[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ДЕКАБРЬ 2009 КИСЛЕВ 5770 – 12(212)
СПОР ИЗРАИЛЯ С НАРОДАМИ МИРА
Йоэль Кан
Много, много столетий длится спор Израиля с народами мира – сложный философский спор. Его исходная точка – казалось бы, чисто теоретический вопрос: распространяется ли Б-жественное Провидение (ашгаха пратит) абсолютно на все сущее и происходящее в сотворенном мире, даже на самые незначительные создания и на их нужды? Однако последствия этого спора имеют совершенно конкретное, практическое значение: что означает понятие «служение Всевышнему»? Только ли совершение четко определенных, заранее заданных действий или совершается также иным образом?
Учение хасидизма открывает, что такой же спор происходит и в душе каждого еврея.
В учении хасидизма по разным поводам говорится об извечном споре мудрецов народа Израиля с философами народов мира и рассматриваются различные аспекты этого спора. Тема его – вопрос о сущности Б-жественного Провидения. Еще царь Давид поэтически выразил суть этого вопроса в своей книге «Теилим». «Возвышен над всеми народами Г-сподь, над небесами Слава Его» (Теилим, 113:4) – это говорят народы мира, а евреи, в отличие от них, утверждают: «Кто подобен Г-споду, нашему Б-гу, восседающему высоко, опускающему взор Свой, чтоб видеть все на небесах и на земле!» (Теилим, 113:6-7).
В свое время среди народов мира было очень распространено представление о том, что «покинул Г-сподь эту землю» (Йехезкель, 8:12, 9:9). Оно кажется человеческому разуму вполне логичным. И действительно: разве можно вообразить, что Б-гу есть дело до всего, что происходит здесь, на земле?! «Возвышен над всеми народами Г-сподь», – аргументировали философы, – недостойно Его величия опускаться до уровня этой жалкой земли и этого убогого человечества, чтобы заниматься делами столь ничтожных созданий и входить в их интересы. Творец – «над небесами Слава Его»: лишь высшие духовные миры достойны Его внимания, лишь «воинство небесное» – сияющие светила вроде Солнца и Луны, а также блестящих звезд, лишь святые и чистые ангелы входят в сферу Его наблюдения. По мнению мудрецов народов мира, лишь столь возвышенными вопросами приличествует заниматься Всевышнему.
Еврейское же мировоззрение совершенно иное. Мудрецы Торы убеждены, что ни в коем случае нельзя проводить различие между «воинством небесным» и «воинством земли» в плане проявления по отношению к ним Б-жественного Провидения. Для Всевышнего самое высокое духовное создание не отличается от самого ничтожного создания на земле. И поэтому, обсуждая отношение Святого, благословен Он, к Его миру, подчеркивают, что Б-жественная ашгаха пратит обращена абсолютно на все и объемлет все Творение целиком, со всеми его мельчайшими частностями.
В чем корень ошибки нееврейских философов? В том, что им не удалось освободиться от понятий чисто человеческих и абстрагироваться от своего повседневного жизненного опыта. Иными словами, они (как правильно выразился один из основоположников современного материализма – впрочем, по совершенно иному поводу) «творят Б-га по своему образу и подобию», приписывая Ему собственные качества и способности. Эти мыслители не поняли, что эпитет «бесконечный» по отношению к Творцу следует понимать дословно, а не в переносном смысле. Что Б-жественное абсолютно свободно от каких бы то ни было форм, которые может представить себе человеческий разум, не способный отрешиться от пространственных представлений. Поэтому представление нееврейских мудрецов о Творце так или иначе связано с некоей «фигурой» – пусть даже чрезвычайно возвышенной и духовной, даже превосходящей человеческое воображение, но все же «фигурой». А неизбежное следствие такого представления – то, что высшие «формы» более близки к Б-гу, нежели низшие, не обладающие для Него никакой значимостью.
По сравнению с бесконечностью нет различия между единицей и миллиардом
Истина, однако, в том, что Творец бесконечен в буквальном смысле этого понятия. Он выше любого представления о Нем и каких бы то ни было ограничений – как самого возвышенного, так и самого простого свойства. И именно поэтому все Творение имеет для Него совершенно равную ценность: оно абсолютно несоизмеримо с Ним и не обладает самостоятельным существованием.
