[<<Содержание] [Архив]        ЛЕХАИМ  ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)

 

Послания Любавичского Ребе

Здоровье тела, сознания и духа.

Составитель Шолом-Бер Вайнберг

О СТАРОСТИ

Красота старших

В последние десятилетия наметилась тенденция, в соответствии с которой старение рассматривают как серьезный физический недостаток. Всякий человек после пятидесяти лет считается «перешагнувшим рубеж», родители и друзья объясняют, что он уже не так молод и должен смотреть на вещи проще.

Скоро пожилому человеку начинают тонко намекать, что ему лучше уйти с честью сейчас, прежде чем его «уйдут», – особенно если ему наступает на пятки некто молодой, который нашептывает боссу, что пожилому коллеге стоило бы освободить место для других.

Молодые считаются более способными и дешевыми работниками, начинают они с низких зарплат. Если пожилого хотят сохранить на работе, ему оказывают честь, отведя скромное место на иерархической лестнице компании. Иногда к нему даже обращаются за советами, впрочем, никогда этим советам не следуя.

Когда пенсионный возраст наконец наступает, ему приходится смириться с тем, что теперь он человек второго сорта. Общепринятое мнение о пожилых людях как некомпетентных и бесполезных так угнетает его, что он чувствует себя ненужным, обузой для окружающих. Это приводит к негативному психологическому эффекту: человек испытывает обиду и впадает в депрессию, что скверно влияет на его физическое состояние.

Скоро его отсылают в дом престарелых, а дети оказывают ему честь, отрываясь на полчаса от гольфа или пляжа, чтобы посетить его. Они постоянно напоминают ему, как дорого содержать его в доме престарелых.

Раз в год, в День отца, сын его посылает секретаршу купить модный галстук и мчится с ним к отцу: «Видишь, папа, я не забываю тебя!» Потом он устремляется обратно, туда, где может с чистой совестью заняться делами – до следующего года, когда купит отцу еще более модный галстук.

Такое отношение имеет свои оправдания с точки зрения прогресса. Технологии совершенствуются, рабочих на производствах заменяют автоматы, и многих людей приходится увольнять. Насколько же лучше дать им шанс уйти раньше положенного возраста, тем самым облегчая ситуацию.

Самое неприятное во всем этом, что общество не принимает во внимание огромный опыт пожилых людей, добытый тяжким трудом. Претерпев много бед и испытаний, они научились справляться с самыми трудными жизненными проблемами и могут стать бесценным источником мудрых советов для молодежи, у которой такого опыта нет.

Так происходит в семье и общине, в бизнесе и производстве. Пожилой человек обретал опыт непросто: он овладевал профессией, развивал новые методы, на своих ошибках научился правильно поступать в той или иной ситуации.

Такой бесценный запас знаний приобретают на протяжении многих лет. Высококвалифицированный работник имеет возможность давать советы и обучать молодых коллег оптимальному решению проблем, с которыми те нередко сталкиваются. Прислушавшись к такому совету – плоду многолетнего опыта, – они избежали бы серьезных ошибок.

Но, вместо того чтобы использовать этот опыт, вместо благодарности за годы преданной службы компании и воспитания молодых работников, которых терпеливо вводили в курс дела, общество принимает ложное решение, что следует заменить пожилого человека на кого-нибудь помоложе – хотя тот часто незнаком с самыми элементарными навыками в работе компании. Качество приносят в жертву сомнительным преимуществам юности.

По мере роста уровня жизни количество пенсионеров все увеличивается, и вскоре они усваивают взгляды общества на них как на бесполезных и ненужных – особенно если их принудительно отправили на пенсию, чтобы освободить место молодым.

Если они не оказываются в домах престарелых, то бесцельно маются между приемами пищи, делами в центре пенсионеров, мелким шоппингом и прогулками по кварталу. Иначе они вообще не знали бы, чем заняться.

В домах престарелых не менее серьезные проблемы. Персонал выбивается из сил, чтобы придумать для пожилых людей занятия, сделать их времяпрепровождение более приятным.

Очень жаль, что такое отношение к старикам глубоко укоренилось в сознании жителей нашей страны. Все слои общества, включая правительство, могли бы так много почерпнуть из коллективного опыта и знаний пожилых людей.

