[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

Рекомендации шефа

Время нынче идет быстро. А все из-за Интернета (с. 48). Нечто происходит, через десять минут мы об этом узнаём, через двадцать – читаем 164 мнения по этому поводу. Именно по такому сценарию развивались события вокруг антишашлычной статьи правозащитника Подрабинека. Так уж вышло, что пришлось и мне в этих обсуждениях поучаствовать. Но время идет, как уже сказано, быстро, история развивалась с галопной стремительностью, а потому многое осталось не всеми замеченным. В лежащем перед вами журнале представлены две позиции (с. 45 и с. 61). Мне бы хотелось добавить еще несколько штрихов к этой показательной истории. Никто из наших авторов благоразумно не упоминает один из основных посылов Подрабинека в его обращении к ветеранам. Он называет «подлинными героями нашей страны» людей, которые «сражались против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины…». Взгляды эти не новы, и никого особенно не удивляет нечто подобное, сказанное православными иерархами (с. 43), но услышать такое от Александра Пинхосовича Подрабинека! Когда именно действия этих людей были геройскими – Подрабинек не уточняет. А мне, скажем, любопытно: коллаборационизм с гитлеровцами ради святой борьбы с жидобольшевиками – тоже героизм? А если нет, то как героя выделить из детоубийцы? И кстати, для равновесия: если вдруг так вышло, что освенцимского узника освобождал убежденный большевик, как тогда, стоит ли нам с г-ном Подрабинеком быть ему благодарными?..

Это мои вопросы к А.П. Подрабинеку. Думаю, вопросы эти могли бы ему задать многие его друзья и единомышленники. Но Подрабинеку крупно повезло – вопросы задавать ему быстро перестали. Потому как из возмутителя общепринятой морали правозащитник сразу превратился в жертву возмутительной травли, а стало быть, спорить с ним уже не с руки – вроде присоединяешься ко всякого рода хунвейбинам. Которые, как и следовало ожидать, через некоторое время стали «наезжать» уже не на взгляды Подрабинека, а на его фамилию, отчество, а также фамилии и отчества возмутившихся безобразной травлей. «Поразительно, кстати, сколько евреев в нашей стране окончательно потеряли стыд и совесть. 3900 подписантов за Подрабинека. Около 60% – еврейские фамилии. Около 30% – русские». Это, знакомьтесь, член политсовета «Молодой гвардии» «Единой России» Павел Данилин. Врет, конечно, никаких 60% там нет. Но дело не в этом. Знатный молодогвардеец не видит ничего зазорного в своих подсчетах. Его в этом поддерживает и другой член политсовета «Молодой гвардии» – Андрей Татаринов: «По-моему, никакого антисемитизма в этом нет. Почему считать евреев – лауреатов Нобелевской премии нормально, а подписавшихся за Подрабинека – антисемитизм?» Ну, в порядке исключения, объясню: подчеркивать вклад евреев в мировой прогресс – это юдофилия, любовь к евреям, – нормально ли любить за это всех евреев или нет, не берусь судить. А подсчитывать евреев, делая вывод: «поразительно, кстати, сколько евреев в нашей стране окончательно потеряли стыд и совесть», – это обыкновенный антисемитизм. Итак, для закрепления: хвалить людей – это любовь к ним, ругать – нелюбовь.

Кстати, во всей этой дискуссии никому, конечно, дела не было до того, что как-то неловко выдавать за «мнение евреев» взгляды человека, давно и убежденно принявшего христианство. Ну да такие мелочи никогда не были для антисемитов серьезным доводом, еще со времен царя Меши в Заиорданье (с. 10), со времен «божественного Веспасиана» (с. 19) в проклятом Риме – Думе (с. 40). Обидно, конечно, но мы привыкли (с. 25). И даже научились восхищаться произведениями гениальных антисемитов (с. 35), невзирая на неприятные особенности личности автора. Тем более что сюжеты норовят путешествовать, минуя границы и ментальные барьеры (с. 49), вызывая при этом к жизни бесчисленные, иногда прямо противоположные трактовки (с. 55). Особенно если речь идет об экспансивном «сыне турецкоподданного» (обложка).

Бывает, что и сам автор на протяжении жизни бросается в крайности – и на бумаге, и тем более на деле (с. 89).

Но делать предварительные выводы можно только десятилетия спустя. А то получится, как в «случае Подрабинека».

До встречи.

Ваш Борух Горин

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.