Только математическое понятие «бесконечности» дает человеческому разуму хотя бы отчасти представление об этом. Так, это понятие означает, что по сравнению с бесконечностью нет никакого различия между самым маленьким числом и самым большим – например, между единицей и миллиардом. Они отличаются друг от друга лишь тогда, когда речь идет о сфере конкретных чисел, ограниченных своей величиной, – пусть даже чисто воображаемых. Тогда даже по отношению к миллионам миллиардов одна единица имеет значение: без нее это астрономическое число будет неполным, и точно так же дело обстоит с малыми масштабами: есть заметная разница, скажем, между числами 1 и 2. Причина проста: поскольку рассматриваются числа, ограниченные своей величиной, мы обязаны признать, что в каждом из них есть определенное количество единиц, и из этого следует, что в числе 2 единиц вдвое больше, чем в числе 1, а в тысяче – их в тысячу раз больше. Поэтому, если сказать, что тысяча меньше, чем какое-то очень большое число, то из этого логически следует, что 900 – еще меньше, а 800 – еще меньше, и 100 – уже совсем мало по сравнению с ним. Но, с другой стороны, тогда существует разница даже между такими «мелочами», как числа 2 и 1: второе – еще дальше от исходного, чем 2. Однако, когда говорится о бесконечности в математическом смысле, все эти рассуждения теряют всякий смысл. Бесконечность – нечто совершенно иное, нежели любое – даже самое большое – число. И точно так же, как число 1 не имеет никакого значения для бесконечности, для нее в такой же мере не имеет никакого значения миллиард. Потому что и единица, и миллиард – числа, замкнутые в своих границах, а бесконечность не имеет никаких ограничений, никаких пределов.
Вот так и для Всевышнего нет ни малейшего различия между самыми высокими и самыми низкими из Его созданий. Говоря, что только самые великие, самые возвышенные и чистые из созданий удостаиваются определенного значения в глазах Всевышнего, мы тем самым допускаем, что они обладают какой-либо степенью существования, самостоятельного по отношению к Нему. Если же допустить, что нечто, имеющее ограничения, обладает значением по отношению к Всевышнему, то последует логический вывод: и Всевышний тоже имеет (упаси Б-г!) Свои ограничения. Но мы твердо убеждены: невозможно высказать нечто подобное о Всевышнем, а значит, признаем совершенно очевидным и достоверным, что Он абсолютно ничем не ограничен. Следовательно, не существует ничего, что по отношению к Всевышнему имеет хоть какое-нибудь – пусть даже самое малое – значение: пред Ним все – как абсолютное и полное ничто.
Даже нечто материальное становится значимым, когда этого желает Творец
Однако мы видим, что все-таки Всевышний сотворил мир. Не опровергает ли этот факт всего, что сказано выше, и не означает ли, что вселенная все же чем-то важна для Него?
Нет, безусловно, нет: весь сотворенный мир сам по себе не имеет никакого значения для Всевышнего, и он – в буквальном смысле пред Ним ничто, абсолютный ноль. Для чего же тогда Всевышний сотворил его? Дело в том, что мир не обладает никакой значимостью лишь сам по себе, однако по воле Самого Творца этот абсолютный ноль приобрел определенное значение. То есть имеет значение не собственная ценность мира, он отчасти обретает ее только в результате того, что избран Всевышним.
Но если так, то в той же мере, в какой Всевышний «заинтересован в судьбе» высших духовных сфер, Он «заинтересован» во всем, что связано с жизнью человека. Если бы «интерес» Творца вызывала собственная ценность Его творений, то, конечно, высшие духовные сферы были бы для Него более важны, чем физический человек в материальном мире. Однако, как уже указано, решающий фактор – не самоценность мира и всего, что его наполняет, так как все это – в буквальном смысле абсолютное и полное ничто. Тем не менее, раз Всевышний пожелал сотворить это – значит, имеет значение только Его воля, и поэтому нет различия между Б-жественной волей, направленной на небеса и землю и все воинство их, и Б-жественной волей, направленной на то, что имеется в этом материальном мире.
