[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ЯНВАРЬ 2010 ТЕВЕТ 5770 – 1(213)

 

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР – ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Берл Лазар

Воспитание детей – одна из главных задач для верующего еврея. Недаром об этом говорится в нашей молитве «Шма Исраэль»: «Примите эти мои слова сердцем вашим и душою вашей <…> и научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме, находясь в дороге, ложась и вставая».

Из самого этого текста ясно, что обучение и воспитание должно быть непрерывным. Ребенок встал утром – родители должны с ним заниматься. Вечером ложитесь спать – все равно надо позаниматься с ребенком, хотя и он устал, и вы тоже. Гуляете с ребенком – и этот момент надо использовать для воспитания, хотя вроде бы прогулка – время отдыха.

Но в «Шма Исраэль» заложена еще одна идея, может быть даже более важная: воспитание будет иметь нужный результат, только если основано на личном примере. В самом начале молитвы говорится: «Люби Б‑га своего всем сердцем и душой, и пусть эти слова будут в сердце твоем, и повторяй их детям своим, и произноси их, сидя в доме, находясь в дороге, ложась и вставая». То есть ты должен сначала сам возлюбить Б‑га и только тогда сможешь научить своего ребенка любить Б‑га. Ты должен сам выполнять заповеди, и только тогда сможешь воспитать детей в духе Торы и заповедей. Если дети не видят, что ты сам делаешь то, что требуешь от них, все твои увещевания и приказания не будут ими восприняты.

Есть история о цадике, который каждый день принимал десятки хасидов и разъяснял им самые разные вопросы. Как-то раз пришел к нему один еврей, который был убежден, что его вопрос – самый важный и самый срочный, не терпящий отлагательств. Увидев несколько десятков человек, ожидающих в приемной, он решил не ждать и ворвался кабинет сразу же, как вышел очередной посетитель. Цадику это не понравилось, он потребовал, чтобы посетитель вышел и дождался своей очереди. «Но у меня очень важное и срочное дело!» – взмолился еврей. «Послушай, – сказал ему цадик, – я твой учитель и сейчас преподам тебе важный урок: не всегда человек получает то, что ему хочется». Понурившись, еврей направился к выходу. Но у самых дверей кабинета цадик его остановил: «Знаешь, у меня есть еще один урок для тебя: я тоже не всегда получаю то, что мне хочется, – так что оставайся, разберем твой срочный вопрос…»

Эта история содержит урок не только для того хасида, но и для всех нас. Особенно для родителей, сталкивающихся с проблемами в воспитании детей. Ведь на самом деле цадик для всех его хасидов был как отец, а сами хасиды считали себя его духовными детьми.

Сперва цадик демонстрирует жесткий подход. Ты нарушил правила – ты ничего не получишь. Это типичная ситуация в отношениях между родителями и ребенком. Ребенок, если он чего-нибудь хочет, часто пытается получить желаемое «явочным порядком». Это естественно: ведь он с младенчества знает, что родители удовлетворяют его потребности. Долг родителей – поставить преграду, объяснить, что в жизни существуют правила, которые надо соблюдать. Если ты их не соблюдаешь, ты ничего не получишь. Но даже если ты их соблюдаешь, ты вовсе не обязательно получишь все, чего хочешь.

Многие родители идут у детей на поводу. Дети маленькие, объясняют они, их жалко, мы же их так любим! На самом деле не знаю, чего здесь больше – жалости или просто желания, чтобы ребенок оставил родителей в покое. Вот он чего-то хочет, капризничает, плачет – легче дать ему, чтобы отвязался… Это не любовь к ребенку, а любовь к себе. Такие родители просто не думают о том, что вскоре у ребенка начнется самостоятельная жизнь, и с некоторыми привычками его в этой жизни будут ждать одни разочарования. Лучше с детства убедить маленького человека, что не все его желания будут выполняться, и к этому нужно относиться нормально.

Тогда возникает вопрос: почему цадик в конце концов оставил того еврея в своем кабинете? Неужели он пошел на попятный? Конечно, нет: здесь преподан совсем другой урок воспитания – именно тот урок, о котором идет речь в «Шма Исраэль»!

Цадик смоделировал еще одну классическую ситуацию во взаимоотношениях учителя и ученика, отца и сына. Да, родители должны ставить ограничения детям, чтобы те жили правильно и не требовали для себя каких-то особых привилегий. Но ограничения будут действенными только в том случае, если родители распространяют их на самих себя. Отец обязан требовать от сына, чтобы тот соблюдал правила, – но сын его послушает, только если сам отец эти правила соблюдает! Вот он, главный принцип воспитания – на личном примере.

Вроде бы это знают все родители, но обычно ограничиваются несколькими достаточно плоскими увещеваниями: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться, потому что учение – твоя работа», «я делаю уборку в доме – значит, ты должен держать в порядке свои игрушки и не разбрасывать их где придется»… По существу, взрослые требуют, чтобы ребенок их слушался, на том только основании, что на них лежат определенные обязанности.

Это необходимая часть воспитания личным примером – но далеко не достаточная. На самом деле личный пример – это требовать от детей только то, что требуешь от себя самого. Если ставишь ребенку ограничения – должен и сам подчиняться этим ограничениям. Сказать ему: «Я работаю – значит, ты должен хорошо учиться» вовсе не достаточно, чтобы ребенок понял, почему он действительно должен хорошо учиться. Если родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, – они сами должны все время учиться, читать, набираться знаний.

Точно так же с нарушением запретов. Большинство родителей требуют от детей, чтобы те не смотрели сериалы и всякие пошлые программы по телевизору. И это правильно: с телеэкрана несется масса информации, от которой любые нормальные родители должны своих детей ограждать. Но если мы хотим, чтобы дети нас послушались, необходимо начать с себя, самим не смотреть подобные программы.

Воспитание словом всегда будет только производным от воспитания делом. А воспитание делом – это воспитание, начинающееся с себя: с требовательности к себе, а если нужно, и с самоограничения.

  добавить комментарий

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.