[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

Здоровье тела, сознания и духа.

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

О нетрудоспособности

О рассеянном склерозе

<…> Что касается Вашей знакомой, страдающей рассеянным склерозом, и вопроса о том, нужно ли продолжать это знакомство ради последующего вступления в брак.

Прежде всего, это касается чувств двух людей. Вместе с тем важно проявлять осторожность, чтобы не внушать ложных надежд и не выдавать желаемое за действительное.

Если Вы врач, незачем разъяснять, что проведены интенсивные исследования по поводу излечения рассеянного склероза, особенно на его ранних стадиях. Но, как я уже сказал, Ваше окончательное решение зависит от ваших взаимоотношений.

Недавно я узнал, что используется новый метод лечения рассеянного склероза, а именно интерфероном. Хотя сейчас считается, что можно только контролировать состояние больного, надеюсь, в будущем болезнь станет полностью излечима.

«Отличные»

Когда евреи встречаются, они обычно приветствуют друг друга, желая мира: «шолом алейхем». Так приветствуют друг друга евреи разных стран, особенно в тех случаях, когда выходцы из Святой земли – «земли, о которой Г‑сподь, Б‑г твой, печется, – очи Г‑спода, Б‑га твоего, непрестанно на ней: от начала года и до конца года» – встречаются с евреями из других стран.

Есть особая радость в таких встречах, ведь они означают, что, несмотря на жизнь в изгнании, несмотря на то, что часть еврейского народа пребывает вне пределов Эрец-Исраэль, – расстояние на самом деле не разделяет евреев.

Встречи евреев подчеркивают: даже «изгнанники Израиля, и рассеянные Иудеи» – это «один народ», объединенный тем, что «их вера отлична от веры других народов» – вера единой Торы, полученной еврейским народом от Б‑га. Это объединяет их и делает уникальными среди других народов. Мало того, встреча евреев – это объединяющее событие, открывающее истину их былой разделенности: несмотря на рассеяние, они в действительности составляют единый народ.

Каждый еврей способен преодолеть пространственные пределы, но также и временные, помня, что еврейский народ вечен и един во всех поколениях и для всех поколений с того момента, как все души собрались перед горой Синай.

Тем самым можно объяснить долготерпение еврейского народа. Считаясь «меньшим из народов», он меньший в каждом отдельном месте. На самом же деле все евреи – со времен Синая – ответственны друг за друга, в той мере, в какой они составляют единое сообщество, один народ. Поэтому евреи численно превосходят все иные народы.

Отсюда следует еще один вывод. Евреи способны преодолеть время и пространство, ибо духовное у них преобладает над физическим, качество над количеством.

И еще одно следует отсюда: если человек по какой-то причине имеет физическое увечье, он не должен отчаиваться, Б‑же сохрани. В самом деле, если он получил увечье не по своей воле или же сделал что-то благородное, защищая евреев (особенно на Святой земле), это значит, что Б‑г, Творец человека, даровал ему особые духовные способности.

Это знание позволяет преодолевать физические увечья. Более того, человек не только способен показать то, что равен другим, но и то, что духовно их превосходит, когда преодолевает увечья. Он доказывает, что способен на более высокие свершения по сравнению с обычным человеком.

Вот почему мне не нравится слово «инвалид» – «недееспособный» – применительно к людям с физическими увечьями. Оно подчеркивает их ущербность, тогда как на самом деле эти люди выделены Творцом, Который дал им особые способности, выше, чем у среднего человека. Этот человек может превозмочь трудности, непосильные для обычного человека.

Поэтому я предлагаю изменить это понятие и называть людей с физическими увечьями «отличными» от других – будь эта непохожесть обусловлена войной или иными причинами.

Вспомним комментарии наших мудрецов на исход из Египта. Слова: «стал там народом великим, сильным и многочисленным» наши мудрецы понимают как «учение о том, что Израиль отличался от остальных».

Дело не только в изменении названия, тем самым проясняется истина. Быть «отличным» – значит обладать чем-то особым, выдающимся, а стало быть, иметь редкую возможность послужить радостным и уверенным примером того, что каждая еврейская душа, независимо от ее физического состояния, есть «истинно часть Всевышнего».

Часть Б‑жественного присутствует в каждом еврее, в конечном счете она возобладает над телом, и тело будет жить в соответствии с велениями души.

Это приводит нас еще к одному фундаментальному принципу Торы: «Служи Г‑споду с радостью». Поскольку вся жизнь человека – это непрерывное служение Б‑гу, логически вытекает, что человеку даны способности испытывать радость в течение всей жизни.

Когда же человек встречается с трудностями, его скрытые способности раскрываются и действуют, а также открывают другим, что он пребывает в состоянии радости и исполняет свою миссию просветления мира, укрепления в нем святости.

Тогда все видят, что Г‑сподь есть Б‑г всей земли, – будучи Б‑гом Израиля, Он есть Царь мира. А евреи – Его посланцы, несущие заповеди Б‑жьи всем народам земли.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.