Все это объяснение содержится в ответе Израиля народам мира: «Кто подобен Г-споду, нашему Б-гу, восседающему высоко, опускающему взор Свой, чтоб видеть все на небесах и на земле!» С одной стороны, Творец столь возвышен и превознесен и «место», где Он «восседает», находится так высоко, что по сравнению с ним нет различия между небесами и землей: они в самом деле равны в своем ничтожестве. Но, с другой стороны, Тот же Самый Творец (если можно так выразиться) «опускает» Себя низко-низко, чтобы видеть все, что происходит на небесах и на земле. И «спуск» Всевышнего на землю оказывается равным Его «спуску» к небесам, потому что, как сказано, в сравнении с Его высотой они равны.
Поэтому еврейское представление о Б-жественном Провидении радикально отличается от представления о Нем народов мира. Евреи убеждены: Всевышний наблюдает за всем, что происходит на земле, и ничто не совершается без Его соизволения. Различие между высшими мирами и жизнью человека на земле видим лишь мы, однако для Всевышнего эти два уровня совершенно равны. И если Он решает наблюдать за ними, Его «интересуют» оба в совершенно равной степени.
Вот в чем суть разногласия между народами мира и Израилем по поводу Б-жественного Провидения.
Неевреи глумятся над необходимостью действенного исполнения заповедей
В учении хасидизма разъясняется, что параллельно с вышеописанным спором идет другой: о том, как следует служить Всевышнему и каким образом возможно приблизиться к Нему?
Народы мира полагают, что средство, позволяющее приблизиться к Б-жественному, – лишь высшие силы человеческой души: разум и эмоции. Они аргументируют так: поскольку Б-г – наивысшая духовная Сущность, физические усилия не подходят для того, чтобы приблизиться к Нему. Единственный путь к Нему – подъем на высокие ступени духовности и святости, очищение себя от всего, что связано с низкой материей. Поэтому для такого мировоззрения действенное исполнение заповедей лишено смысла: разве есть какая-то связь между физическим действием и высшей духовностью?!
Особенно острое неприятие вызывают у неевреев заповеди, данные после Дарования Торы. Те, что были даны ранее, не внушают такой неприязни, потому что служение Отцов в основном совершалось в области духа, а их физические действия были лишь внешним выражением движений души. Их можно сравнить с тем, как человек пляшет, поет и бьет в ладоши для того, чтобы дать выход радости, переполняющей его сердце. И поскольку для Отцов главным было укрепление связи своей души с Всевышним, их служение вызывает у неевреев не насмешку, а уважение и даже благоговение.
Однако неевреи совершенно не способны понять смысл заповедей, данных после Дарования Торы. В их глазах они не больше, чем «обряды». И они удивляются: почему даже крошечный изъян в тфилин делает их негодными для служения Всевышнему? И вообще: почему «голый» факт надевания тфилин важнее самого возвышенного умонастроения, углубленного размышления о Б-жественном – но без тфилин?
Поэтому неевреи критикуют еврейскую религию за то, что в ней «обрядность» якобы вытеснила «духовность». И они спрашивают: «Где же ваш Б-г?!» (Теилим, 115:2) – где же Б-жественное в ваших заповедях? Какая связь между действиями, которые вы совершаете, и Всевышним?
Когда «гой внутри еврея» говорит то же самое, что неевреи
В действительности подобные утверждения мы слышим не только со стороны. Учение хасидизма открыло, что и внутри еврея есть его собственный «гой» – его йецер а-ра. Его цель – ослаблять связь еврея с Всевышним, и для достижения ее он нередко использует утверждения нееврейских философов. «Какое значение имеет эта малость? – вопрошает он. – Такая она или другая, все равно твое умонастроение, твои чувства остаются теми же самыми!» Йецер а-ра смеется над теми, кто стремится исполнять заповеди как можно точнее. «Для чего тратить столько денег, чтобы приобрести лучшие тфилин, самые красивые цицит или мезузу, написанную самым благочестивым переписчиком? – изумляется он. – Я тоже люблю Всевышнего и Его заповеди, а вот служу Ему без всяких тфилин и цицит! Они нужны только тому, кто без них не в состоянии пробудить в себе страх и любовь, они – только средство, а не цель, однако мне они не нужны!»
В сущности, это то же самое, что говорят «мудрецы» народов мира: «Возвышен над всеми народами Г-сподь, над небесами Слава Его». Б-г – наивысшая духовность, и приблизиться к Нему возможно только духовными средствами.