Наверное, не следовало бы возлагать на пожилых людей служебные обязанности в полном объеме, поскольку физически они уже не так крепки и порой болеют. Но полностью исключать их из активной жизни – жестоко по отношению к ним и недальновидно по отношению к обществу.

Молодежи, разделяющей такое отношение к пожилым людям, следовало бы оценить его последствия. Тенденции настоящего времени, особенно дурные, безудержно ускоряются – равно как скорее выполняются работы: когда-то они требовали многих дней и месяцев, а теперь на них уходят минуты.

Весьма вероятно, что нынешнее молодое поколение будет считаться старым на десять лет раньше, чем их предшественники!..

В сущности, об этом говорит пятая заповедь: «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Г‑сподь, Б‑г твой, дает тебе». Если хочешь, чтобы твои собственные дни продлились благодаря почетному и полезному вкладу в общество, почитай и уважай старших.

То, что одна из первых заповедей, дарованных еврейскому народу на Синае и выбитых на двух каменных скрижалях, относится к старшим, свидетельствует о важной роли, отведенной им в Торе.

Взгляд Торы на старость радикально расходится со взглядами со­временного общества. Долгожительство и преклонный возраст Тора считает величайшим благословением. «Долголетие возвестит мудрость» (Иов, 32:7), – говорится в библейском стихе. «Чем старше изучающие Тору, тем основательнее их знание», – сказано в Талмуде (конец трактата Киним).

Членам Сангедрина (высшего еврейского суда и государственного органа в библейские и мишнаитские времена) полагалось быть старше семидесяти лет. Тора (Шульхан арух, Йоре деа, 244:1) предписывает вставать перед людьми старше семидесяти лет, даже если они не ученые, из уважения «к испытаниям и трудностям, которые они преодолели» (Кидушин, 33а).

Концепции «пенсионного возраста» не существует в Торе. От рождения и до последнего момента жизни еврей неизменно включен в «воинство Б‑жье», ибо он «создан для служения Творцу» и не может оставить свой пост.

Напротив, в последние годы жизни, освободившись от обязанности содержать семью, от деловой суеты, он получает превосходную возможность глубже погрузиться в изучение Торы. Теперь ему удастся наверстать то, что было упущено в молодые годы.

Человеку, вынужденному отправиться на пенсию, не стоит впадать в отчаяние, он должен поразмыслить об истинных причинах того, что с ним произошло. Резоны компании не имеют никакого значения: Творец, несомненно, создал для него такую ситуацию, при которой свободное время может быть использовано с максимальной пользой.

Находясь в мире жесткой конкуренции, он вершил дела не самым достойным образом. Его постоянно одолевало искушение ущемлять права других, порочить людей, заключать нечестные сделки, совершать другие грехи, перечисленные в еврейском гражданском праве (четвертый раздел Шульхан арух).

Теперь ему незачем неусыпно контролировать подчиненных, льстить начальству, ломать голову над тем, где отыскать деньги, и строить бизнес на песке. Теперь он сам себе хозяин и посвящает несколько часов в день изучению Торы.

К счастью, здоровье его все еще в порядке, разум за прошедшие годы только окреп, и он понимает предмет гораздо лучше молодых.

Чтобы поощрять пожилых к изучению Торы, целесообразно создать соответствующую сеть кружков с фиксированным временем занятий, где учились бы люди примерно одного возраста.

Предмет изучения нужно выбирать, согласовав его с учащимися, в соответствии с их уровнем знаний; учеба должна включать изучение недельной главы Торы, что объединило бы такие группы по всему миру.

Группам следует собираться для занятий до или после одной из трех ежедневных молитв, и на столе во время занятия должен стоять ящик для сбора пожертвований (а еще лучше, чтобы, по согласованию с членами группы, была дополнительно организована беспроцентная ссуда).

Так все группы объединились бы в мировую общину, на «трех столпах, на которых стоит мир: Тора, авода (служение) и гемилут хасадим (добрые дела)».

Было бы также желательно присвоить подобным группам названия, дабы поощрять пожилых людей присоединиться к ним. Хорошее название, например: колель – его дают ныне учреждениям, где молодые люди обучаются после заключения брака.

