: это запрет мудрецов «из-за возможного вреда» – причем, судя по выражениям, употребленным Рамбаном, вреда не только для евреев. А Риаз[8] в своем комментарии на трактат Авода зара[9] утверждает, что, если от продажи оружия пострадают лишь неевреи, мы можем не обращать на это внимания. Из этого следует, что еврею даже косвенным образом нельзя (по постановлению мудрецов) приводить к смерти другого еврея.

Вместе с тем Рамбам в своем комментарии к Мишне аргументирует запрет продажи оружия так: «Чтобы не помогать губителям губить». Обратите внимание: просто «губителям», а не «губителям евреев». В «Законах об убийцах», 12:12-13, и «Законах об идолопоклонстве», 9:8, Рамбам тоже не ограничивает круг возможных потерпевших только евреями. Так же считают Ран[10] и Меири.

В любом случае, даже по мнению Раши и Риаза, запрещено продавать оружие стране, способной применить его против другой страны, в которой живут евреи – ведь евреи могут пострадать! Однако рав Яаков Эпштейн вносит поправку. Место еврея – земля Израиля, и каждый еврей в любой момент может репатриироваться в Израиль, который его защитит. Поэтому, если еврей остается в диаспоре, зная об опасностях, подстерегающих его там, он подобен тому, кто продает себя в рабство неевреям в надежде на то, что еврейская община выкупит его. Такого еврея Гемара (Гитин, 46б) запрещает выкупать после того, как он продает себя третий раз. Так и Государство Израиль не обязано в ущерб себе заботиться о евреях диаспоры, которые могли бы репатриироваться, но не хотят. Значит, можно продавать оружие даже врагам их государства, а если это оружие обратится против этих упрямых евреев – что ж, сами виноваты. Впрочем, д‑р Итамар Варгафтиг, редактор ежегодника «Тхумин», категорически не согласен с этим выводом: «Лучше бы этим словам не быть произнесенными». Он вообще выступает против продажи оружия, считает это недостойным способом получения доходов и полагает, что Государство Израиль, таким образом, проявляет несамостоятельность по отношению к международному рынку и сверхдержавам, теряя национальную независимость. Но это уже не совсем алахический вопрос.

«Они нас защищают»

Теперь введем еще одно ограничение. Оно тоже основано на Гемаре:

 

Но ведь сейчас мы продаем [оружие и сталь]! Сказал рав Аши: «Продаем персам, которые нас защищают».

(Авода зара, 15б–16а.)

 

Риаз приводит мнение рава Аши как окончательный алахический вывод:

 

Можно продавать оружие неевреям, среди которых евреи живут, потому что эти неевреи защищают нас и воюют с нашими врагами. Запрет продажи оружия неевреям существует, только если эти неевреи воюют с евреями <…> А в целом все зависит от условий в каждой стране.

 

Рамбам («Законы об убийцах», 12:13, и «Законы об идолопоклонстве», 9:8) поддерживает это мнение и пишет, что, если евреи живут среди неевреев и заключили с ними договор о защите, можно продавать им оружие. Более того, Меири пишет: «Если человек находится под чьей-либо защитой, ему надлежит помогать своему покровителю». Возможно, продажа оружия государствам, защищающим Израиль, даже должна поощряться.

Меири идет и дальше. Он вводит дополнительную подробность:

 

Запрещено продавать оружие неевреям, у которых вообще нет религии, которые не боятся высших сил, но воскуряют воинству небесному и идолам и не остерегаются никакого преступления.

 

Из этих слов следует, что, если некое государство «боится высших сил» и «остерегается преступлений» – то есть если это правовое государство, контролирующее исполнение законов своими гражданами и оборот оружия в своих пределах, – ему можно продавать оружие, даже если оно не является союзником Израиля. Бесспорно, нельзя продавать оружие в Ливан или Сомали. Но в Индию или Китай – почему нет?

 

«Не поднимет народ на народ меча»

Стоит задать такой вопрос из области морали: а разве сама война не то «преступление», которому нельзя содействовать? На войне убивают и калечат людей, разрушают их дома. Не лучше ли вечный мир? И не наш ли еврейский долг способствовать идее мира и разоружения посредством отказа от экспорта оружия вообще?

Вот как отвечает на этот вопрос Нацив[11] в своем комментарии «Гаамек давар» на книгу Берешит, 9:5:

 

«Но кровь человека, пролитую братом его, Я взыщу» – когда Всевышний наказывает за пролитую кровь? Когда людям надлежит относиться друг к другу по-братски. А во время войны приходит «пора ненавидеть и пора убивать» (Коелет, 3:3, 3:8), и за это нет наказания, ибо так устроен мир. И так написано в трактате Шавуот, 35: «Царство, которое убивает каждого шестого, не наказывается. И даже царь Израиля имеет право выводить народ на дозволенную войну ради добычи, хотя при этом могут погибнуть его подданные-евреи.

 

Кроме того, государства покупают оружие не только и не столько для того, чтобы убивать. В современном мире оружие – прежде всего инструмент сдерживания, запугивания. Его хранят в арсеналах именно для того, чтобы оно не стреляло.

Однако следует помнить, что Талмуд называет оружие «не украшением, но позором» (Шабат, 63а), и пророки обещали нам, что в будущем «перекуют мечи на лопаты и копья – на садовые ножи; не поднимет народ на народ меча и не будут учиться воевать» (Йешаяу, 2:4). Поэтому не стоит строить внешнюю торговлю исключительно на продаже оружия. Хороши мы будем, когда оно перестанет быть нужным…

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

 

 



[1]     Аарон а-Леви из Барселоны, XIII век.

 

[2]     Раши на трактат Авода зара.

 

[3]     Рав Йом-Тов из Севильи (1250–1330) – один из основных комментаторов Талмуда.

 

[4]     Рав Менахем а-Меири (1249–1315), Каталония. Известный комментатор Талмуда.

 

[5]     Рав Моше Иссерлес (1520–1572), Краков. Известнейший интерпретатор «Шульхан аруха» применительно к ашкеназской традиции.

 

[6]     Рав Шабтай Коен (1621–1662), Польша. Комментатор «Шульхан аруха».

 

[7]     Рав Моше бен Нахман (1194–1270) – испанский талмудист, комментатор Танаха, каббалист и философ.

 

[8]     Рав Йешаяу бен Элия. Последний из Трани, умер в 1280‑х годах.

 

[9]     Приведено в «Шилтей гиборим», лист 5 в Рифе на Авода зара.

 

[10]    Рабейну Нисим (1320–1380) – испанский комментатор Талмуда и проповедник.

 

[11]    Рав Нафтали-Цви-Йеуда Берлин (1817–1893) – глава Воложинской ешивы, комментатор Талмуда и Пятикнижия.