[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

Вы читали? Валерий Дымшиц. От дискурса к объекту // 2009. № 9; Матвей Ганапольский. Зло как товар // 2009. № 10.

Реакция. В последних номерах «Лехаима» наметилась печальная тенденция: то В. Дымшиц обрушится на украинскую исследовательницу за попытку по-новому осветить отношение Украинской повстанческой армии к евреям, то М. Ганапольский походя пнет украинцев за «поиски человеческого лица у Шухевича и Бандеры». В Интернете идет травля бывшего политзэка А. Подрабинека, посмевшего напомнить, что, кроме ветеранов НКВД и конвойных войск, есть те, кто «сражался против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии». В первых рядах возмущающихся евреи: как может писать такое человек с отчеством «Пинхосович»!

А почему нет? Почему евреи должны усерднее прочих отстаивать советскую версию истории?  Разве нельзя быть евреем и с уважением относиться к бойцам антикоммунистического Сопротивления? Почему при любом добром слове в адрес оуновцев или «лесных братьев» надо кричать о ревизионизме, о реабилитации нацизма и о «мы не допустим»? Бандера – это Бандера, а Гитлер – это Гитлер. И не надо пропагандистского смешения одного с другим – оставьте эту радость ОРТ и РТР. Кстати, евреи, сидевшие в советских лагерях, легко находили с украинскими и прибалтийскими националистами общий язык – бандеровцы были им куда ближе, чем вертухаи (достаточно прочитать хотя бы мемуары Авраама Шифрина).

Разумеется, для независимой Украины Р. Шухевич герой, как для независимой Литвы героем является генерал Й. Жемайтис. Страна, обретшая государственность, начинает выстраивать собственную историческую идентичность, в герои автоматически записываются все борцы за независимость. И никаких симпатий к нацизму за этим не стоит, закономерная объективная тенденция. В Израиле, между прочим, именем Авраама Штерна тоже называют улицы и целые поселения – а ведь он был вполне себе террористом, да и нацистов, увы, предпочитал англичанам. А уж жителям всевозможных проспектов Андропова и улиц Дзержинского лучше и вовсе заткнуться со своим праведным возмущением.

Причина столь нервной реакции на героизацию бандеровцев и прибалтийских партизан, помимо разрухи в головах, видимо, еще и в некоей эмоциональной путанице: мол, герой – это что-то вроде святого, только лучше. На самом деле герои в массе – люди малоприятные и с «человеческим лицом» у них, как правило, нелады.

Когда речь идет о «национально-освободительных движениях», партизанах и повстанцах, грань между героизмом и бандитизмом тонка – порой до полной неразличимости. Венгры в 1956-м тоже вешали коммунистов на фонарях и убивали членов их семей, что не мешает им быть борцами за свободу, которыми сейчас восхищаются во всем мире, и даже Россия с этим особо не спорит. Да, убийцы, да, герои – никакого противоречия, даже навыков диалектического мышления особых не требуется. И ничего оскорбительного по отношению к ветеранам в такой констатации нет – куда оскорбительнее врать им и себе и продолжать играть в поддавки с советским прошлым.

Но это все присказка, в конце концов, украинские, литовские, польские, израильские граждане без наших подсказок разберутся, кому им ставить памятники и чьими именами называть улицы. Куда важнее другое. Российские школьники должны изучать героическую историю украинского и прибалтийского антисоветского подполья, а на Лубянке, на постаменте, оставшемся от Дзержинского, должен стоять памятник английскому шпиону Олегу Пеньковскому, казненному по приговору советского суда. Эти люди боролись с коммунистическим режимом, и освободившаяся от коммунизма Россия обязана видеть в них своих героев. Если, конечно, хочет перестать наконец быть шизофреническим образованием с советским гимном и царским гербом и обрести полноценную идентичность. Каковую можно построить лишь на тотальном отказе от идейного наследия империи зла.

А был ли Бандера антисемитом – вопрос, право слово, на этом фоне глубоко второстепенный.

Михаил Эдельштейн, Москва

 

Наш ответ.  «Почему евреи должны усерднее прочих отстаивать советскую версию истории»: в этом вопросе уважаемого автора письма содержится, на наш взгляд, передергивание фактов. Насколько нам известно, в дискуссии вокруг статьи Подрабинека евреи не защищали «палачей на расстрельных полигонах» и – шире – «советскую версию истории». Среди членов редакции также есть евреи, у которых заявления Александра Пинхосовича Подрабинека вызвали вопросы. Если журналист неудачно выразил свою мысль, то вопросы эти снимаются. Но если серьезно полагать, что все ветераны, сражавшиеся против фашизма, были вертухаями и т. п., а в противоположном лагере числить исключительно благородных борцов антикоммунистического Сопротивления, дружественно настроенных к евреям, то подобная точка зрения не найдет понимания ни у еврейских организаций, ни у большинства историков.

Ссылаясь на недавние публикации в «Лехаиме», следовало бы прежде всего обратить внимание на фундированные материалы известного историка Даниила Романовского, которые мы публикуем уже не первый год и в которых не голословно идет речь о роли коллаборантов в уничтожении евреев в Прибалтике, Украине и других странах. Если евреям предлагается с уважением относиться к этой части ветеранов-антикоммунистов, то это противоестественно и абсурдно.

Герой ли для независимой Украины Роман Шухевич, решать, несомненно, самой независимой Украине. Однако евреи не могут забывать о том, что командир УПА Роман Шухевич призывал уничтожать, наряду с наднациональными коммунистами, поляков, евреев и цыган. На тему практической деятельности УПА по истреблению евреев также, кстати, существует мемуарная литература.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.