[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2009 ТИШРЕЙ 5770 – 10(210)
Вы читали? Рабочий механизм вчерашних империй. Беседу ведет Афанасий Мамедов // 2009, № 8
Реакция. Меня поразили некоторые высказывания профессора Михаила Лотмана, которые нельзя оставить без внимания.
В этих ответах сквозит такое холодное равнодушие, такой отчужденный взгляд на судьбу еврейского народа, замаскированный под научный объективизм, что сомневаешься в том, что подобное мог сказать еврей. Увы, и внешность, и фамилия профессора Лотмана (уж не сын ли он замечательного филолога Ю.М. Лотмана?) (М.Ю. Лотман действительно сын Ю.М. Лотмана. – Ред.) не оставляют сомнений – перед нами еврей, а если говорить точнее, тот самый высокоумный сын из пасхальной Агады, о котором сказано: «притупи такому зубы». Видите ли, для него «антисемитизм – объект исследования, а не борьбы». Видите ли, он не уверен, что борьба с антисемитизмом – это вообще достойное занятие. Больше того, неизвестно, как он пришел к выводу, что «Протоколы сионских мудрецов» могут (кем?) восприниматься и как еврейский (?!), и как антисемитский документ. А вот мне, историку, философу и культурологу, так не кажется. И я уверен, что большинство честных исследователей согласятся со мной, а не с профессором Лотманом. Честное слово, даже из соображений простой чистоплотности не хочется комментировать высказывания этого господина. Но приходится, так как это симптомы некоей душевной болезни, которая нуждается в исследовании и лечении. И здесь не до смеха – смеяться над душевнобольным грех, ему надо помочь. Позволю себе процитировать один показательный пассаж. «Я не знаю, как бороться с антисемитизмом во всех его проявлениях; более того, не уверен, что это вообще достойное занятие. Если речь идет об антисемитских взглядах протестного характера (протест против “засилья” евреев в культуре и экономике, протест против создания Государства Израиль, протест против религии евреев и т. д. – В. К.), то каждый свободен иметь какие угодно убеждения, если же эти убеждения перерастают в инструментальную фазу (еврейские погромы, Бабий Яр, Освенцим, Треблинка, ГУЛАГ, сталинский террор и т. д. – В. К.), то это сфера компетенции правоохранительных органов. (Где и когда ОРГАНЫ защищали права евреев? – В. К.) Меня антисемитизм интересует лишь в качестве одной из разновидностей культурных фобий (?! – В. К.), для меня это объект исследования, а не борьбы». И Вам не стыдно, профессор Лотман?!
После всего этого неудивительно, что наш горе-семиотик возражает против запрета на публикацию «Майн кампф» Гитлера и «Протоколов сионских мудрецов». «Свобода слова важнее любых (?! – В. К.) злоупотреблений ею». Пока она не переросла в «инструментальную фазу»… Попросту говоря, печатайте и продавайте людоедские книжонки, разжигайте антисемитские настроения в массах, а вот когда эти массы пойдут убивать и насиловать евреев, тогда призовите ОРГАНЫ. Ага, они прямо сейчас отзовутся и примут меры. Как это было в Германии.
Даже не знаю, чего здесь больше – непроходимой глупости или бездонной наивности. Вроде бы уже взрослый человек, не мальчик… И даже как семиотик (уж не говорю – как еврей) должен бы знать, что публичное слово имеет силу, способную творить как добро, так и зло. А значит, и свобода слова может быть использована как орудие зла. Так неужели неясно, что такое зло, как антисемитизм, начинается с мыслей и слов, несущих в себе заряд ненависти и зла? И бороться с этим злом начинать необходимо именно с этой, начальной фазы.
А может быть, это даже и полезно в педагогических целях: показать, что есть такие люди, которых уроки истории ничему не учат. И здесь невольно вспоминаются известные слова: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут убить; не бойся друзей – в худшем случае они могут предать; бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но лишь с их молчаливого согласия в мире существует убийство и предательство». Пожалуй, к этому нечего добавить.
Владимир Каганов,
Интернет
ЛЕХАИМ - ежемесячный
литературно-публицистический журнал и издательство.