Напротив, еврейская религия утверждает: человек не в состоянии подняться к Б-жественному своими собственными силами – что бы он ни делал и какие бы чувства в себе ни пробуждал. Потому что все силы человека – даже самые возвышенные и чистые – имеют предел. Ведь он – не больше, чем творение, а для Творца, бесконечного поистине, нет никакого различия между творением самым духовным и творением самым «заматериаленным»: и то, и другое ограничены во времени и в пространстве. Следовательно, оба они в совершенно равной степени удалены от Него. Самый умный человек и грубый булыжник – равны.
Есть лишь одна возможность: если Сам Творец даст человеку средство приблизиться к Себе. Ведь Всевышний выше всех ограничений и всемогущ, поэтому Он в состоянии предписать, что нужно делать для этого. И если человек исполнит волю Творца, то поднимется к Нему. Вот для чего даны Тора и заповеди: это те пути, которые Всевышний проложил для человека, чтобы тот приближался к Нему. Всевышний «опустил» Себя очень низко и дал человеку узнать, что, когда тот исполняет Его заповеди и тем самым осуществляет волю Его, и душа человека, и даже тело объединяются с Ним.
Итак, раз Сам Всевышний предписал совершать определенные действия, тот, кто берет тфилин и надевает их так, как предписано, исполняет волю Его и служит Ему. А тот, кто предается углубленному размышлению о духовном смысле тфилин и пробуждает в себе любовь к Всевышнему и страх пред Ним, но тфилин не надевает, этой заповеди не исполняет. Сами по себе тфилин, конечно, не в состоянии связать человека с Б-жественным, но все дело в том, что Всевышний предписал использовать их как средство объединения с Собой. Воля Всевышнего – вот решающий фактор, и исполняющий ее в соответствии с предписаниями Всевышнего оказывается способным приблизиться к Нему и даже слиться с Ним.
Мы тоже мечтаем достичь высоты Отцов
Можно это выразить другими словами и сказать, что если бы, упаси Б-г, не произошло Дарования Торы, нам ни при каких условиях не удалось бы установить связь с Всевышним. Ведь, в сущности, совершенно верно, что любое действие человека не имеет никакого значения для Всевышнего, равно как чувства и интеллектуальные усилия. Для Всевышнего все, что относится к сотворенному миру, не имеет ни малейшей ценности. Поэтому нельзя сказать, что духовная связь с Ним важнее, чем связь материальная.
Однако по воле Своей Он даровал нам Тору и заповеди, в которые (если можно так выразиться) облачился. И еврей, берущий в руки тфилин, или талит, или «четыре вида растений», или свиток Торы, чтобы исполнить волю Всевышнего, как бы «ухватывает» Царя над царями царей, Святого, благословен Он!
Но не следует все-таки думать, что конечная цель исполнения заповедей содержится в том действии, которое для этого необходимо. Всевышнему желанно и «очень важно», чтобы мы исполняли заповеди как можно точнее в сфере материальной, в сфере физического действия. Но нисколько не меньше Он желает, чтобы мы познавали и понимали внутренний смысл заповедей своим умом и пробуждали в себе любовь к Нему и страх пред Ним. Он хочет, чтобы духовный смысл заповедей не оставался скрытым, но открывался в нашей душе и также в окружающем нас мире. Поэтому такое значение имеет особое умонастроение при исполнении заповедей, поэтому так ценится в нашем народе способность постигать содержание Торы и испытывать сильные чувства к Всевышнему.
Поэтому мы просим: «Да будет Г-сподь, Б-г наш, с нами, как Он был с Отцами нашими, да не покинет Он нас и не отринет!» (Млахим I, 8:57). Мы обладаем, правда, преимуществом над нашими Отцами: изучая Тору и исполняя дарованные нам заповеди, мы притягиваем к нам саму Б-жественную Сущность. Но поскольку воля Всевышнего состоит в том, чтобы человек понял и прочувствовал Тору, чтобы он исполнял заповеди, ощущая глубочайшую духовную связь с Б-жественным, мы молимся о том, чтобы Всевышний был с нами так же, как был с Отцами нашими: совершенно открыто. Чтобы мы оказались достойными воспринять великое достоинство наших святых Отцов, внешним выражением которого было их служение Всевышнему, и сами служили Ему с тем же пониманием, с той же признательностью, с той же привязанностью, как Авраам, Ицхак и Яаков!
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.