[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  НОЯБРЬ 2009 ХЕШВАН 5770 – 11(211)

 

Во-первых, это красиво…

 

Антиквар. Журнал об антиквариате и коллекционировании Украинская иудаика: история надежд 

2008. № 9 (23)

То, что специализированный журнал, далекий от еврейских проблем, полностью посвящен иудаике, – уже само по себе необычно. Особенно если речь идет о таком эстетически «вкусном» издании, как «Антиквар». Тема номера – еврейские музеи в Украине. Несмотря на нынешнее их отсутствие, Украина в этом плане – не «терра инкогнита». Ведь в 1927-м в Одессе был открыт первый в СССР Еврейский музей им. Менделе Мойхер-Сфорима. К 1930‑м годам его собрание насчитывало более 30 тыс. экспонатов и, помимо пинкосов и синагогальной утвари, включало произведения Шагала, Тышлера, Альтмана, Маневича. В 1934-м музей неожиданно прикрыли. В том же году возник Еврейский музей во Львове, ликвидированный в 1939-м с приходом Советов. И одесская и львовская коллекции после вой­ны были частично утрачены, хотя сегодня в Украине трудно найти краеведческий музей, где не хранились бы (чаще в запасниках) артефакты, связанные с еврейской историей и культурой.

Тем не менее собственно еврейского музея в Украине до сих пор нет, а перспективам его создания посвящено интервью директора Центра изучения истории и культуры восточноевропейского еврейства Леонида Финберга. На сегодняшний день Центр располагает неплохим книжным собранием (3 тыс. изданий начиная с 1702 года). Уникален переданный Центру еврейский киноархив с немыми фильмами, лентами на идише, билетами, афишами и т. п. Достойны занять место в будущем музее коллекция старой еврейской фотографии (более 4 тыс. снимков), плакаты и листовки практически всех дореволюционных еврейских партий и движений, афиши еврейских театров (а в Украине их было около 70!), легендарный фронтовой «треугольник», написанный (вопреки цензуре) на идише. Огромный интерес представляют документы, собранные Еврейской историко-археографической комиссией в 1922–1930 годах. Речь идет о ценнейших свидетельствах разных эпох – от письменного прошения евреев к Богдану Хмельницкому с мольбами убить их всех, но не подвергать крещению до описей награбленного во время петлюровских погромов имущества.

В формировании экспозиции музейщикам поможет собрание еврейских рукописей и печатных изданий Национальной библиотеки Украины (более 150 тыс. единиц хранения), о котором рассказывает завотделом иудаики НБУ Ирина Сергеева. Жемчужины собрания – авторские рукописи Шолом-Алейхема, огромный архив еврейской периодики XIX–XX веков на множестве языков и крупнейшая коллекция изданий на идише советского периода, включая детские книги, над оформлением которых работали Шагал, Эль Лисицкий, Иосиф Чайков и другие выдающиеся мастера.

Очень познавательна и прекрасно иллюстрирована статья об экспертизе предметов еврейского ювелирного искусства – после ее прочтения даже профан научится определять происхождение римоним, корон Торы, ханукий или йадов. Кстати, Киев, Львов, Одесса и Житомир были наиболее известными центрами «еврейского серебра» в Российской империи. Йаду (указке для чтения Торы) посвящен отдельный обширный материал, основанный на реальных предложениях международных аукционов.

О крупных европейских художниках-евреях, погибших в период Катастрофы, повествует Артур Рудзицкий. Практически всех их объединяет одно – украинское детство, парижская зрелость и смерть в Освенциме или Собиборе. Полузабытые имена: Владимир Баранов-Россинэ (Шулим-Вольф-Лейб Баранов) – один из ярчайших мастеров русского авангарда, завсегдатай знаменитого «Улья»; уроженец Каменец-Подольского, заметная фигура на Монпарнасе Абрахам Вейнбаум; Сандро Фазини (Сруль-Арье Файнзильберг) – родной брат Ильи Ильфа, участник «Салона Тюильри»; повесившийся в своей мастерской с желтой звездой на одежде Рафаэль Шварц, предисловие к альбому которого в свое время написал Анатоль Франс. Постфутурист Давид Штеренберг, повторивший лишь два элемента этой триады – родился в Житомире и обитал одно время в «Улье», заинтересовал одного из лучших украинских искусствоведов Олега Сидора-Гибелинду.

Эксперт Международной ассоциации арт-критиков Святослав Яринич делится соображениями по поводу процесса реституции произведений искусства, конфискованных нацистами. Не секрет ведь, что некоторые музейщики ропщут, полагая, что за лозунгами о восстановлении исторической справедливости кроется банальный передел собственности.

Несколько выпадают из «еврейского» контекста номера статьи об экслибрисах и… мундирных пуговицах. Зато материал о ежегодном еврейском календаре (издание киевского Института иудаики), каждый выпуск которого – своеобразный мини-альбом еврейского станкового и декоративно-прикладного искусства, будет полезен не только профессионалам, но и широкому кругу читателей. Встречают ведь по одежке. А «одет» для первого знакомства с еврейской культурой «Антиквар» очень пристойно. Так, что хочется продолжить отношения…

Михаил Гольд

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.