Таким группам нужно также давать дополнительное название – «Тиферет Зекейним« («Красота старших»). Оно напоминало бы о группах, которые создал в 1920‑х годах в Советской России мой тесть, Ребе, для людей, не имеющих возможности посещать подпольные ешивы, для продолжения изучения Торы.

Это предложение прозвучало 20 ава, в годовщину смерти (в 1944 году) моего отца, рабби Леви-Ицхака Шнеерсона (до 1939 года раввина Екатеринослава, Украина), который, несмотря на огромные трудности и угрозы, мужественно посвятил жизнь тому, чтобы привлечь к изучению Торы людей всех возрастов, включая пожилых. Поэтому было бы справедливо добавить к названию группы и его имя – «Колель Тиферет Зекейним Леви-Ицхак». Хотя, конечно, главная задача – поощрять изучение Торы, и название группы здесь не имеет первостепенного значения.

Посещение групповых занятий примет более массовый и регулярный характер, если будет обеспечено недельное или месячное денежное пособие: оно способствует повышению чувства ответственности у членов группы. Но опять-таки, это не первостепенное требование, и оно зависит от местных условий. Цель же – достижение наилучших результатов.

Дома престарелых, персонал которых активно ищет возможности занять пожилых людей и украсить им жизнь, особенно подходят для организации групп изучения Торы.

Подобные группы следует создавать и для женщин, но называться они должны не «Колель», а «Тиферет Хохмат Ношим» («Красота женской мудрости»).

Хотя женщины не обязаны изучать Тору так же, как это делают мужчины, самое разумное в настоящее время – организовать изучение Торы и для них.

Пожилые женщины наделены в значительно большей мере такими качествами, как доброта, мягкость, нежность. Они на редкость хорошо подготовлены к тому, чтобы влиять на других женщин, включая самых молодых, и вести их к чтению Торы и исполнению мицвот.

Им следует изучить детали тех мицвот, которые относятся к женщинам, особенно кашрут и таарат а-мишпаха, а также недельную главу Торы и основные положения еврейской веры. Тогда, в дополнение к вышеупомянутым внутренним качествам, они освоят и глубокую мудрость Торы, благодаря чему их аргументы станут убедительнее.

Тем самым их советы помогут молодым вести дом на основе иудаизма и избегать практики, противоречащей духу Торы. Они также будут побуждать своих детей и внуков давать их потомству еврейское образование и избегать даже потенциальной опасности смешанных браков.

Осуществление всего этого отчасти избавит пожилых людей от чувства неполноценности. Уныние, вызванное их «печальным» уделом, сменится радостью, ибо они обретут возможность сделать последние годы своей жизни поистине «золотыми годами», наполненными Торой. Они будут все чаще проявлять добрые чувства к окружающим и совершать дела милосердия, особенно в том, что касается изучения Торы. Одна из уникальных особенностей Торы состоит в следующем: те, кто погружается в нее, все глубже понимают эту книгу и испытывают наслаждение, изучая ее.

Таким образом, пожилой человек может стать уважаемым членом общины, ежедневно изучая Тору вместе со своими сверстниками и радуясь каждой минуте занятий.

Он почувствует уверенность в себе, а это позволит свободно подойти к молодому человеку, столкнувшемуся с определенными проблемами, и, дружески хлопнув его по плечу, объяснить, как сам он много раз преодолевал такие же проблемы и научился не отчаиваться.

Кроме того, он может познакомить молодого человека с соответ­ствующими высказываниями наших мудрецов, с рассказами из Талмуда, мидраша, посоветовать ему смотреть на все оптимистически. В этой роли пожилой человек будет наверняка чувствовать себя лучше, чем в деловом мире, когда у него не оставалось бы времени для окружающих.

Прежде всего нужно помнить: учение Торы необходимо распространять среди всех евреев, в частности и пожилых. Мы также должны выработать новый подход к пожилым людям, которых вынуждают незаслуженно страдать – не по их вине, а из-за современного недальновидного отношения к ним.

Наши мудрецы говорят (Ялькут Шимони, Эйха, 10:34): когда человек изучает Тору, Сам Б‑г, Податель Торы, находится напротив него и повторяет тот же отрывок. А согласно мидрашу, когда Тора была дарована на горе Синай, Б‑г явился еврейскому народу как «добрый седобородый патриарх, исполненный милосердия».

