[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)
КРАСОТА СКРОМНОСТИ
Берл Лазар
Нередко мне задают вопрос: почему верующие евреи одеваются скромно? Сейчас так одеваться не принято, значит, это некрасиво. А красиво – то, что соответствует моде.
Но что такое вообще мода? Какие-то люди постановили, что в этом году «принято» одеваться так-то – и все бросаются в магазины покупать новую одежду. На следующий год те же люди объявят, что одеваться надо иначе – и модники послушно поменяют свой гардероб. Здесь речь идет не о красоте, тем более не об удобстве, а просто о слепом следовании рекламе.
Наши мудрецы так объясняют значение еврейского слова «эмет», «истина». Первая буква в этом слове, «алеф», – это первая буква алфавита, вторая, «мем», – срединная буква, а третья, «тав», замыкает алфавит. Это означает, что истина может быть только всеобъемлющей: если это «истина» для меня, но не для тебя, для Нью-Йорка, но не для Москвы, сегодня, но не завтра, – значит, это вообще не истина. Меняющаяся каждый сезон мода – по определению не истина.
Конечно, одни только усилия рекламщиков не заставили бы людей следовать моде – в конце концов, нормальный человек не так глуп, чтобы поверить всему, что ему говорят с телеэкрана или со страниц глянцевых журналов. Но здесь, к сожалению, пропаганда моды падает на плодородную почву. Большинство людей гонится за модой, потому что хочет выделиться. Человек говорит себе примерно следующее: «Если я буду одеваться скромно, меня не заметят, а если буду одет по последней моде – я произведу впечатление, меня будут больше уважать и больше любить».
Таким людям индустрия моды подыгрывает. Каждый год она предлагает все более экстравагантные и рискованные одежды. Вспоминается известный анекдот о верующем еврее, который увидел на остановке автобуса знакомую женщину, одетую по последней моде – то есть, скорее «раздетую по последней моде». Он зашел в ближайший магазин, купил яблоко и преподнес его женщине. Та удивилась: «Зачем мне яблоко? Я не голодная». «Да я просто вспомнил про Еву в раю, – отвечает верующий еврей, – она тоже, пока не съела яблоко, не чувствовала, что голая…»
Теперь мода распространяется не только на одежду. Модными стали пластические операции, удаление морщин. Целая индустрия зарабатывает на этом огромные деньги, рекламщики каждый день убеждают людей, что они должны выглядеть иначе – не так, как они выглядят на самом деле, а «гораздо лучше». Люди готовы рисковать здоровьем и даже жизнью, чтобы «улучшить свое тело» операциями или косметическим похуданием.
Скромность вовсе не значит, что не нужно быть красивым. Наши святые книги прославляют красоту Сары, Рахели, Эстер. Красота – большое достоинство. Но слово «красота» не происходит от слова «краска»: красивым человека делает гармония тела и души, а не то, что надето на тело или накрашено на лице. Человек, сделавший пластическую операцию ради моды, «чтобы стать красивее», как бы говорит окружающим: «Я – это мое лицо; я – это мое тело. То, что внутри, – не обращайте внимания, это неважно».
Чем вызвана эта страсть выставлять свое тело напоказ? В первую очередь, как ни странно, неуверенностью в себе. Если человек надеется, что его будут больше уважать и любить, когда он появляется в модной одежде, это значит, что он очень низко себя ценит. Значит, он боится, что собственные его человеческие качества не заслуживают ни уважения, ни любви. А для человека верующего главная забота – его бессмертная душа, его сущность, а не внешняя оболочка. Мы покупаем вещи, которые нужны, а не те, которые рекламируются. Мы одеваемся скромно, зато удобно. Мы не пытаемся изменить свой внешний облик, потому что понимаем, что он нам дан Б‑гом.
Есть прекрасные вещи, которые обретают красоту именно потому, что их не видно. Это относится в первую очередь к вещам интимным – интимность красива именно своей закрытостью, и если выставить ее напоказ, получится не красота, а пошлость. Многие не могут понять, почему в синагоге свиток Торы обычно укутан в покрывало. Разве свиток Торы сам по себе не прекрасен? – недоумевают они. Зачем его прятать? Да именно затем, что открывать красоту нужно в особые моменты, а не постоянно! Только тогда будет создано то особое настроение, которое позволяет человеку в полной мере эту красоту оценить.
Кстати, тем же принципом мы руководствуемся, разделяя мужчин и женщин в синагоге. Казалось бы, если муж и жена вместе пришли молиться, почему бы им, самым близким людям, не сделать это вместе? Но опять же, есть время, когда близким людям следует быть вместе, а есть время, когда им лучше разделиться. Во время молитвы человек должен сосредоточиться на мыслях о Б‑ге, – а если муж и жена молятся рядом, они будут думать друг о друге, и это помешает им обоим выполнить свою задачу…
Короче говоря, принцип скромности, на котором основано поведение верующего человека, – это красота целесообразности. Это понимание того, что у каждого из нас есть свое место в Б‑жественном плане, и только если человек блюдет свое место, он будет красив телесно и духовно.
Человек нанялся водителем автобуса. В первый день он обнаружил,
что маршрут, на который его поставили, пролегает по окраинным улицам,
пассажиров мало и выручка невелика. На следующее утро он решил оказать
автобусной компании услугу и вывел свою машину на центральный проспект. Весь
день ездил в центре, автобус был полон, деньги рекой полились в кассу. Вечером
водитель-новичок сдал выручку: он был уверен, что начальство будет хвалить его
и ставить в пример. И искренне не понял, за что его на следующее утро уволили…
ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.