Пожилой человек, которого пригласили принять участие в групповом изучении Торы, когда он слушает или произносит слова Торы, должен видеть, как Б‑г стоит против него и повторяет те же слова. Он должен помнить также о том, что Б‑г есть «Древнейший всех дней», поэтому следует разделять с Ним старость, уподобляясь Ему.

Пусть он поймет, как можно быть уважаемым в наступающей старости: наши мудрецы переводят слово «закен» («старый») как «зе ше-кана хохма» («тот, кто обрел мудрость»).

Снизьте нагрузку и не выходите на пенсию

<…> Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы пишете о своем состоянии здоровья и мнении врачей о необходимости Вашего ухода с должности раввина, а также о последствиях Вашего ухода для общины. Пишете Вы и о том, что община возражает...

Надеюсь, беспристрастно проанализировав ситуацию, Вы наверняка найдете способ снизить Вашу нагрузку и при этом остаться на нынешней должности, организовав все таким образом, чтобы удовлетворить также Вашего доктора.

Примите во внимание: сами врачи полагают, что человеку необходимо быть загруженным работой (хотя ее объем не должен превосходить его физические возможности), поскольку безделье отрицательно сказывается на здоровье – не только на психике, но и на организме в целом. Полагаю, доктор согласится, чтобы Вы по-прежнему работали, но с пониженной нагрузкой, возможно, он и сам посоветует Вам так поступить.

Это совершенно правильно, поскольку «заслуги многих» (см. Пиркей Авот, 5:18), которым Вы помогаете, укрепят Вас в добром здравии: ведь Вы, несомненно, делаете добрые дела для иудаизма и насаждаете живительный источник хасидута в Вашей общине.

Работа в «золотые годы»

<…> Вы пишете, как Вас огорчает Ваша мама, которая продолжает работать, несмотря на преклонный возраст.

Понятно, не все виды труда одинаковы. Однако принципиально важно, что именно по достижении определенного возраста людям важно занять себя той или иной формой работы – это отвлечет их внимание от недугов.

Убежден, что работа, соответствующая физическому состоянию человека, важна для его здоровья и благополучия.

 

Составление завещания – средство для долголетия

<…> Я получил от Вас два письма. Ко второму приложено завещание – нечто такое, что обретает смысл лишь после того, как Вы проживете долгую жизнь. Говорят, составление завещания – это средство для долголетия.

 

Возможные проблемы могут быть связаны вовсе не с сердцем, а с менопаузой

<…> Вы пишете о Вашей тете. Судя по всему, с сердцем у нее в порядке, а боли вызваны возрастными изменениями (прекращение менструаций и т. п.). Следовало бы обратить на это внимание врача и посоветоваться с ним.

Если это подтвердится, нужно прибегнуть к лекарственным сред­ствам, которые значительно улучшат ее состояние. Таких средств много. Более того, когда она будет знать точную причину болей (след­ствие менопаузы), это весьма успокоит ее – что само по себе очень ценно.

Ваша тетя, несомненно, знает о прекрасном обычае еврейских женщин давать цдаку перед зажжением свечей каждый эрев шабат и каждый йом тов. По крайней мере, она должна начать это делать сейчас.

 

Об особой деликатности в период менопаузы

<…> Евреи всегда расходятся во мнениях – подобно тому, как не совпадают мнения у Вас с женой. Причина в том, что Б‑г пожелал этого и соответствующим образом сотворил человека: двое людей не должны думать одинаково (Берахот, 58а).

После прекращения менструаций женщина реагирует на все гораздо острее (включая различие во мнениях). В таком случае желательно и благоразумно вести себя так, чтобы смягчить ситуацию – перевести разговор на другую тему, мягко и ненавязчиво успокоить.

Очевидно, следует выработать манеру поведения в соответствии с правилом, установленным в Шульхан арух адмур а-закейн (где Алтер Ребе говорит о том, что с женщинами надо обращаться мягче, по­скольку они более чувствительны). Также очень важно, чтобы Вы уделяли внимание ее достоинствам.

Все это в дополнение к тому, о чем мы говорили раньше, а именно: необходимо поддерживать женщину в ее делах – так, чтобы она находила в них удовлетворение и ее усилия приносили плоды.

<< содержание 

 

ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.